В Украине, выехав на дорогу, можно запросто лишиться собственного автомобиля. И если в 90-х годах машины отнимали бандиты, то теперь этим занимается Государственная автомобильная инспекция. В распоряжении «ФинЗах» оказались документы, подтверждающие, что ГАИ конфискует авто и требует «выкуп» за возврат «железного коня».
Случиться может с каждым
«В апреле 2007 года в Одессе я попал в незначительное ДТП. Ситуация банальна – слева мой автомобиль «притер» Камаз, водитель которого нарушил ПДД. Приехали сотрудники ГАИ, а также скорая помощь. Я не пострадал. Водитель грузовика фактически признал свою неправоту, но в итоге у меня также забрали права, и оба автомобиля отправили на штрафплощадку.
Таким образом, я остался «без колес», хотя моя работа требует обязательного наличия автомобиля. Поначалу, я был уверен, что через пару дней все решиться, и я снова буду за рулем. Тогда я еще не подозревал, что свой «Фольксваген» я больше не увижу.
Через день следователь мне сообщил, что необходимо провести экспертизу, которая состоится аж через месяц, а потому моя машина все это время будет стоять на штрафплощадке. Дело попросту начали затягивать. В итоге спустя три месяца инспектор Плахотнюк В.О. выносит постановление об отказе возбуждать уголовное дело, где пишет, что ему не удалось найти виновных в ДТП. Мне сказали, что машину можно забрать, но за возврат у меня потребовали 900 грн.
Причем эти деньги нужно было заплатить неизвестным лицам со штрафплощадки.
Естественно я возмутился и начал писать заявления во все инстанции, вплоть до Департамента ГАИ и Генеральной прокуратуры. Все мои обращения спускали обратно в Одесскую область, а они отправляли одни отписки. Дело длится уже два с половиной года, и до сегодняшнего дня моя машина гниет на ГАИшной стоянке. За это время мне «натикало» 9600 грн».
Владелец Фольксвагена Борис Горбенко рассказал порталу «ФинЗах», что еще в августе 2008 года подал в суд на УГАИ Одесской области и выиграл его. В решении Окружного административного суда от 11 июня 2009 г. говориться, что Горбенко не виновен в ДТП, а действия сотрудников Госавтоинспекции неправомерны.
Казалось бы, что после требования суда бесплатно вернуть водителю его машину, в деле можно поставить точку. Но в Госавтоинспекции посчитали решение суда незаконным и подали апелляцию. Жалобу ГАИ начнут рассматривать через несколько месяцев. К тому времени пройдет почти 3 года как автомобилиста лишили частной собственности.
Юридическая сторона вопроса
Известный «автомобильный» адвокат Вадим Володарский считает данную ситуацию явным беспределом. По его словам, если в результате ДТП были пострадавшие, ГАИ действительно может забрать машину, но если через десять дней дело не возбуждается, то транспортное средство обязаны вернуть.
«Когда автомобиль изымается в соответствии с УПК, то никаких законных оснований, чтобы требовать оплату за хранение машины, нет и быть не может», - говорит адвокат порталу «ФинЗах». - Это прямое навязывание услуг, что противоречит законодательству о защите прав потребителей и антимонопольному законодательству».
Господин Володарский отметил, что сама ситуация когда в ДТП не нашли виновных вообще, абсурдна. «Мне приходилось сталкиваться с работой ГАИ Одесского региона. У них специфический подход - отказывать в возбуждении уголовного дела без установления виновника ДТП. Больше я такого нигде не встречал», - говорит юрист.
В случае нарушений, за которые машину могут отправить на штрафплощадку, сотрудник ГАИ все равно не имеет права этого делать – он обязан повесить блокиратор. А отправить авто на штрафплощадку инспектор может только тогда, когда оно существенно мешает дорожному движению. При этом водителю предоставляется право самостоятельно принять меры для возвращения машины на постоянное место дислокации.
Схема, по которой работает ГАИ в Одесской области, действительно поражает. В случае если вы не по своей вине попадаете в аварию, то второй участник может откупиться, а следователь вынесет постановление, что в случившемся никто не виноват. При этом вопреки закону дело не передается в суд, а с вас будут требовать деньги за возврат собственной машины. О компенсации повреждений речи вообще не идет.
Что же касается штрафплощадок, то этот вопрос вообще загадочный. Борис Горбенко так и не смог добиться ответа, кому же принадлежит стоянка?! Не исключено, что площадка оформлена на какого-то предпринимателя!
Адвокат Володарский рассказал, что в Киеве уже не осталось частных штрафплощадок – все они принадлежат Госавтоинспекции, а вот в регионах такое вполне может быть. «Сотрудничество ГАИ с частной штрафплощадкой - это грубейшее нарушение Закона Украины «О борьбе с коррупцией», и за это их можно привлекать к ответственности».
«Инспектор уехал на моей машине»
Пример Бориса Горбенко не единичен. 25 сентября 2009 года в городе Шостка Сумской области водителя Василия Ткача без какой либо причины остановил сотрудник Госавтоинспекции. Получив документы, инспектор приказал автомобилисту пройти в патрульную машину, но получил отказ. Тогда Ткача схватили за руку, повалили на землю и скрутили руки.
Позже на место подъехал еще один наряд ГАИ. На автомобилиста надели наручники и повезли на медосвидетельствование. Что же касается машины водителя, то в нее сел инспектор и уехал в неизвестном направлении. Как позже выяснилось – на штрафплощадку.
Обвинения, в каком-либо опьянении не подтвердились и водителя отвезли в прокуратуру. При этом протокол задержания, обыска и изъятия транспортного средства не составлялся. Ткачу угрожали тюрьмой и предлагали заплатить немалую сумму за решение вопроса.
Как рассказал «ФинЗах» сын пострадавшего Игорь Ткач, сразу были подготовлены десятки заявлений в разные государственные органы, в том числе в Секретариат Президента и Верховную Раду. «Несмотря на огромное количество обращений, ответ удалось получить лишь через месяц и то от Шосткинской прокуратуры, куда «спустили» все документы», - говорит Ткач.
В возбуждении уголовного дела отказали, поскольку в действиях сотрудников ГАИ не нашли нарушений законодательства. Правда, автомобиль Василию Ткачу все-таки вернули, но не объяснили, на каких основаниях его удерживали на протяжении более чем месяца. Игорь Ткач уверен, что возврату машины поспособствовало именно то, что делу придали огласку, и вымогать деньги попросту не рискнули.
Минюст выступил против эвакуаторов
Год назад киевляне уже боролись с незаконным изъятием машин и вот в начале ноября столичная милиция снова «обрадовала» водителей – на дороги возвращаются эвакуаторы. Начальник ГУВД Виталий Ярема заявил, что отправлять на штрафплощадки будут все автомобили, которые запаркованы с нарушением правил остановки и стоянки. Но через неделю, видимо власти решили отказаться от этой идеи – дело в том, что есть судебные прецеденты, где доказано конституционное нарушение права собственности бригадами с эвакуаторами.
Если вашего «железного коня» все-таки забрали, не стоит паниковать. Согласно законодательству Украины, удерживать транспортное средство Госавтоинспекция имеет право не больше трех дней. По истечению этого срока, ГАИ обязана вернуть гражданину автомобиль, причем абсолютно бесплатно!
Помимо того, законодательство не предусматривает эвакуацию авто за такие виды нарушений. Как разъяснили в Министерстве юстиции, задержать транспортное средство могут лишь в таких случаях:
- управление авто, которое имеет серьезные неисправности или не прошло ТО;
- номер кузова не соответствует тому, что указан в техпаспорте;
- нет водительских прав и других необходимых документов;
- вождение в нетрезвом состоянии;
- нарушение правил транспортировки опасных грузов и перевозка нелегальных мигрантов.
При этом, если вы совершили указанные выше нарушения, то это не означает автоматическую эвакуацию. Сотрудник ГАИ обязан повесить блокиратор, а отправить на штрафплощадку инспектор может только тогда, когда авто существенно мешает дорожному движению. При этом водителю предоставляется право самостоятельно принять меры для возвращения машины на постоянное место дислокации.
Если вашего «железного коня» все-таки забрали, не стоит паниковать. Согласно законодательству Украины, удерживать транспортное средство Госавтоинспекция имеет право не больше трех дней. По истечению этого срока, ГАИ обязана вернуть гражданину автомобиль, причем абсолютно бесплатно!
Но об этой норме законодательства сотрудники ГАИ почему-то… забывают. Как правило, работники ГАИ ссылаются на какие-то свои внутренние документы (распоряжения, постановления, приказы) и требуют оплатить стоянку машины. При таком варианте развития событий, адвокат Вадим Володарский рекомендует заплатить с фиксацией того, что это было сделано вынуждено.
«Если оплата будет документально подтверждена, эти деньги можно будет вернуть в судебном порядке. Человек все равно будет судиться, но, по крайней мере, он будет в это время пользоваться своим автомобилем», - говорит Володарский.
Конфискацию хотят продлить… до 3 месяцев
Недавно на сайте Верховной Рады появился законопроект, который вызвал шок у многих автомобилистов. Народный Депутат Геннадий Москаль предложил внести поправку в Кодекс административных нарушений, и увеличить срок задержания автомобиля с сегодняшних трех дней до трех месяцев!
При этом политик хочет убрать формулировку «существенно мешает дорожному движению». На практике это означает, что инспектор сам будет решать, что делать с вашим авто – блокировать или вызывать эвакуатор. Можно лишь догадываться, сколько водитель будет готов заплатить, находясь под угрозой остаться без колес на четверть года…