В 2008 году два увлеченных наукой харьковчанина — 26-летний Алексей и 28-летний Сергей — познакомились с молодым китайцем, выпускником Петербургского физико-технического института. Тот искал единомышленников для создания совместной украинско-китайской фирмы, которая занималась бы наукой и новыми технологиями. Ведь не секрет, что наука в Украине переживает не лучшие времена, открытия и изобретения чаще всего никому не нужны, и порой блестящая научная идея, над которой ученый трудился всю жизнь, уходит вместе с ним в могилу, так и не найдя своего воплощения. А Китай, переживающий сегодня небывалый технический прогресс, как раз нуждается в инновациях.
Так появилась компания Top Science Ukraine, занимавшаяся инновационной и консалтинговой деятельностью и основавшая фонд содействия научно-техническому прогрессу.
На сайте компании сказано: «Данный фонд занимается поиском новейших разработок и идей в таких областях, как физика, химия, экономика, машиностроение и т.д. А после — инвестированием в наиболее перспективные направления». Одним словом, Алексей и Сергей искали украинских ученых и изобретателей, чьи патенты и научные идеи никак не были востребованы на родине, а затем предлагала эти ноу-хау китайским предприятиям для разработки и внедрения.
Как-то Алексей пришел в гости к своему бывшему преподавателю — доктору технических наук, профессору одного из харьковских вузов, рассказал, чем сейчас занимается, и спросил: «А что бы вы хотели сделать в своей жизни, но не смогли?». Профессор ответил, что его всегда интересовал электромагнитный ускоритель масс, больше известный как пушка Гаусса. Идея электромагнитного ускорителя масс не нова — ей больше 150 лет, однако свое реальное воплощение в виде грозного оружия она нашла пока лишь в фантастических романах и компьютерных играх. Если в поисковике «Яндекс» набрать словосочетание «пушка Гаусса», он за секунду выдаст около 300 тыс. ссылок, из которых 2 тыс. изображений — фото самодельных прототипов, схемы и т.д. В Википедии описан принцип действия и даны формулы расчетов пушки Гаусса. В качестве сферы применения указано следующее: «Теоретически возможно применение пушек Гаусса для запуска легких спутников на орбиту. Основное применение — любительские установки, демонстрация свойств ферромагнетиков. Также достаточно активно используется в качестве детской игрушки или развивающей техническое творчество самодельной установки (простота и относительная безопасность)». Кстати, о том, как самостоятельно собрать модель пушки Гаусса, есть бесчисленное множество инструкций в Интернете.
По аналогичному принципу действуют и электронный коллайдер, и рельсотрон (84 тыс. ссылок, 10 тыс. изображений). Википедия, описывающая рельсотрон, определяет его как мощное электромагнитное оружие, но только — в далекой перспективе. Ведь в США еще с 70-х годов прошлого века ведутся разработки, которые, впрочем, пока не дали внятного результата. Военные США планируют провести первые испытания рельсотрона в 2018 году. А пока что рельсотрон — лишь атрибут научно-фантастических фильмов, анимэ и все тех же компьютерных игр. Неудивительно, что украинский ученый высказал свой интерес к этой теме. Чем труднее и невыполнимее задача, тем интереснее она для пытливого ума. Но в Украине у профессора нет возможностей для исследований: данная тема тут никому не нужна, и никто не будет ее финансировать.
«Подготовьте краткий анализ проведенных в мире научных исследований в области электродинамики рельсотронов и путей применения данной технологии. Вдруг китайская сторона проявит интерес к финансированию научных разработок в этой сфере украинскими учеными?» — предложил Алексей наставнику.
Профессор скомпилировал имеющуюся в Интернете и научных книгах информацию, добавил свои идеи и отдал реферат Алексею.
Свои намерения профессор ни от кого не скрывал: согласовал свою поездку с руководством вуза и поехал вместе с Сергеем в Китай, где выступал с докладами и лекциями на научных конференциях, встречался с топ-менеджерами крупных компаний, словом, пытался продвинуть свою идею и получить финансирование.
Но тогда, в начале 2009 года, концепция рельсотрона показалась китайцам неинтересной, им требовалось нечто более реальное и быстроокупаемое, а не научная фантастика. Они смеялись, мол, вы бы нам еще машину времени предложили. На том тема рельсотрона была исчерпана и забыта.
Top Science Ukraine стала членом Ассоциации украинско-китайского сотрудничества (УАКС) и продолжила искать в Китае применение невостребованным украинским ноу-хау.
Совместно с крупной китайской автомобильной корпорацией начали воплощать масштабный научно-технический проект по разработке роторного двигателя, в котором были задействованы 10 украинских ученых.
Однажды у Алексея, в силу его юношеского максимализма, случился конфликт с одним из ученых, принимавших участие в проекте. Жена этого ученого раньше работала в хозуправлении СБУ и понимала, как можно отомстить обидчику мужа. И в лучших традициях советских времен принялась строчить доносы, что Top Science Ukraine — это рассадник шпионов, и никак не меньше. Писала и в СБУ, и в милицию. В милиции на заявление отреагировали: вызвали должностных лиц компании, опросили, посмеялись и отпустили с миром. В СБУ же смеяться не стали, а начали разработку объекта по всем правилам...
В ноябре 2009 года Алексей позвонил профессору, чтобы узнать, как дела. Тот взволнованно сказал, что к нему приходили товарищи «в штатском» и очень интересовались его поездкой в Китай и сотрудничеством с фирмой Top Science Ukraine. Этот тревожный сигнал, испугавший профессора, никак не всполошил ни Алексея, ни его друзей. Ну, приходили и приходили — работа у них такая. Представителям молодого непуганого поколения было невдомек, что их уже «пасут».
А весной 2010 года к Алексею пришел его бывший сокурсник, военный, кандидат технических наук. Сказал, что служба страшно надоела, хочется денег и покоя. И предложил Алексею купить у его знакомого секретную научную разработку в области психотронного оружия. Мол, продашь прототип китайцам за огромные деньги. Алексей ответил, что его не интересуют государственные тайны, да и сама идея «генератора психических волн» показалась абсурдной. «Лучше бы ты нашел человека, который сумеет сделать хорошую батарейку, чтобы держала заряд дольше обычной. Это действительно было бы стоящее ноу-хау, на миллионы долларов», — отреагировал Алексей на «заманчивое» предложение. Гораздо позже Алексей узнал, что приход приятеля — спланированная контрразведкой провокация, попытка поймать «шпиона» «на живца».
24 апреля 2010 года Алексея, вылетающего в Китай через Москву, в аэропорту Борисполь остановили таможенники: «Мы бы хотели проверить вашу ручную кладь». Разумеется, вещи просто забрали. По итогам досмотра Алексея уведомили, что он нарушил порядок перемещения через границу текстовых и аудиовизуальных материалов, ноутбук и карта памяти изымаются.
К слову сказать, изъятие ноутбука производилось без понятых и с нарушением правил: не были опечатаны коммуникационные порты, не зафиксирован перечень наличествующих файлов. Был лишь составлен «Акт проверки носителей информации №318» (заметьте, не «Акт изъятия») и Алексей благополучно отбыл в Китай, где работал до июля 2010 года.
В сентябре 2010 года в КНР состоялся бизнес-форум с участием президента Украины, на котором в полном составе присутствовали соучредители Top Science Ukraine, налаживали украинско-китайские связи в области науки и технологий. По возвращении Алексей начал писать жалобы с требованием вернуть его ноутбук.
А 7 октября 2010 года Алексей и Сергей прямо на улице, у дома Алексея, были задержаны группой захвата. Неизвестные люди в масках без эмблем или нашивок надели на них наручники, накинули на голову куртку, втолкнули в автомобиль и привезли в УСБУ в Харьковской области.
Там начальник областной контрразведки (теперь уже бывший) Плетнев предложил им признать себя виновными в незаконном перевозе через границу товаров двойного назначения. Мол, быстренько все подпишите, и максимум, что вам грозит — штраф и три года условно. «А какое мы имеем отношение к товарам двойного назначения? Мы ничего не перевозили», — возмутились задержанные. «Ну, как же, Алексей Владимирович! В вашем ноутбуке мы нашли два файла, содержащие пояснительную записку с описанием рельсотрона, который может быть использован в качестве оружия». — «То, что вы говорите, абсурд. Мы никогда не занимались государственными секретами. Мы пытались привлечь инвестиции для проведения научных исследований в Украине. У нас не может быть никаких военных тайн, если, конечно, ваши сотрудники их нам не подбросили. Нам не в чем признаваться!» — стали упираться задержанные.
После прихода адвокатов Алексея и Сергея отпустили. Они ушли довольные, не понимая еще, что отныне им уготовано еще более страшное обвинение — в измене родине и шпионаже.
Вскоре какие-то файлы, якобы найденные в ноутбуке у Алексея, были отправлены контрразведчиками на экспертизу в Минобороны.
Алексей вдруг понял, что это не так смешно, как могло показаться на первый взгляд, и обратился за советом к родственнику — отставному подполковнику контрразведки.
«Ты что, был допущен к государственной тайне?» — «Нет». — «А профессор института, который писал пояснительную записку, имел допуск к государственной тайне?» — «Насколько я знаю, тоже нет. Он человек гражданский, преподаватель». Родственник объяснил Алексею, что документ, написанный на основе открытых источников и собственных идей людьми, не имеющими доступа к государственной тайне, не может являться предметом государственной тайны. «За такое в мое время можно было лишиться погон», — заметил бывший контрразведчик.
В ноябре 2010 года Алексей и Сергей по приглашению национального космического агентства КНР выехали в Китай на большую авиавыставку, в которой участвовали «КБ Антонова», «Мотор-Січ», «ФЭД», «Харьковский авиазавод».
Правда, не обошлось без приключений. На украинской границе молодых людей задержали, на этот раз пограничники. Отобрали паспорта и сказали: «У нас есть сведения, что ваши паспорта являются утерянными, т.е. недействительными». Пока объяснялись с пограничниками, самолет улетел. Написав жалобы во все мыслимые инстанции, на следующий день они все же улетели в Китай.
В декабре вернулись, полные радужных надежд на новые совместные проекты. Сразу же по прибытии в их квартирах и офисе были произведены обыски, сотрудники СБУ изъяли всю документацию и компьютеры. Работа компании была парализована.
Алексей и Сергей пытались выяснить, чего же от них хотят, обивали пороги высоких кабинетов, но и без объяснений поняли, что основная цель преследователей — отчитаться начальству о своей героической работе по разоблачению врагов народа и китайских шпионов и, возможно, получить очередную звездочку на погоны. Были у контрразведчиков и другие, более приземленные цели. Какие — догадаться несложно.
Ребята поняли, что дело, как говорится, труба. Опасаясь дальнейших преследований и провокаций, они переехали жить и работать в другую область Украины.
А в январе 2011 года была закончена экспертиза в сфере государственной тайны. В заключении было сказано, что файлы «Записка 4.doc» и «93.doc» содержат государственную тайну в сфере обороны и подпадают под действие статьи 1.9.1 Свода ведомостей, составляющих гостайну со степенью секретности «секретно». Заключение было подписано генералом Артюхом, заместителем начальника Генштаба, и группой госэкспертов рангом пониже.
10 июня 2011 года в отношении Алексея было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК Украины «Государственная измена» за шпионаж в пользу КНР. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы от 10 до 15 лет. Алексея заочно объявили в розыск, о чем не знал ни он, ни его родственники.
Тогдашний руководитель УСБУ в Харьковской области Полковниченко даже выступил по телевидению и сообщил, что его ведомством разоблачен китайский шпион.
А 6 января 2012 года Алексея арестовали. Сергея, который в это время был с ним, не взяли...
За три месяца, проведенные Алексеем в СИЗО, многое изменилось: были уволены начальник областного управления СБУ Полковниченко и начальник областной контрразведки Плетнев.
Новые руководители ведомства, дабы утвердиться в правоте своих предшественников, инициировали повторную экспертизу, которая подтвердила выводы первой. Еще бы — ее проводили те же эксперты!
3 апреля с.г. арестовали и «соучастника шпионской деятельности»— Сергея. В настоящее время контрразведчики, оказывая давление, «убеждают» Алексея и Сергея, находящихся в Харьковском СИЗО, признать свою вину в измене родине.
Попытаемся подвести итоги.
1. Как оказалось, изготовление реферата, скачивание информации из Интернета далеко не хакерскими методами, а при помощи поисковика Гугл, изложение научных мыслей и попытка найти деньги для воплощения идеи в жизнь, являются государственной изменой. А в государстве Украина данное преступление, которое посягает ни больше ни меньше как на основы национальной безопасности Украины, регулируется ст.111 Уголовного кодекса Украины. И наказание соответствующее — от 10 до 15 лет лишения свободы. То есть преступление тяжелее, чем, к примеру, преступления против человека (умышленное убийство от семи лет, изнасилование от трех лет и т.д.).
2. В Украине по состоянию на 24.04.2010 г. (момент изъятия файлов), отсутствовали какие-либо материальные носители государственной тайны, содержащие информацию, аналогичную той, которая якобы содержалась на изъятых у Алексея электронных носителях.
3. В Украине по состоянию на 24.04.2010 г. отсутствовали какие-либо разработки в сфере электромагнитных ускорителей масс (рельсотронов).
4. В Украине не существовало и не существует государственного заказа ни на фундаментальные, ни на прикладные исследования в этой сфере.
5. На указанных файлах отсутствовали реквизиты, предусмотренные законодательством Украины об охране государственной тайны, такие как название госоргана, гриф секретности и т.д.
6. Файлы «Записка 4.doc» и «93.doc», на основании которых было сделано заключение государственной экспертизы, были подготовлены в Харькове профессором университета, д.т.н. (по понятным причинам я не хочу разглашать имя и место работы ученого, указанные в заявлении. — Авт.), не имевшем доступа к государственной тайне и не работавшем в Минобороны Украины либо подчиненных ему ведомствах и организациях.
Вышеуказанные файлы были подготовлены профессором на основании собственных знаний законов физики, опубликованных научных работ и различных публикаций в сети Интернет, общедоступных материалов, которые на 24.04.2010 г. не имели и не могли иметь никакого отношения к государственной тайне.
В принципе, если бы следствие пожелало разобраться, оно бы поняло, что здесь нет события преступления. Никто не похищал из секретных хранилищ никаких «Х»-файлов с грифом «секретно», никто не разглашал никаких государственных тайн об украинских рельсотронах, потому что их попросту не существовало!
Одновременно не помешало бы задуматься, зачем уважающему себя «шпиону» тащить с собой через несколько государственных границ «государственную тайну» на флешке, если с гораздо большим успехом ее текстовый носитель можно просто отправить при помощи любого бесплатного почтового сервиса, а потом элементарно скачать в конечной точке назначения. Единственным разумным объяснением является то, что «изменники Родины» решили, что до Китая цивилизация в виде Интернета еще не добралась.
Видимо, у нашего государства совсем уж туго стало с государственными тайнами, если чиновникам, их охраняющим, дабы оправдать свое существование, приходится засекречивать рефераты, написанные на основании информации из Интернета.
Но и контрразведчиков, больных шпиономанией, понять можно. Иной, может, всю жизнь мечтает поймать настоящего живого шпиона, а приходится заниматься какой-то рутиной. Ни тебе романтики, ни удовлетворения от проделанной работы, ни почета. Но что поделаешь — шпионов-то на всех не хватает. Приходится создавать их из обычных граждан. Напрашиваются исторические параллели? Да, к сожалению. Времена меняются, а люди — нет. Кстати, а у вас в компьютере нет никаких подозрительных файлов?