Похоже, что Украина всерьез готовится к введению налога на роскошь. Профильный чиновник – вице-премьер по социальным вопросам Сергей Тигипко – насчитал уже предполагаемую пользу: по 800 млн. гривен ежегодного дохода в казну. Деньги, которые в наших условиях лишними ни для государства, ни для его граждан не будут. А для самих олигархов?..
В казне холодно – в народе голодно
Законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс в связи с введением налога на богатство» размещен на сайте Министерства социальной политики Украины. Там же общественность всячески приглашают обсудить данную инициативы власти.
Нельзя сказать, что общественность осталась равнодушной: животрепещущую тему обсасывают на все лады пользователи форумов и блогеры – современные аналоги отживающих свой век бабушек на лавочках у подъезда. Тональность разговора традиционно для нашего менталитета получается негативной. Обыватели от власти ничего хорошего не ждут, даже когда та продвигает вроде бы и позитивные идеи.
Опасения сетевых юзеров понять можно, ведь вопрос о богатстве поднимается правительством в очень интересный момент. Деньги у государства заканчиваются – и об этом догадываются уже едва ли не все, с бабушками включительно. С золотовалютными резервами НБУ и платёжным балансом творится что-то непонятное, банки всё неохотнее выдают кредиты и пытаются нарастить депозиты, программа сотрудничества с МВФ провалилась, цены на российский газ растут, а позитивных результатов межгосударственных переговоров пока не видно. Фоновая экономическая ситуация в Европе становится все серьёзней. А ведь Украине вскоре предстоит возвращать основную часть одолженных средств, выплачивая при этом зарплаты бюджетникам, рассчитываясь за топливо с РФ и проч., и проч.
Если такие деньги возьмут из карманов богачей и выплатят ими по счетам МВФ – народ, надо полагать, особо ремствовать не будет. Но этому народу мерещится, будто сказка о налоге на роскошь – с его смехотворной по макроэкономическим масштабам 800-миллионной (в гривнах) прибылью – именно для него, а не для олигархов, и писана. Чтобы не шастали простые граждане в таких количествах по улицам Киева, да еще и заборы у правительственных зданий не крушили. Ведь сидеть в тепле у компьютера комфортнее, чем по морозу отстаивать своё право на льготы. А обсуждать при этом технологии законного раскулачивания украинских олигархов – приятнее вдвойне.
Но главное, что так спокойнее будет власти и самим олигархам. Это ли не попытка понижения градуса социального напряжения?
Не бери впрок – меньше заплатишь оброк
Суть идеи правительства проста: обложить поборами «излишки» материального обеспечения украинских элит, а вырученные деньги направить в Пенсионный фонд. «Под нож» социальной справедливости должны попасть недвижимость, транспорт, дорогостоящие предметы быта и высокие зарплаты. Нормативы «обычного» и «роскошного» предварительно установлены разработанным в Кабмине законопроектом. К слову, на сайте Минсоцполитики утверждается, что документ учитывает и мировой опыт, и наработки отечественных учёных в этой сфере.
Итак, «нормальным» для украинца считается наличие квартиры площадью менее 300 квадратных метров и дома до 600 квадратов – иначе извольте вынуть по 2 % от минимальной зарплаты за каждый квадратный метр. Это получается от 6,420 грн. и от 12,840 грн. за один объект в год соответственно.
Автомобиль будет признан «роскошным», если объём его двигателя составит более 4 литров – за каждые 0,1 куба владелец доплатит по 20 % от указанной единицы измерения. Получается не менее 8,560 украинских денег за машину. Та же самая история случится с мотоциклами, цилиндры моторов которых крупнее 800 кубических сантиметров. Мощный двухколесный друг обойдется владельцу в дополнительные потери, как минимум, 1 712 гривен в год.
Еще под налогообложение попадают яхты и прочие водные средства транспорта – это от 11770 гривен за штуку при лимите двигателя в 55 кВТ. Не забыты также вертолёты и самолёты – из расчёта 0,2 % от минимальной зарплаты за 1 кг взлётной массы. Получается, что за геликоптер AW139 (класса «Президент Янукович») в год надо отлистать Пенсионному фонду 12 800 гривен.
Кстати, минимальная з/п с 1 января 2012 года планируется на уровне 1 073 гривен.
Помимо этого, по замыслу авторов законопроекта, платить олигархам придётся и за мелкие радости жизни, вроде дорогих часов, ювелирных украшений, оружия, мобильных телефонов и иных побрякушек. Если такая вещица стоит более 2000 евро – «десятину» от ее стоимости нужно будет перечислить в бюджет. А с зарплаты свыше 15 000 гривен удерживаться должно 20 % превышающего лимит размера (рассказать бы европейцам о «роскошных» зарплатах в 1 400 евро!).
Казна миром живет, а мир – казною
Всё это выглядит очень красиво – на словах и на бумаге. А вот как будет с практикой?
Начнем с принятия закона парламентом. Разработчики акцентируют на том, что проект написан «для более эффективной реализации принципов социальной справедливости и выполнения программы Президента Украины «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Значит, коммунисты явно не проголосуют против – иначе их вообще перестанут понимать избиратели.
Фракция Партии регионов устами своего лидера Александра Ефремова высказала принципиальное согласие, с тем только условием, что вводить новый налог неплохо бы постепенно. Потому как сразу он якобы может напугать и загнать «в тень» крупных собственников. То есть регионалы, несмотря на обилие потенциальных вип-налогоплательщиков в своих рядах, пока что не позволяют себе прямо выступать против инициативы с фамилией «Янукович» в перечне «идейные вдохновители». Вероятно, следом за ними «нагнут» при надобности и «литвиновцев» с «тушками».
Оппозиция при таком раскладе может голосовать, как ей заблагорассудится – она все равно ни на что не повлияет. Разве что «подстрахует» проект Тигипко своими голосами «за» в случае сомнений некоторых представителей парламентского большинства. Ведь когда бютовцы и нунсовцы отказывались от социального популизма? Так что перспективы у данного законопроекта в Раде вырисовываются на первый взгляд весьма неплохие. Другой вопрос: в каком виде закон будет принят после обсуждения и правок парламентом?
Тут мы переходим к следующей проблеме. Положения этого документа касаются подавляющего большинства депутатов и верхнего эшелона чиновничьей армии страны. Откровенно говоря, прямо задевают их интересы. Играть против себя эти люди не привыкли, но при определённых обстоятельствах (вспоминаем ремарку «если нагнут») могут. Воровать бюджетные деньги, зарабатывать на стороне и «сшивать» при этом худо-бедно порядочные налоговые декларации эти люди научились – освоят они и науку минимизации последствий принятия закона о роскоши. Например, перерегистрируют свои вертолёты и яхты в оффшорах.
Но толку тогда от нового закона для государственной казны? Толк будет. Но только при условии, что вопросом займётся Президент. Если Янукович проявит настоящую политическую волю и добьётся воплощения задуманного ведомством Тигипко в жизнь. Кроме него это, похоже, не в состоянии сделать никто. А вот прогнозировать фактор поведения Главы государства в выборе между «да» и «нет» в такой ситуации вообще нельзя. Получится, что либо читатели прямо сейчас посмеются, либо журналисты чуть позже испугаются…
Налоги платит худой да горбатый, но не богатый
Сам Тигипко о нужности закона говорит с вдохновением. И главное – обещает его выполнять лично. Правда, на днях случился очень характерный эпизод: вице-премьер говорил о собственных планах по наполнению казны за счет налога с его недвижимости и земельного участка. «У меня автомобилей нет, но думаю, что буду много за что платить», – отметил при этом он.
У Тигипко нет автомобиля… Как-то сразу вспоминается налоговая декларация экс-президента Виктора Ющенко. Та самая, где в графе «автотранспорт» человеком, руки которого ничего не крали, был указан автомобиль «Запорожец». Кто-то хоть раз видел Тигипко в метро или автобусе, а Ющенко в «Запорожце», едущих утром на работу? Хорошо, для этого, допустим, служебные машины есть. Но хотя бы в выходные на отдых?..
Маразм ситуации поневоле усугубил сам Тигипко. В ответ на просьбу работников СМИ показать свои часы или хотя бы назвать их марку, чтобы уточнить, являются ли они предметом роскоши и будут ли облагаться предлагаемым им налогом, чиновник не нашел ничего лучшего, чем заявить, что часы у него на самом деле… дешёвые! Показывать, ясное дело, ничего не стал.
В принципе, уже и не надо. Хочется, конечно, ошибаться, но после такой символичной ситуации с «дешёвыми» часами министра-миллионера предлагаемый им «налог на роскошь» трудно воспринимать без изрядной доли цинизма. Как говорится, какая страна – такие и теракты. Какой министр – такая и социальная политика.
Беда тут не только в одном Тигипко. Возвращаясь к транспортной теме, грех не поговорить о приснопамятных отменах депутатских привилегий. О древних мантрах снятия неприкосновенности вообще неприлично вспоминать. Потому что как можно говорить о таком, если совершенно не нужная этим товарищам возможность бесплатного проезда в общественном транспорте живёт и здравствует? Если даже с такой смехотворной льготой депутатам так тяжело распрощаться, то что уж говорить о куда более серьезных жертвах с их стороны в пользу бюджета и народа?
Вот и зреет подозрение, что закон-то, может, и примут, только ощутят его действие на себе не совсем те, кому положено по совести. Платить дополнительные деньги будет относительно честный украинский бизнес, а настоящие элитные накопления, скрытые за рубежом, опять «отскочат». Ведь «кипрским инвесторам» у нас почёт, уважение и «зелёная улица». Иностранные капиталы вкладываются в украинскую экономику, как ни как!
Ситуация разрешается «по-соломоновски»: и волки сыты, и овцы целы. То есть и олигархи не тронуты, и народ успокоен. Что очень актуально перед выборами, запланированными, как и введение в действие закона о налоге на роскошь, на следующий, 2012-й год. Что уже само по себе наводит на определённые мысли…
Кстати, о датах. Если внимательно вчитаться в документ, то можно заметить интересную деталь: налог вводится не навсегда, а только на 5 лет – до 1 января 2017 года. Можно и потерпеть, в крайнем случае. Потуже затянуть шёлковые пояса со стразами от Сваровски, садясь в «Бентли».
А кому сейчас легко? Кризис на дворе.