Желание скрыть информацию – у украинских чиновников на уровне инстинкту. Их поведением руководит целый набор комплексов. Страх, что руководство будет сердиться. Постсоветская привычка "не пущать". Желание показать свою значимость.
В мае этого года Денис Иванеско, который в администрации президента отвечает за доступ до публичной информации, опубликовал целый ряд блогов на тему демократизации украинской власти под влиянием нового закона. Вместе с тем реалии состоят в том, что должностные лица отвечают отказом в предоставлении элементарной информации под надуманными предлогами.
Перед вами – история, которая кажется абсурдом. Она не была бы достойна такого внимания, если бы не служила иллюстрацией общего процесса засекречивания всего и вся.
Итак.
Как известно, Виктор Янукович, прежде чем стать президентом Украины, работал народным депутатом. А перед получением полномочий народного избранника Виктор Янукович собственноручно подписал клятву, который дал ее украинскому народу. Однако получить этот документ... невозможно. "Украинская правда" обратилась в ВР с просьбой предоставить копию присяги депутата Януковича. Казалось бы, что здесь может быть секретного? Ведь текст присяги определен Конституцией. Но – нет...
"Запрашиваемая вами информация является конфиденциальной, поскольку содержит личную подпись Януковича Виктора Федоровича", – сказано в ответе аппарата ВР.
Этот аргумент мог бы иметь какой-то вес, если бы автограф президента был действительно какой-то сакральной величиной. Если бы его скрывали из соображений безопасности или еще каких-то диких причин. Но на самом деле подпись Януковича не просто не держится в секрете – она выставлена на всеобщее обозрение прямо на стартовой странице официального президентского сайта!
Еще более смешная история – с подписью под президентской клятвой Виктора Януковича.
Как известно, на протяжении торжественной церемонии инаугурации в Верховной Раде президент собственноручно скрепляет присягу перед украинским народом. Но увидеть документ, который подписал в феврале 2010 года Виктор Янукович, – также запрещено.
В аппарате парламента сообщили, что ничем не могут помочь. "Присяга президента Януковича, подписанная им в день инаугурации, находится в архиве Конституционного суда".
В КС пошли еще дальше: там не просто истрактовали присягу Януковича "конфиденциальной информацией". Она получила целый гриф – " для служебного пользования".
"В ответ на ваш запрос сообщаем о невозможности его удовлетворения, поскольку согласно распоряжению главы Конституционного суда упомянутый документ относится к документам, которые содержат служебную информацию и имеют гриф " для служебного пользования", – говорится в ответе КС.
Вообще интересно, как это выглядит – "служебное пользование" присягой президента? Какие испытания выпадают в судьбе этого листа бумаги?
На самом деле, написанное Конституционным судом не согласовывается с требованиями закона "О доступе к публичной информации".
Там четко написано, что "к служебной может относиться информация: 1) которая содержится в документах субъектов властных полномочий, которые представляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации... 2) собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности..."
Очевидно, что присяга президента Украины не может быть докладной запиской или разведывательными данными. В общем, ответа главного законодательного и главного судебного органа власти прямо противоречат закону. Во-первых, он гласит, что "ограничению доступа подлежит информация, а не документ – для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой неограниченный". То есть, в пределах закона они должны были предоставить присягу Януковича с зачеркнутой подписью – хотя, как прямо вытекает из президентского сайта, автограф президента не является засекреченным. Во-вторых, в обоих отказах отсутствующее обоснование, что именно преобладает – интерес защиты конфиденциальности подписи Виктора Януковича или общественный интерес получить эту информацию.
По закону, ограничению должен предшествовать так называемый "трехсложный тест" – то есть отказ в предоставления информации должны быть вынесена при совокупности таких требований:
"1) исключительно в интересах национальной безопасности, ... для здравоохранения населения, для защиты прав других людей..., или для поддержания авторитета правосудия;
2) разглашение информации может нанести существенный ущерб этим интересам;
3) ущерб от обнародования такой информации превышает общественный интерес в ее получении".
Каким образом разглашения подписи Януковича может нести угрозу "интересам национальной безопасности" или "здоровью населения"?
Помощников засекретили - после скандала с Герман
Однако, если история с засекречиванием подписи Виктора Януковича на присягах является феноменальной ерундой, – то существуют вещи, которые реально направлены на ограничения информации в Украине.
Как известно, закон позволяет каждому народному депутату иметь до 31 помощника-консультанта, причем четырех человек нардеп может оформить на государственную службу со всеми последствиями – ранг государственного служащего для помощника, пенсия, льготы и т.п. По обыкновению депутаты оформляют помощниками лиц, которые занимаются чем угодно, но не консультированием. Известный пример – это оформления сына Анны Герман Николая Коровицына помощником депутата-украинофоба Юрия Болдырева. При этом никакой работы в интересах этого избранника он не осуществлял, а лишь работал водителем у своей матери, получая зарплату из бюджета.
Случается, что по указанию "свыше" к депутатам оформляют людей, о которых даже не знают сами избранники. Пример – устройство кухарки Виктора Януковича помощником депутата Юлии Ковалевской, которую регионалка никогда в жизни не видела.
Когда в мае в прошлом году вступил в силу закон "О доступе к публичной информации", ВР отказалась предоставить список всех помощников депутатов. Но вместе с тем до недавнего времени аппарат парламента сообщал, помощником какого избранника значится то или другое конкретное лицо.
Собственно, благодаря этой опции "Украинская правда" и выяснила, что Анна Герман оформила свой престижный автомобиль, лишь бы не привлекать внимание, на своего бывшего помощника. А своего сына, уволенного из должности заместителя министра, трудоустроила к Юрию Болдырева.
Обнародование этих фактов послужило причиной резонанса.
А недавно нам стало известно, что парламент пересмотрел свою практику – он больше не предоставляет информацию о помощниках. С этим УП столкнулась в процессе написания статьи о киевских мажоритарных округах. Так, один из возможных выдвиженцев оппозиции по округу в столице, Николай Даневич, в прошлом году значился помощником народного депутата.
На наш традиционный запрос сообщить, какого именно депутата он помощник, аппарат ВР ответил отказом: "Данные о помощнике-консультанта депутата с указанием его фамилии, имени, отчества и условий, на которых он работает, относятся к конфиденциальной информации о личности".
С аналогичной реакцией начали сталкиваться и другие лица, которые подавали запросы о помощниках.
Отказ в предоставления информации о депутатских консультантах – это нарушения 6-й статьи закона, который запрещает засекречивать информацию "о распоряжении бюджетными средствами, в том числе – фамилии, имена, отчества физических лиц, которые получили эти средства".
Кроме того, отказ парламента не содержит трехсложного теста между правом общественности на информацию и правом личности на защиту ее личных данных. Здесь явный общественный интерес знать, кто имеет влияние на принятие государственных решений.
Цинизм заключается в том, что раньше, в публикации об Анне Герман и ее сыне, Верховная Рада не видела нарушений в обнародовании информации о помощниках. Но вдруг они увидели их сейчас. То есть общество больше не имеет право знать, кого оно содержит на свои деньги. Это - лишь один элемент ползучего, ежедневного процесса свертывания демократии, когда чиновник ссорится не только с законом, но и со здравым смыслом.
Таким образом, власть может скрыть любую информацию – начиная с самого факта работы должностного лица на государство и заканчивая документами с его подписью. Если автограф Януковича – секретный, то у чиновников по всей вертикали власти – тем более.