Правительство обнародовало перечень из 87 государственных шахт, которые могут предоставляться в аренду или концессию. Независимые аналитики полагают, что передача объектов углепрома частным инвесторов через эти механизмы будет ни чем иным как «скрытой приватизацией» активов угольной и энергетической отраслей.
«Концессия — это скрытая и очень экономная для получателей приватизация шахт,— полагает аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров. — К сожалению, украинский путь приватизации шахт приведет к полной монополизации отрасли с минимальным эффектом для государства».
Напомним, что правительство Юлии Тимошенко рассматривало концепцию реформирования угольной отрасли через приватизацию перспективных предприятий. Однако с весны 2011 г. план реформирования углепрома кардинально изменился — вместо приватизации власти решили использовать механизм аренды.
Кабмин написал и представил в парламенте проект закона «Об особенностях передачи в аренду или концессию государственных объектов ТЭК», который депутаты дружно и быстро поддержали своими голосами. Исходя из норм этого закона, именно концессионеры и арендаторы получат приоритетное право на дальнейшее приобретение шахт. Таким образом, все привлекательные угледобывающие активы могут быть распределены между представителями крупного бизнеса за символическую плату.
Сейчас же правительство поддержало ранее взятый тренд, приняв постановление №71, в котором содержится список угольных активов для передачи в аренду или концессию.
В перечень включили 81 шахту, которые подлежат модернизации и считаются довольно перспективными.
А также пять бесперспективных объектов, которые правительство предлагает закрыть, и два объекта незавершенного строительства.
По словам Александра Макарова, среди представленных шахт наиболее интересными, с точки зрения бизнеса, являются «Южнодонбасская» (№1, 3), ш/у «Донбасс», «Макеевуголь», «Краснолиманская» и другие шахты с добычей более 300 тыс. т в год.
При этом нынешний список в ближайшее время может обрасти дополнительными пунктами, поскольку в этом же постановлении содержится поручение Минэнерго, а также центральным и местным органам исполнительной власти продолжать работу по определению государственных шахт, которые могут предоставляться в концессию.
Свое решение отдать угледобычу частным компаниям госчиновники поясняют желанием обеспечить дополнительные инвестиции в проблемный сектор украинской промышленности. Так, по словам первого заместителя министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Поповича, в прошлом году в рамках государственно-частного партнерства на техническое переоснащение и модернизацию угледобывающих предприятий поступило 1,7 млрд. грн. инвестиций. При этом государство на модернизацию шахт в 2011 г. выделило всего 1,4 млрд. грн.
По расчетам чиновников, приток частных инвестиций в угледобывающие предприятия, которые ранее могли рассчитывать только на бюджетные средства, позволит более рационально распределять казенные ресурсы. В частности, деньги будут получать другие государственные шахты, что будет способствовать увеличению угледобычи. В перспективе же разгосударствление шахт и негосударственные денежные вливания в отрасль позволят, по подсчетам Минэнерго, увеличить угледобычу на 26,7 млн. т.
Однако радужные планы Кабмина пока не находят поддержки со стороны отраслевых аналитиков.
«Лучше было бы шахты продавать, а не сдавать в аренду,— говорит старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Иван Харчук. — Аренда — это очень непрозрачный механизм, в котором заложено множество предпосылок для коррупции».
Проходившие в прошлом году конкурсы на право концессии также были раскритикованы экспертами за заангажированность и необъективность при определении победителей.
Между тем о своей заинтересованности, в том чтобы заполучить в управление угледобывающие предприятия и шахты в Луганской и Донецкой областях, заявили более 40 компаний.
По словам Ивана Харчука, среди претендентов числятся те компании, которые уже владеют шахтами — предприятия энергетического сектора, а также металлургические комбинаты, которые не имеют своих объектов по добыче угля.
Однако желающим получить в пользование гособъекты придется столкнуться с рядом сложностей. «Непонятно, какими будут механизмы определения размеров концессионных платежей. Помимо этого, у многих шахт себестоимость добычи угля выше среднерыночной в $90/тонна, поэтому они существуют за счет дотаций из госбюджета. Распределение этих дотаций и их целесообразность — это болезненный и политизированный вопрос»,— отмечает Иван Харчук.