Система электронной подачи отчетности, внедренная весной этого года, вызвала у предпринимателей бурю негодования. Налоговики обещали не брать ни копейки с компаний, перешедших на виртуальное общение с ними. И сдержали слово: вместо них плату берет ООО «Эффективные информационные системы», которое также готово оказывать услуги по подаче отчетности еще в восемь контролирующих органов. А уже в следующем году эта компания может стать единственным посредником виртуального общения бизнеса и органов власти.
До мая нынешнего года переход на бездокументарную форму подачи отчетов был крайне прост: предприятие заключало договор с налоговой инспекцией по месту своей регистрации, что давало ему право отсылать их сразу же на электронный адрес налоговой. После проверки отчета компания получала сообщение либо об отсутствии претензий к нему, либо о найденных ошибках и с просьбой связаться с инспектором для уточнения спорных моментов. Однако в начале лета на рынке объявился посредник — ООО «Эффективные информационные системы», которое стало ненавязчиво предлагать субъектам хозяйствования свои услуги по доставке электронных отчетов всем контролирующим органам, которые их принимают (ГНАУ, Пенсионный фонд, Госкомстат, Центр занятости, фонды социального страхования, Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, а также Минтруда и соцполитики). Стоимость годового абонемента на обслуживание для юрлиц составляет 960 грн., для предприятий, работающих на упрощенной системе, 690 грн., для частных предпринимателей — 360 грн. В ГНАУ вроде как уверяли, что отправлять электронные отчеты напрямую можно и в дальнейшем — на адрес центрального аппарата. Однако, подав очередную отчетность, компании получили уведомления о том, что с сентября налоговая полностью переходит на работу через «спец-оператора» — ООО «Эффективные информационные системы», а в сообщениях, размещенных на официальном сайте налоговой, стали расписываться преимущества работы через посредника. «Налогоплательщик, пользуясь услугами оператора электронной отчетности, получает возможность пользования «единым окном» подачи отчетности в восемь государственных органов средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи, круглосуточное обслуживание, гарантированную и быструю доставку отчетов органам ДПС и своевременное получение квитанций, гарантию от несанкционированного просмотра отчетности, ведение архива электронных копий квитанций», — говорится в одном из таких сообщений.
Необходимости в подобной агитации не было, ведь у предприятий не оставалось иного выхода, кроме как заказать услуги посредника. «Несколько раз, когда мы пробовали отправлять отчетность на центральный шлюз ГНАУ, он не срабатывал, приходили сообщения об ошибке программы. Создается впечатление, что в налоговой специально отключают сервер или отдельный ящик, чтобы продемонстрировать нестабильность работы с ними напрямую», — рассказал «ДС» один из предпринимателей. Налоговики объясняют такое состояние дел и необходимость привлечения посредника недостаточным финансированием. В департаменте информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения ГНАУ сбои пояснили отсутствием достаточного финансирования для полноценного и бесперебойного обеспечения системы обработки данных. На самом деле реальную причину происходящего легко объяснить прямой заинтересованностью налоговиков в существовании посредника.
ООО «Эффективные информационные системы» основано в 2007 г. Игорем Тараненко (руководит ООО «Бест-Бюджет», выпускающим программное обеспечение под ТМ «Бест-Звит»), Дмитрием Шеметом (возглавляет одно из подразделений «Бест-Бюджета») и Олесей Линник (ранее стояла во главе «Бест-Бюджета»). Затем, в августе 2008 г., в компанию пришел новый состав учредителей: Григорий Новопашин (основатель Украинского университета финансов и права при Тендерной палате), Сергей Линник (ООО «Интеллект Сервис»), Александр Дешевый (по данным «ДС», главный юрист ЗАО «Софтлайн», занимающегося разработкой программного обеспечения для госорганов) и Сергей Кушнирук (работал в ГП «Украинские специальные системы», принадлежащем Госслужбе спецсвязи). Директором ООО стал Петр Краснов — один из юристов Тендерной палаты. В свою очередь вышеупомянутое ООО «Интеллект Сервис» является соучредителем Украинского сертификационного центра — аккредитованного центра сертификации электронных ключей. Именно его программное обеспечение и ключи используются при подаче отчетности в ГНАУ через «Эффективные информационные системы».
В Госкомпредпринимательства, куда «ДС» обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, не видят ничего зазорного в существовании посредника. «По моей информации, в налоговой сейчас работают шесть таких операторов, в Пенсионном фонде — восемь. И, конечно же, это только альтернатива самостоятельной подаче отчета, возможности общаться с контролирующими органами у предприятий никто не отнимает. Бизнес быстро сориентируется: сэкономив 960 грн. в год, самому рассылать отчеты во все контролирующие органы либо сдать их посреднику, который разошлет все сам», — заявила в интервью «ДС» глава комитета Александра Кужель. В департаменте же информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения ГНАУ «ДС» подтвердили, что через несколько месяцев отчеты можно будет сдавать исключительно через посредников. «Мы уже заключили договоры о сотрудничестве с двумя спецоператорами связи: ООО «Эффективные информационные системы» и ООО «Оператор электронной регистрации и отчетности». Также в налоговую обратилась еще одна организация с заявкой о предоставлении услуг оператора связи, которая находится на этапе рассмотрения», — добавили в ведомстве. Зайдя на сайты «Эффективных информационных систем» и «Оператора электронной регистрации и отчетности», можно обнаружить, что контактные номера телефонов и лицо, к которому следует обращаться для работы с дилерской сетью, одно и то же — Татьяна Рафальская. Как выяснила «ДС», эти компании недавно объединились.
По словам г-жи Кужель, ее ведомство тоже собирается заключить договор с новой компанией для внедрения системы электронной регистрации предпринимателей. «Что мне интересно в этой фирме? То, что она сразу выходит на все органы, она единственная предоставляет такую услугу. Для меня важно, что информация подана в одно окно, и этого достаточно, чтобы вас в течение суток зарегистрировали. Если я не использую сейчас данную возможность, я не введу это в ближайшие 10 лет», — поясняет она, добавляя, что компанию-посредника обязательно выберут в ходе тендера. Правда, пока участвовать в нем, как уверяют официальные защитники предпринимателей, изъявила желание только одна фирма… Все тот же «Оператор электронной регистрации и отчетности».
В ближайшем будущем поле деятельности этой компании может еще больше расшириться. В соответствии с правительственным распоряжением от 9 сентября №1087-р «Некоторые вопросы организации электронного документооборота и отчетности» к началу будущего года должны быть стандартизированы ключи и формы электронной отчетности для всех госструктур. Не исключено, что разработкой этих стандартов под эгидой Госспецсвязи займутся те же компании, которые уже фигурируют в схеме подачи электронной отчетности: ГП «Украинские специальные системы», ООО «Интеллект Сервис», ЗАО «Софтлайн».
До мая нынешнего года переход на бездокументарную форму подачи отчетов был крайне прост: предприятие заключало договор с налоговой инспекцией по месту своей регистрации, что давало ему право отсылать их сразу же на электронный адрес налоговой. После проверки отчета компания получала сообщение либо об отсутствии претензий к нему, либо о найденных ошибках и с просьбой связаться с инспектором для уточнения спорных моментов. Однако в начале лета на рынке объявился посредник — ООО «Эффективные информационные системы», которое стало ненавязчиво предлагать субъектам хозяйствования свои услуги по доставке электронных отчетов всем контролирующим органам, которые их принимают (ГНАУ, Пенсионный фонд, Госкомстат, Центр занятости, фонды социального страхования, Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, а также Минтруда и соцполитики). Стоимость годового абонемента на обслуживание для юрлиц составляет 960 грн., для предприятий, работающих на упрощенной системе, 690 грн., для частных предпринимателей — 360 грн. В ГНАУ вроде как уверяли, что отправлять электронные отчеты напрямую можно и в дальнейшем — на адрес центрального аппарата. Однако, подав очередную отчетность, компании получили уведомления о том, что с сентября налоговая полностью переходит на работу через «спец-оператора» — ООО «Эффективные информационные системы», а в сообщениях, размещенных на официальном сайте налоговой, стали расписываться преимущества работы через посредника. «Налогоплательщик, пользуясь услугами оператора электронной отчетности, получает возможность пользования «единым окном» подачи отчетности в восемь государственных органов средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи, круглосуточное обслуживание, гарантированную и быструю доставку отчетов органам ДПС и своевременное получение квитанций, гарантию от несанкционированного просмотра отчетности, ведение архива электронных копий квитанций», — говорится в одном из таких сообщений.
Необходимости в подобной агитации не было, ведь у предприятий не оставалось иного выхода, кроме как заказать услуги посредника. «Несколько раз, когда мы пробовали отправлять отчетность на центральный шлюз ГНАУ, он не срабатывал, приходили сообщения об ошибке программы. Создается впечатление, что в налоговой специально отключают сервер или отдельный ящик, чтобы продемонстрировать нестабильность работы с ними напрямую», — рассказал «ДС» один из предпринимателей. Налоговики объясняют такое состояние дел и необходимость привлечения посредника недостаточным финансированием. В департаменте информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения ГНАУ сбои пояснили отсутствием достаточного финансирования для полноценного и бесперебойного обеспечения системы обработки данных. На самом деле реальную причину происходящего легко объяснить прямой заинтересованностью налоговиков в существовании посредника.
ООО «Эффективные информационные системы» основано в 2007 г. Игорем Тараненко (руководит ООО «Бест-Бюджет», выпускающим программное обеспечение под ТМ «Бест-Звит»), Дмитрием Шеметом (возглавляет одно из подразделений «Бест-Бюджета») и Олесей Линник (ранее стояла во главе «Бест-Бюджета»). Затем, в августе 2008 г., в компанию пришел новый состав учредителей: Григорий Новопашин (основатель Украинского университета финансов и права при Тендерной палате), Сергей Линник (ООО «Интеллект Сервис»), Александр Дешевый (по данным «ДС», главный юрист ЗАО «Софтлайн», занимающегося разработкой программного обеспечения для госорганов) и Сергей Кушнирук (работал в ГП «Украинские специальные системы», принадлежащем Госслужбе спецсвязи). Директором ООО стал Петр Краснов — один из юристов Тендерной палаты. В свою очередь вышеупомянутое ООО «Интеллект Сервис» является соучредителем Украинского сертификационного центра — аккредитованного центра сертификации электронных ключей. Именно его программное обеспечение и ключи используются при подаче отчетности в ГНАУ через «Эффективные информационные системы».
В Госкомпредпринимательства, куда «ДС» обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, не видят ничего зазорного в существовании посредника. «По моей информации, в налоговой сейчас работают шесть таких операторов, в Пенсионном фонде — восемь. И, конечно же, это только альтернатива самостоятельной подаче отчета, возможности общаться с контролирующими органами у предприятий никто не отнимает. Бизнес быстро сориентируется: сэкономив 960 грн. в год, самому рассылать отчеты во все контролирующие органы либо сдать их посреднику, который разошлет все сам», — заявила в интервью «ДС» глава комитета Александра Кужель. В департаменте же информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения ГНАУ «ДС» подтвердили, что через несколько месяцев отчеты можно будет сдавать исключительно через посредников. «Мы уже заключили договоры о сотрудничестве с двумя спецоператорами связи: ООО «Эффективные информационные системы» и ООО «Оператор электронной регистрации и отчетности». Также в налоговую обратилась еще одна организация с заявкой о предоставлении услуг оператора связи, которая находится на этапе рассмотрения», — добавили в ведомстве. Зайдя на сайты «Эффективных информационных систем» и «Оператора электронной регистрации и отчетности», можно обнаружить, что контактные номера телефонов и лицо, к которому следует обращаться для работы с дилерской сетью, одно и то же — Татьяна Рафальская. Как выяснила «ДС», эти компании недавно объединились.
По словам г-жи Кужель, ее ведомство тоже собирается заключить договор с новой компанией для внедрения системы электронной регистрации предпринимателей. «Что мне интересно в этой фирме? То, что она сразу выходит на все органы, она единственная предоставляет такую услугу. Для меня важно, что информация подана в одно окно, и этого достаточно, чтобы вас в течение суток зарегистрировали. Если я не использую сейчас данную возможность, я не введу это в ближайшие 10 лет», — поясняет она, добавляя, что компанию-посредника обязательно выберут в ходе тендера. Правда, пока участвовать в нем, как уверяют официальные защитники предпринимателей, изъявила желание только одна фирма… Все тот же «Оператор электронной регистрации и отчетности».
В ближайшем будущем поле деятельности этой компании может еще больше расшириться. В соответствии с правительственным распоряжением от 9 сентября №1087-р «Некоторые вопросы организации электронного документооборота и отчетности» к началу будущего года должны быть стандартизированы ключи и формы электронной отчетности для всех госструктур. Не исключено, что разработкой этих стандартов под эгидой Госспецсвязи займутся те же компании, которые уже фигурируют в схеме подачи электронной отчетности: ГП «Украинские специальные системы», ООО «Интеллект Сервис», ЗАО «Софтлайн».