26 ноября в Коминтерновском районе Одесской области, вблизи порта Южный, стартовало строительство терминала по переработке сжиженного газа (LNG-терминала). То, о чем с придыханием и нездоровым блеском в глазах говорил несколько месяцев назад министр экономического развития и торговли Петр Порошенко и что специалисты считали полной авантюрой, свершилось по мановению руки «самого» Азарова.
Несколькими днями ранее заместитель председателя Одесской облгосадминистрации по вопросам ЖКХ Александр Малин заявлял: «Сегодня закончен процесс проектирования. И я надеюсь, что 26 ноября мы благополучно начнем процедуру строительства этого очень важного для нашей страны объекта». Он также отметил, что реализация проекта позволит «ослабить кольцо, которое сжимается вокруг Украины в энергосфере».
Итак, сенсация года случилась. Но какова же действительная цель сооружения терминала?
Нас усиленно убеждают, что это позволит обеспечить «энергетическую безопасность Украины» — именно так высказался премьер-министр Азаров, отдавая команду о начале строительства. Не надо быть большим докой в вопросах энергоснабжения, чтобы понимать: энергетическая безопасность обеспечивается расширением собственной добычи и производства энергоресурсов — увеличением добычи каменного угля, освоением новых газовых месторождений на шельфе Крымского полуострова и острова Змеиный, строительством атомных электростанций, а также солнечных и ветросиловых установок.
Весьма сомнительным выглядит объяснение Каськива, что, вложив лишь 7% общей стоимости проекта, Украина получит порядка 30% акций новой газопередающей системы. Не верится, что наши западные партнеры разучились считать: эта сделка скорее напоминает пирамиду МММ, чем обоснованные экономические решения. Тем более, что один из участников инвестирования проекта — Испания находится на грани дефолта и выбытия из Евросоюза. Ну а Штаты — те своей выгоды не упустят.
Кто же будет поставлять нам сжиженный газ и каким путем?
Среди поставщиков названы Египет и Алжир, Нигерия и Катар, а также Туркменистан. Участие последнего особенно интересно с точки зрения здравого смысла: каким же это образом, минуя российские газотранспортные системы, туркменский газ попадает в Украину? И вообще, как можно рассчитывать на регулярную поставку стратегического товара из регионов, которые постоянно лихорадит в связи с войнами и перманентными революциями.
Как было заявлено, на первом этапе мощность терминала по приемке скрапленного газа составит 5млрд.куб.м в год, увеличиваясь в дальнейшем до 10, а затем и до 13млрд. В принципе нормальные объемы для транспортировки по трубопроводу. Но мало кто знает, что морские транспортные суда-газовозы, в отличие от танкеров, перевозящих нефть, берут сегодня на борт не более 35 тыс. т этого груза.
Элементарный арифметический подсчет свидетельствует: при годовой переброске 5 млрд. сжиженного газа ежедневное его поступление (будем считать его доставку равномерной в течение всего календарного года) составит около 13 млн.700 тыс.т. Какая же должна быть мощность и размеры плавучей установки по регазификации — превращению его в исходное, газообразное состояние, чтобы пропускать ежесуточно такое количество? Существуют ли вообще подобные установки в мире?
Идем дальше. Для ежедневной доставки такого объема скрапленного газа круглосуточно должно работать более 390 судов-газовозов (имеется в виду их одновременное пребывание на погрузке, перевозке и разгрузке). Имеется ли в мире столько специализированного транспорта для этих целей? Причем все эти 390 судов должны в течение суток разгружаться на новом терминале, дабы обеспечить подачу 14 млн. кубометров газа! Так это будет уже не установка по регазификации, а плавучий остров, оборудование которого превысит мощности самых крупных портов мира!
Мне бы очень хотелось ошибаться в своих расчетах, но многократные консультации со специалистами лишь подтвердили изложенные выводы.
Кстати, Турция пока что не давала согласия на проход газовозов через Босфор, а мы неоднократно убеждались, как это государство относится к перевозке водным путем по своей территории опасных грузов. Это в разные периоды касалось прохода советских танкеров с нефтью и химовозов, транспортировки нашего авианосного крейсера «Варяг», проданного Китаю, и т.д. Да и будь нынешний проект реализован, основным типом судов, курсирующих через Босфор в обоих направлениях, станут как раз газовозы. Так что согласие Турции (между прочим, участвующей в других международных проектах транспортировки газа) весьма сомнительно.
А если предположить, что будут построены новые газовозы грузоподъемностью, скажем, 100 тыс. т, то и в этом случае на украинском направлении будут постоянно заняты сотни таких судов. Кто их построит, за чьи средства и как это скажется на окончательной стоимости газа для страны-потребителя?
Но пусть даже не анонсированные сегодня объемы, а какая-то их часть будет реализована. Можно ли считать это «энергетической безопасностью Украины»? Конечно, нет. Ведь газ был и остается чужим. Если верить Каськиву, мы выиграем где-то 80долл. на каждой 1000 кубометров по сравнению с газом, покупаемым у России. Достаточно ли этого, чтобы идти на серьезные капиталовложения, подвергать опасности экологию в регионе и продлевать неопределенность, которая существует сегодня? Кто гарантирует нам бесперебойные поставки газа на протяжении тех десятилетий, что должна функционировать новая инфраструктура? Не потратим ли мы значительно больше на транспортные и технологические операции?
Так что вопрос, для чего затеяно это мероприятие, какова истинная цель всех его участников и финансистов — чиновников из Украины и «деловаров» с Запада — остается открытым. И не обернется ли «сенсация года» аферой века?