«Сегодня узнал, что Верховный Суд без уведомления прокуратуры принял решение закрыть все дела по Иванющенко. И это сделано именно перед продолжением санкций ЕС в отношении арестованных активов Януковича и компании. У меня есть много эмоций и не меньше аргументов против этого решения. Но единственный выход - как можно быстрее изменить состав ВСУ», - сообщил генпрокурор Юрий Луценко поздним вечером 28 февраля.

В Верховном суде отреагировали встречным обвинением ГПУ в бездеятельности ее следователей, в результате чего закрыть данное уголовное дело постановил еще в январе 2016-го Соломенский райсуд Киева. А дальше, дескать, и Апелляционный суд столицы, и Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел, и, наконец, Верховный суд просто отклонили на это решение суда первой инстанции соответствующие апелляцию и кассации органов прокуратуры.

«Верховный Суд Украины решение о Иванющенко Ю.В. по сути не пересматривал и, соответственно, не принимал решения о закрытии уголовного производства в отношении него, а потому распространенная по этому вопросу информация не соответствует действительности», - говорится в сегодняшнем комментарии пресс-службы ВСУ. Таким образом, в громком деле Юры Енакиевского, являющегося одним из главных символов режима Януковича, поставлена если не точка, то жирное многоточие. И выглядит так, что и правоохранители, и судьи решили перекинуть друг на друга ответственность в этом щекотливом и достаточно раздражительном для украинского общества вопросе.

Впрочем, не вдаваясь в юридическую казуистику и политические оценки, стоит напомнить, что именно инкриминируется бывшему нардепу от Партии регионов Юрию Иванющенко, ныне скрывающемуся в России и пока подверженному европейским санкциям и замораживанию активов в западных банках.

Несмотря на всевозможные заявления, в том числе и главы МВД Арсена Авакова, о причастности Иванющенко к преступлениям против Майдана, его уголовное преследование никак не связано с подозрениями в организации и финансирования титушек, нападавших и убивавших активистов. Не предъявлены официальные подозрения «смотрящему» Януковича и в вопросе его роли в создании террористических «ДНР» и «ЛНР». По сути, ему вменяют лишь преступления, связанные с присвоением и растратой имущества в особо крупных размерах. То есть речь идет о так называемых «экономических» статьях Уголовного кодекса.

Итак, первое производство в отношении Юры Енакиевского, которое как раз год назад решил закрыть Соломенский суд, касается незаконного обогащения на сумму 72 млн. швейцарский франков и организации хищения 170 млн. грн. государственных средств, полученных от продажи квот Японии на выбросы парниковых газов.

Данные «киотские» деньги должны были пойти исключительно на энергосберегающие проекты, уменьшающие выброс парниковых газов в атмосферу, в том числе, на утепление школ, больниц и детских садов. Однако все эти средства, по данным следствия и многочисленных журналистских расследований, растворялись через многочисленные фирмы-прокладки.

Данная «схема распила» была достаточно проста. Распоряжаться японскими миллиардами, переданными Украине, назначили государственное предприятие «Госэкоинвест», которое через непрозрачные тендеры определило одиннадцать компаний-подрядчиков по всей стране, связанных с Юрием Иванющенко и Александром Януковичем. Эти фиктивные фирмы нанимали десятки субподрядчиков, которые не просто завышали сметы расходов на проведение ремонтов - работы по большинству договоров вообще не проводились. Впрочем, на фоне ясности и понятности данной преступной схемы, суд посчитал недостаточными все собранные прокуратурой доказательства в этом деле.

Второе уголовное производство против Иванющенко - по факту завладения долей в уставном фонде ООО «Промрынок», более известного как крупнейший в стране оптово-розничный рынок «7-й километр» в окрестностях Одессы. В этом деле подозревается не только беглый «регионал», но и два его сообщника - бизнес-партнер Иван Аврамов и бывший директор рынка Олег Гресь, до сих пор находящиеся в Украине. Согласно предъявленному ГПУ в сентябре 2016 года подозрению, они организовали вымогательство чужого имущества и подделку официального документа.

Другими словами, «енакиевская» группировка просто сделала в 2010-м всем хозяевам рынка «предложение, от которого нельзя отказаться» - подарить по 25% от доли каждого из участников ООО «Промрынок». Единственным, кто воспротивился этому, был Денис Волошин, который в итоге потерял все: остальные соучредители под давлением исключили его из ООО, а его доля была перераспределена.

Но, несмотря на свидетельские показания самого Волошина и наличие предоставленных им документов, в которых черным по белому фигурирует фамилия сына Иванющенко Арсена, являющегося конечным бенефециаром отхватившей столь крупный «подарок» фирмы, пробуксовки в расследовании данного уголовного производства наблюдались и ранее.

Теперь же, принимая во внимание позицию всей судебной власти страны, операция по отбеливанию одиозного «смотрящего» Януковича и в этом деле вышла на финишную прямую.