Выполнение норм и стандартов пищевой продукции среди украинских производителей теперь никто не будет проверять. Укрметртестстандарт негодует: законодательные манипуляции привели к тому, что сегодня производителя и оптового реализатора продуктов питания, а также алкогольных напитков и табака невозможно проверить, то есть теперь рядовой украинец не вправе знать, что же на самом деле содержится, например, в молоке, и является ли этот продукт на самом деле молоком.
С 5 июля 2011 года вступил в силу Закон «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», который не распространяется на пищевую продукцию, алкоголь и табачные изделия. Одновременно потерял силу Декрет Кабинета Министров Украины 1993 года «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушения», который предусматривал дорыночный надзор у производителя и оптовика по всем видам продукции. Изменения в закон «О защите прав потребителя» не внесены, отмечают эксперты из Укрметртестстандарта, следовательно, Управление по защите прав потребителя имеет право проводить контроль только в розничной сети торговли и ресторанного хозяйства. Кто же будет следить за тем, чтобы украинцам продавали именно то, что написано на упаковке, пока не известно, сообщил From-UA заместитель генерального директора по стандартизации, информационному обеспечению и научной деятельности ГП «Укрметртестстандарт» Владимир Месячный.
«Этим законом и, к сожалению, другими подзаконными актами не урегулирован вопрос по поводу надзора за пищевой продукцией у производителей. Это первый нюанс. Не внесены изменения в Закон «О защите прав потребителя». Согласно этому закону, управления по защите прав потребителя имеют право только проводить государственный контроль в розничной сети, то есть у субъектов предпринимательского хозяйствования, розничной торговли и ресторанного хозяйства. То есть они имеют право услуги проверять и продажу в розницу. И опять-таки выпал контроль, который был предусмотрен декретом, у оптовиков. То есть оптовые предприятия не будут проверяться, нигде не отрегулировано это законодательно. Я имею в виду качество продукции и безопасность. Естественно, что могут возразить, что есть Закон «О качестве пищевой продукции». Но СЭС имеет право проводить надзор за санэпидсостоянием производств. Она не контролирует продукцию так, как органы госнадзора проверяли в свое время, начиная от маркировки, соответствия названия продукции ее составу», – возмущается эксперт.
Законодательные пробелы привели к тому, что теперь нельзя проверить, содержатся ли в продукте именно те вещества, которые указаны на упаковке. Фактически, состав продукта теперь находится полностью на совести производителя. Но самое страшное даже не то, что люди никогда не узнают, что именно они покупают на обед и чем кормят своих детей, а то, что в случае подозрений на некачественную продукцию украинцам не к кому обратиться за восстановлением справедливости, ведь для этого необходимо выходить на производителя, а этим, уверен Месячный, никто заниматься не будет.
«Нельзя проверить, например, масло ли это сливочное или это спред. Если, допустим, в составе предусмотрены растительные жиры, то оно не имеет права называться маслом. Колбаса это или не колбаса, если в составе даже мяса нет. И так далее. В ЕС никто из санитаров и ветеринаров не проверял эти показатели, поэтому это очень большой и серьезный пробел. Как это отразится на потребителях? К сожалению, потребители об этом и не знают. Писали в основном возрастные группы жалобы, но чтобы проверить эту жалобу, надо было выходить на предприятие-производитель. Кто сейчас этим будет заниматься? Законодательно, к сожалению, это не урегулировано. Поэтому здесь большое белое пятно, и как все дальше будет осуществляться, непонятно. В то же время приостановлен надзор за соответствием госстандартам и качеству продукции, а рыночный надзор еще не осуществляется. Для рыночного контроля предусмотрена только непищевая продукция. По большому счету, все будет зависеть от совести и порядочности производителя», – рассуждает эксперт.
Трудно даже представить, что попадет на наши столы, когда производители почувствуют полную свободу. Вряд ли они не поддадутся искушению еще немного удешевить себестоимость производимой продукции, уж извините, как-то мало верится в наличие порядочности и совести там, где вращаются большие деньги. Самое обидное то, что никто из законодателей пока не прислушался к экспертному мнению, а ведь в Укртесте уже не раз открыто просили: не искушайте, не испытывайте украинского производителя на добросовестность – ведь ничего хорошего из этого не выйдет!
Закон «О государственном рыночном контроле» – это вообще бред, заявляет Владимир Месячный. Ни в одной стране мира контролирующий орган не предупреждает, что придет с проверкой в указанное время. Вопрос в том, есть ли в этом вообще какой-то смысл, да еще притом, что никакого рыночного контроля в Украине еще нет и в помине. Вывод напрашивается один: хотели, как лучше, а сделали, как себе ближе…
«По Украине 27 центров стандартизации и метрологии. Мы были инициаторами разработки законодательных проектов о внесении изменений в некоторые подзаконные акты, об изменении Закона «О государственном рыночном контроле», потому что это абсурд: нигде нет такого ни в Европе, ни в мире, что перед началом проверки надо предупреждать за 10 дней. А если он еще называется рыночный, то есть, грубо говоря, на рынке... Представьте себе, вы лоточника предупредите за 10 дней – так на том же рынке никого за 10 дней не будет! Мы подавали свои предложения как в Комитет ВР, так и были соразработчиками с некоторыми депутатами законопроектов. И подавали, естественно, в наш комитет эти законопроекты, но пока их, к сожалению, не приняли ко вниманию. Мы даже подавали законопроект, чтобы отсрочить, потому что бюджет закладывается, как минимум, до начала лета. А сейчас еще проблема, что нет денег на этот рыночный надзор, они не предусмотрены. И он не начинался, не утвержден постановлением Кабмина штат, его численность. И там порядка 12 подзаконных постановлений нужно принять Кабмину для того, чтобы заработал закон о рыночном надзоре. Но, как видите, ни рыночного надзора, ни госнадзора в том виде, в каком он был, к сожалению, сейчас нет», – подвел неутешительный итог эксперт.