Украинские националисты — ВО Свобода, Национальный корпус и Правый сектор провели совместный Марш национального достоинства, на котором выдвинули ультиматум власти, пригрозили досрочными президентскими и парламентскими выборами, и самороспуском Верховной рады. Правые политсилы объединились неслучайно. Эксперты отмечают, что они могут объединенным флангом пойти на парламентские выборы. Есть ли шансы у такого объединения, и чего будут добиваться националисты, разбирался «Апостроф».

Сбор рейтингов

На марше, который состоялся на прошлой неделе и был приурочен к третьей годовщине лишения экс-президента Виктора Януковича своих полномочий, националистические политсилы зачитали свой ультиматум и озвучили требования к власти. По словам лидера ВО Свобода Олега Тягнибока, националисты требуют отказаться от торговли с оккупированными территориями и РФ, разорвать дипотношения с Россией и отказаться от дальнейшего повышения тарифов на коммунальные услуги.

Кроме того, он заявил, что правые партии вместе требуют проведения внеочередных президентских и парламентских выборов. Также Тягнибок предложил нынешнему составу Верховной Рады принять закон о выборах по открытым спискам, назначить новых членов Центризбиркома, принять закон об импичменте и сложить свои полномочия.»Или вы ставите национальные интересы выше своих частных карманов — или убирайтесь вон. Мы за выборы парламента, мы за президентские выборы», — заявлял лидер Свободы на митинге под Радой. Выступил на митинге и нынешний глава Правого сектора Андрей Тарасенко, который возглавил ПС после ухода оттуда Дмитрия Яроша, создавшего свой политпроект ДИЯ. «Мы можем не только сбросить эту власть барыг, не только остановить кремлевских карликов на востоке, мы можем изменить мир. Мы нация, доказавшая, что мы можем и хотим», — высказался Тарасенко. Позже глава ВО Свобода Олег Тягнибок и внефракционный народный депутат, лидер созданной в 2016 году партии Национальный корпус Андрей Билецкий, который к слову, не часто появляется в стенах ВРУ, зачитали свой ультиматум власти во время заседания парламента.

Билецкий в частности пригрозил распустить нынешний созыв ВРУ: «Мы, украинские националисты, объединены. И я вам обещаю, что если вы вздумаете не выполнить [наши требования], у нас хватит смелости, сил и решимости самораспустить эту Верховную Раду. Поверьте, мы это сделаем! Мы собрались за то, чтобы начать борьбу за власть, чтобы она была не воровская, а украинская». В тексте ультиматума, который можно прочесть на сайтах политсил, есть еще ряд требований, которые больше можно отнести к представителям левых политсил, но никак не правым. В частности, в тексте идет речь о «недопущении поднятия пенсионного возраста и пенсионного стажа, продажи сельскохозяйственных земель и приватизации стратегических предприятий».

Такую активизацию националистических сил можно объяснить тем, что хотя ни власть, ни оппозиция публично этого не признает, в лагерях многих политсил уже вовсю идет подготовка к возможным внеочередным парламентским выборам, тем более, что сами правые силы не стали скрывать, что будут добиваться досрочных выборов. Но по отдельности у этих политсил вряд ли получиться преодолеть проходной барьер, учитывая, что по последним соцопросам рейтинг их поддержки находится в пределах статистической погрешности. Так, по опросам фонда Деминициатив у Национального корпуса поддержка составляет 0,2%, у Правого сектора без Яроша — 0,5%. чуть больше только у ВО Свободы — 3,1%, хотя это также нельзя сравнить с тем уровнем поддержки, который получила партия в 2012 году. Так что, только объединив свои усилия, политические силы могут преодолеть барьер в 5%.

К слову, националистические силы уже пытались объединяться в 2015 году. Тогда экс-лидер Правого сектора Дмитрий Ярош и Олег Тягныбок обсуждали возможное сотрудничество и даже говорили о «дорожной карте по объединению националистического движения и совместному противодействию антиукраинским силам на внешнем и внутреннем фронтах». Позже лидер Свободы предлагал включать «правосеков» в списки Свободы, чтобы вместе идти на выборы, но тогда это так ничем и не закончилось. В самом ПС говорили, что такая инициатива свободовцев с ними не согласована. Как бы то ни было, но спустя год правые силы вновь решили попробовать объединиться. Будут ли в объединенную команду звать политпроект Дмитрия Яроша пока неизвестно.

Как сообщил «Апострофу» народный депутат, член политсовета ВО Свобода Андрей Ильенко они открыты для сотрудничества со всеми националистами. «Мы сейчас имеем тот формат, который имеем, мы будем развивать то сотрудничество, которое есть на сегодняшний день, но мы открыты к сотрудничеству”,— заверили нардеп. Кроме того, Ильенко рассказал изданию, что они и дальше намерены проводить совместные акции и продолжать работу по объединению. «Мы провели очень мощную акцию объединенными силами Свободы, Национального корпуса, Правого сектора. Мы открыты для всех патриотов, всех националистов, и конечно мы сейчас будем наращивать это сотрудничество, развивать его, формировать общие позиции, высказывать свое общие видение и конечно, это будет продолжаться и в форме уличных акций, и другими способами», — отметил парламентарий. Что касается досрочных выборов, то депутат пока не смог ответить определенно, пойдут ли они одной командой. «Мы налаживаем координацию, выборов сейчас нет, и неизвестно по какому они будут законодательству, придет время и мы эти вопросы будем рассматривать», — рассказал он «Апострофу».

Лидер Правого сектора Андрей Тарасенко также сообщил «Апострофу», что об объединении под выборы речь пока не идет. «В тексте ультиматума подавляющее большинство пунктов о том, что мы требуем от власти не делать. Поэтому будем протестовать и требовать отставки в случае протягивания властью каких-то из тех пунктов. Об объединении на выборах пока не идет, как и об объединении структур. Мы объединяем усилия, потому что видим, что только вместе можно чего-то достичь», — прокомментировал Тарасенко. Впрочем, и категорически отрицать возможность совместного участия в выборах никто не стал.

Гиперправый блок

По словам старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Окстисюка, благодаря такому объединению политсилы могут получить достаточно высокий рейтинг поддержки. «Им есть смысл объединяться, потому что по отдельности они будут только распылять голоса. Если объединить всех правых игроков в один блок правых сил и если туда в перспективе еще присоединиться УКРОП, то они могут получить даже до 10% поддержки. Здравый смысл в объединении есть, потому что по большому счету это даст возможность мобилизовать ресурсы. С другой стороны, УКРОП все-таки нацелен идти отдельно пока что, они считают, что у них достаточно поддержки и для Коломойского будет хорошо, если зайдет в парламент две силы — УКРОП и праворадикалы. Потому, что УКРОП позиционирует себя как правая партия, но с либеральным уклоном, то есть не как оголтелые националисты, а системные правые. Сейчас есть один бенефициар и координатор — Коломойский и он может легко завести в парламент эти два блока. Если он увидит по социологии, что есть возможность завести две свои дружеские колоны, то для него это будет хорошо. Если он будет смотреть, что они конкурируют и воруют друг у друга голоса — в итоге может ни один, ни другой не зайти. Это будет впервые, что все правые силы объединяться — сформируется гиперправый блок, которого никогда еще не было», — предположил Октисюк.

Правда, в самом в УКРОПе поспешили опровергнуть возможное объединение, сказав, что не готовы вести разговоры о сотрудничестве с праворадикалами.

«У нас сильно отличается идеология, чтобы можно было вести разговор об объединении. А в парламенте мы в диалоге, как с представителями других политических партий. И тех, что имеют фракции, и других», — рассказал «Апострофу» член политсовета партии Дмитрий Симанский.

Директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто прогнозирует, что такой объединенный правый блок может стать парламентской партией, но при этом большого процента поддержки иметь не будет.

«Это зависит от ситуации, которая будет во время избирательной кампании, потому что мы видели, что поддержка Свободы была неожиданной в 2012 году — более 10% поддержки. Но на последних парламентских выборах уже был совсем другой результат, гораздо меньше, и если брать президентские выборы, то и Тягнибок и Ярош вместе получили менее 2% и тогда все смеялись, что Вадим Рабинович (народный депутат, лидер партии «За життя», — «Апостроф») получил сам больше, чем они вдвоем. У радикальных партий есть свой электорат, он, на мой взгляд, сейчас около 5%. И вопрос объединения заключается в том, что они не всегда математически объединяются, я имею в виду, что электорат одной партии после объединения перестает голосовать за них, потому что они слились с теми, кто им не нравится. Хотя возможно на радикальных и националистических партиях этот эффект будет меньше сказываться и они имеют шанс после объединения стать парламентской партией», — рассказал Паниотто.

В то же время, директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко считает, что от факта объединения этих политических сил мало что будет зависеть, главную роль для успеха на выборах сыграют действия отдельных политиков. «Тут скорее будут иметь значения действия, которые будут предприниматься, если будут предприниматься, чем сам факт объединения. Действия намного важнее, потому что в последнее время избиратель научен — он редко ловится только на названия. Даже то, что ориентируются на конкретных политиков, говоря, что у нас именные партии, это скорее обусловлено тем, что действия этих политиков легко оценить, потому что партии достаточно безликие. Но опять-таки корень успеха - это действия этих политических сил», — рассказал Быченко.