Основная причина повышения тарифов - обязательство Кабмина перед МВФ к 2017 году сделать НАК «Нафтогаз Украины» безубыточным.
В апреле, после окончания отопительного сезона, правительство собирается в очередной раз повысить цены на газ для населения.
Тайный тариф
Каждое повышение цен на энергоносители сопровождается популистскими выступлениями политиков. Еще летом 2015 года, против повышения тарифов активно выступала Юлия Тимошенко. В момент начала отопительного сезона «Тарифный майдан» организовала Радикальная партия Олега Ляшко.
Однако мало кто из политиков может сказать, каким должен быть адекватный тариф. После того, как «Нафтогаз» опубликовал статистику производства, закупки и потребления газа в 2015 году, его можно высчитать самому.
Сейчас рыночная цена для населения составляет 7188 грн за тысячу кубометров. В прошлом сезоне бытовые потребители платили около 1,2 тыс. грн за тысячу кубов.
Чтобы не шокировать население резким поднятием цен, Нацкомиссия по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) ввела социальную норму. 1200 кубов в сезон потребитель оплачивает по тарифу в половину меньше рыночного - 3600 грн за тысячу кубов.
По этим ценам в 2015 году было реализовано 11,3 млрд кубов газа. Еще 5,9 млрд кубовсожжены предприятиями Теплокомунэнерго (ТКЭ) для обеспечения централизованного отопления. Этот газ «Нафтогаз» продает ТКЭ по цене 2900 грн за тысячу кубов.
НКРЭКУ и «Нафтогаз» очень туманно объясняют, откуда взялась эта цифра. Регулятор прикинул средний чек для потребителя с индивидуальным газовым отоплением и установил цену для ТКЭ, которая сделает средний чек городского жителя с центральным отоплением таким же.
Для сравнения, в последнем квартале прошлого года «Нафтогаз» закупал ресурс по $228 за тысячу кубов, что при курсе 27 грн за доллар составляет 6150 грн. С НДС - 7250 грн. Это и есть рыночная цена газа.
С апреля - то есть, на следующий отопительный сезон - Кабмин собирается утвердить социальную цену на газ для населения на уровне 75% от рыночной. Теперь за первые 1200 кубометров население будет платить 5400 грн за тысячу кубов.
Как такие цены выдержит потребитель? Для этого в госбюджете на 2016 год правительство заложило субсидии в размере 35 млрд грн. В 2015 году на эти цели было потрачено около 18 млрд.
И в прошлом, и в этом году источник субсидий один - рента, уплаченная в бюджет госкомпанией «Укргаздобыча» (УГД), которая входит в структуру «Нафтогаза». Следует понимать, что субсидия - это деньги, которые бюджет заплатит «Нафтогазу».
Сейчас НАК покупает газ у своей дочерней компании по 1908 грн с НДС за тысячу кубов.
С апреля, по словам руководителя УГВ Олега Прохоренко, НАК будет покупать ресурс по 3000 грн за тысячу кубов. Подорожание позволит увеличить объем ренты, отчисляемой в бюджет, и обеспечить необходимый объем субсидий.
Математика дохода
По какому принципу сформирована цена на газ для населения? Еще в апреле 2015 года, когда состоялось первое повышение, НАК ссылался на средневзвешенную закупочную цену. Мол, она выше, чем средняя цена продажи газа населению.
Средневзвешенную цену закупки легко посчитать. По данным госмонополиста, в 2015 году на нужды населения и ТКЭ ушло 17,2 млрд кубометров газа. 12,9 млрд из них добыла УГД - по закону весь газ УГД идет населению. Остальное - импорт, средневзвешенная цена которого в прошлом году оставила около 270 долларов за тысячу кубов.
Таким образом, легко посчитать, что на газ для ТКЭ и населения НАК потратил около 56 млрд грн (12,9 млрд кубов * 1908 грн + 4,3 млрд кубов * $270 * 27 грн/$).
Средневзвешенная цена газа, закупленного «Нафтогазом» в 2015 году для населения и ТКЭ, составляет около 3250 грн за тысячу кубов (56 млрд грн / 17,2 млрд кубометров). При этом средневзвешенная цена продажи, учитывая все виды тарифов, составляет 4400 грн за тысячу кубов.
За сколько же НАК реализовал этот объем газа? Здесь сложнее. «Нафтогаз» не предоставляет официальную информацию о том, каково соотношение рыночной и «социальной цены».
Когда автор попросил пресс-службу НАК предоставить эту информацию, там сообщили, что не могут собрать статистику из-за изменений начисления социальной нормы в текущем отопительном сезоне.
Дело в том, что с лета социальная норма потребления составляла 200 кубов в месяц с одного дома. Но, в октябре Кабмин изменил условия расчета. Теперь социальная норма насчитывается, исходя из объема 1200 кубов за 6 месяцев отопительного сезона. Свести цифры можно будет только после его окончания.
И все же, приблизительные цифры есть. Еще летом источник в «Нафтогазе» показал автору прогнозный баланс, в соответствии с которым из общего объема газа, проданного населению и ТКЭ, социальная цена (3600 грн за тысячу кубов) составляет 41%, доля ТКЭ (2900 грн за тысячу кубов) - 32%, а рыночная цена (7188 грн за тысячу кубов) - 27%.
Из опубликованных «Нафтогазом» данных видно, что фактически доля ТКЭ составляет 34% от общего объема потребления - 5,9 млрд кубов от 17,2 млрд кубов. Значит, прогноз почти совпал с реальными цифрами.
Исходя из этого, легко вычислить, что в 2015 году НАК соберет с населения и ТКЭ около 76 млрд грн - примерно на треть больше закупочной цены. 20 млрд грн разницы - маржа «Нафтогаза» за перепродажу газа УГД потребителям.
Справедливости ради стоит отметить, что фактически эта сумма несколько ниже, так как в начале 2015 года часть газа оплачивалась населением еще по старому тарифу - 1,2 тыс. грн за тысячу кубов.
Впрочем, если бы руководство НАКа смогло взять под контроль компанию «Укрнафта», на нужды населения пошло бы еще 1,5 млрд кубов дешевого газа, добытого компанией в 2015 году.
Контрольный пакет акций «Укрнафты» принадлежит государству в лице НАК. 42% акций - группе «Приват» Игоря Коломойского. Газ компании, который по закону должен идти населению, поставляется на «ДнепроАзот» Коломойского, так как предприятие находится в аренде у «Укрнафты».
УГД - дойная корова
Система тарифообразования никогда не будет прозрачной, пока есть разные цены и широкая система субсидирования.
Минфин, например, выступил против существующей системы субсидий. Из-за заниженных норм потребления для абонентов без счетчиков, размер компенсации иногда превышает траты на обеспечение потребителя газом.
О справедливости субсидий можно судить по объявлениям об аренде жилья. В немалой части таких объявлений указано, что арендатор будет пользоваться субсидией, которую получает арендодатель.
Это говорит о том, что при существующей системе теневых доходов, очень сложно справедливо распределить компенсации. В итоге государственная компания УГД, продавая газ по заниженным ценам «Нафтогазу», субсидирует и потребителей сам «Нафтогаз».
Путаницу и потенциальные коррупционные риски несет наличие трех тарифов: рыночного, социального и тарифа для ТКЭ. Например облгазы, большей частью контролируемые Дмитрием Фирташем, могут на бумаге поставлять газ ТКЭ по 2900 грн за тысячу кубов, а фактически продавать его по рыночной цене в 7200 грн.
Руководство «Нафтогаза» в лице главы правления Андрея Коболева и его соратника Юрия Витренко стремится сделать все цены для населения рыночными. Это хорошо, если НАК покупает весь объем газа по рыночной цене.
Но, НАК платит УГД за газ в 4 раза меньше рыночной стоимости. Это сказывается на капинвестициях компании. В 2015 году добыча газа УГД упала на 0,5 млрд кубов.
Ситуацию спасла бы продажа акций УГД западным инвесторам и неизбежное после этого построение рынка. По словам Коболева такая продажа возможна в 2017 году после приведения всех тарифов на газ к рыночным показателям.
Впрочем, пока что руководство НАКа, близкое к премьеру, и министр энергетики Владимир Демчишин, ориентирующийся на президента, борются за то, кто из них будет контролировать «Укргаздобычу».