Как кажется, сэр Герберт Уэллс, автор прелюбопытного фантастического произведения "Война миров", был бы несказанно удивлен трансформацией современных военных действий в новом, весьма нескучном веке. Действительно, реальные военные действия с применением обычных вооружений в начале XXI века все больше носят локальный характер. Тогда как глобальные сражения за стратегические и даже жизненно важные интересы активно смещаются в виртуальное пространство. Результатами умелых информационных операций, целенаправленной работы в социальных сетях, хитроумного манипулирования СМИ все чаще становятся куда более результативные достижения, чем реальное бомбометание или танковые атаки на конкретном участке территории. Конечно, от простого формирования имиджа или мнения до массированного психологического подавления населения и информационно-технологического, экономического и этнокультурного превосходства — путь длиной в годы и даже десятилетия. Но последовательная деятельность всегда дает результат или, по меньшей мере, создает новые вызовы и риски для конкретного государства.
Если оно всерьез не задумается об обеспечении информационной безопасности государства.
Ливийская история
Скажем прямо: ливийская оружейная история образца 2013-го мало чем отличается от сирийской танковой истории 1996-го, афганской самолетной — 1998-го, боеприпасной истории с Кот-д'Ивуар 1999-го, ураново-плутониевой ирано-иракской истории 2001-го и так далее — вплоть до сегодняшнего дня. Истории все одинаково забавны: Украина якобы в обход санкций ООН поставила оружие или критические технологии не той стране, не тому режиму. Обвинителями, как правило, выступают вольные издания. Причем, с характерной схемой перепечатывания информации.
Ливийская история тоже претендует на классику. 10 апреля 2013 г. на интернет-порталах неведомая сила стала клонировать информацию о "поставках Украиной в нарушение эмбарго ООН оружия в Ливию". На поверку выяснилось, что газета The Washington Post опубликовала сокращенный вариант статьи информационного агентства Associated Press с акцентом в материале на нерешенной проблеме бесконтрольного распространения оружия, неучтенного и оставшегося в Ливии после изнурительной гражданской войны. В статье, среди прочего, указывалось что "комиссия ООН нашла свидетельства поставки в Ливию оружия и боеприпасов из Катара и Арабских Эмиратов", "нарушивших эмбарго на поставки оружия". А также обнаружила поставку ливийской оппозиции беспилотного летательного аппарата канадской компанией. Но в отчете комиссии ООН мелькнула и Украина как поставщик в Ливию боеприпасов — наряду с Арабскими Эмиратами, Арменией и Албанией. Потому-то российское информационное агентство "Интерфакс" по-своему интерпретировало информацию, преподнеся ее уже как "незаконные поставки оружия Украиной и Арменией". В "Интерфаксе" рассудили точно так же, как в октябре 2012 г. в редакции русской службы Би-би-си, вещавшей, что боевикам Сирии через Саудовскую Аравию попало в руки украинское оружие производства Луганского патронного завода. Во главу угла в обоих случаях был поставлен факт украинского происхождения вооружений. А не вопросы: когда именно было поставлено оружие, и кем именно?
Надо отдать должное официальным ведомствам Украины, в отличие от предыдущих контрдействий, в данном случае МИД и ГК "Укрспецэкспорт" отреагировали на обвинения своевременно, почти синхронно и вполне адекватно. Месседж чиновников однозначный: Украина санкции ООН не нарушала. "Распространение подобной информации считаем шагом, нацеленным на ослабление позиций Украины как одного из ведущих мировых экспортеров вооружений и продукции специального назначения", — это ключевые и, в принципе, справедливые слова послания ГК "Укрспецэкспорт".
Как и во многих похожих случаях, речь идет либо о реэкспорте украинской стрелковой продукции, либо о ранних поставках. О несовершенной системе мирового контроля оружия говорилось давно. Режим Вассенаарских соглашений, увы, далеко не всегда соблюдается. В первую очередь, из-за политики сильных стран мира сего. Информация попросту придерживается, а то и явно скрывается. Реэкспорт жив потому, что он выгоден крупнейшим торгующим государствам — на данном этапе США, России и Китаю (первая тройка лидеров за 2012 г., согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира SIPRI). Будут ли государства в таких условиях придерживаться некоего кодекса спецэкспортеров, разработанного в ЕС? Вряд ли. Так, за договор, запрещающий поставки обычных видов вооружений, если такие сделки нарушают введенные ООН эмбарго на поставки вооружений, или если они способствуют военным преступлениям, представитель России даже не голосовал.
РФ вместе с Китаем, Египтом и Индией оказалась в числе 23 стран, воздержавшихся при голосовании за этот документ. А против договора о торговле оружием выступили потенциальные покупатели — Иран, КНДР и Сирия.
Что касается Украины, то пока она имеет одну из самых жестких систем экспортного контроля в мире, созданную при активной помощи западных государств. Правда, в государстве отсутствует политическая структура, принимающая решения по сложным проектам военно-технического сотрудничества.
Тень заказчика
Когда то или иное государство сталкивается с активной деятельностью в информационном пространстве, всякий раз остается и след супостата. Однако не стоит тотчас кивать в сторону непосредственных исполнителей деликатного задания — часто схема может быть гораздо сложнее.
На данном историческом этапе взаимоотношений Украины с Россией, все, так или иначе порочащее Киев, выгодно Москве. Но, не исключено, что в раздувании конкретной истории мог быть заинтересован не только Кремль. Мировой рынок оружия — это технологии, механизм влияния на партнеров по военно-техническому сотрудничеству и путь на рынок для гражданских компаний. Но еще — большая политика и ловкая игра дельцов разного плана. Украина на этом рынке являет собой странное, порой неподвластное стандартному пониманию, образование. Страна со слабой экономикой, но с несколькими все еще сильными оружейно-технологическими направлениями. Государство, не выдерживающее конкуренции на информационных войнах, ослабленное внутренними политическими распрями и отсутствием реального общенационального лидера, но все еще способное конкурировать на рынке спецпродукции. Одним словом, страна контрастов. Такую не ущипнуть, не ударить — просто грех.
По результатам 2012 г. SIPRI отвел Украине, пожалуй, даже слишком почетное, 4-е место в рейтинге мировых экспортеров оружия — с объемом экспорта основных видов вооружений в 1,344 млрд долл.
Реальные цифры могли выглядеть и посолиднее, поскольку SIPRI никогда не считал украинские контакты на ремонт, модернизацию техники и поставки комплектующих (в том числе, по линии Государственного космического агентства и спецуслуг авиапрома). А они в настоящее время в сумме составляют не менее трети объемов. Что же касается места, то трудно поверить, будто, например, Израиль, замыкающий десятку лидеров, в самом деле уступает Украине по объемам экспорта. Скажем, президент только одной оружейной израильской компании — Elbit Systems, Йозеф Акерман, недавно проговорился, что в 2012 г. компания реализовала продукции на 2,86 млрд долл. А ведь как минимум еще две компании — Israel Aircraft Industries и Tadiran — имеют схожие объемы реализации. Израиль — не единственное государство, неожиданно оказавшееся позади Украины. Такое впечатление, что Украину попросту выставили напоказ.
Наши торговцы оружием довольно результативно работают на традиционных российских рынках, например, в Китае, Индии или Казахстане. Поднебесной, в частности, продали самолеты-заправщики
Ил-78 на сумму 44,7 млн долл. Контракт КНР с Украиной был заключен после фактически замороженной сделки с Россией на импорт 34 военно-транспортных самолетов Ил-76МД и 4 самолетов-заправщиков Ил-78. В апреле передали Пекину первый из четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке (объем контракта 315 млн долл.). Модернизируют парк индийских военно-транспортных Ан-32 (объем контракта более 400 млн долл.). Подписали еще один контракт с индийским заказчиком на поставку силовых газотурбинных установок для кораблей проекта 15В.
В этом месяце передали Казахстану новый транспортный самолет Ан-74ТК-200. А в прошлом году выиграли у России, разработчика зенитно-ракетных систем С-300, контракт на их ремонт в Казахстане. Можно вспомнить поставок танков, бронетранспортеров и крупной партии автомобилей КрАЗ для нужд Королевской армии Таиланда. Далеко не у всех вызвало восторг то, что именно Украине достался контакт по поставкам бронетранспортеров и самолетов в Ирак. Даже с учетом того, что не все и не всегда проходит гладко, Украина остается игроком на этом рынке.
Что нравится далеко не всем. И не только в Москве, но и например, в Париже, ведь у Франции свои интересы именно на ливийском рынке. Речь идет, прежде всего, о том, кто станет экспортировать спецпродукцию этой стране после снятия санкций. Тут самое время вспомнить, что в прошлый раз именно европейцы переиграли украинцев на этом рынке благодаря тому, что начали переговоры еще тогда, когда страна была под санкциями. Киеву, чтобы закрепиться на этом сложном и перспективном рынке, пришлось через "Спецтехноэкспорт" продать два Ан-124 "Руслан".
Жаль, конечно, что украинская армия выступает лишь в роли сита — только принимает оружие на вооружение, "благословляя" его перемещение по миру. Но это уже другая история.
А что до нынешней истории, то, наверное, стоит всерьез заняться созданием информационно-аналитических структур, занимающихся обработкой критических данных, прогнозированием и выработкой единой в государстве информационной политике. В том числе, и оперативным реагированием на активные информационные акции, назрело давно. В составе СНБОУ, МИДа или Минобороны — это уже другой вопрос. Главное — в этой сфере Украина отстает на добрый десяток лет.