Этот человек видит свои работы практически на каждом шагу – именно его символика размещена на всех почтовых ящиках страны, а также на нарукавных нашивках служащих СБУ, МВД, МЧС, Погранвойск, Таможни. По его эскизам сделаны футбольные кубки Украины и ордена. О геральдике, а также о личном заработке на фамильных гербах и эмблемах украинских госведомств «Комментарии» поговорили с Алексеем Руденко, директором ЧП «Геральдическая Палата».
- Какие люди являются вашими клиентами, кто они?
- В первую очередь моими клиентами являются государственные организации. Примерно 70% всего, что я создавал, предназначалось для государственных организаций. Наше предприятие создано в 1999-м году – это было время бурного формирования института власти. Уже прошло определенное время с момента провозглашения Независимости, появилось множество министерств и ведомств, вышли указы президента Украины, регулирующие вопросы появления у этих структур своей символики, эмблематики, знамен и тд. Это и есть основной мой «среднестатистический клиент». К примеру, вся символика СБУ, МЧС, МВД, Госпогранслужбы, Таможенной службы – моя работа. Вторая категория – фирмы, банки, различные фонды, общественные организации. И только на последнем месте – частные лица. И именно последняя категория преимущественно заказывает геральдические символы – иными словами личные знаки в виде герба. Причем не лично для себя, а, как правило, в качестве подарка кому-то – от известных лиц в политикуме и бизнес-элите до совершенно скромных граждан. Только в последнее время я столкнулся с несколькими людьми, которые хотели создать личный фамильный герб именно для себя.
- Работая над символикой госведомств, по каким критериям вы отбирали идеи для символа?
- Эмблематика в такой стране, как Украина, подвержена двум тенденциям – это национальная традиция и приверженность советским традициям. Кроме того, мы практически забыли Российскую и Австро-Венгерскую империи, однако символы этих развалившихся великих держав до сих пор имеют влияние на современную Украину. Бывает, что сотрудники той или иной службы настаивают на определенном цвете, который, по их мнению, присущ им. Либо же мы сами угадываем некие цветовые коды и символы. К примеру, вроде бы всем понятно почему традиционный цвет пограничников – зеленый. Но он такой не потому что пограничники хорошо прячутся в лесу, и зачастую они не могут правильно объяснить, почему у них зеленые фуражки. А дело в том, что в свое время в Российской империи в составе Министерства финансов был создан отдельный корпус пограничной стражи, и именно его приборным цветом был зеленый – от зеленого цвета папахи министра финансов. А, скажем, краповый цвет присущ Внутренним войскам, потому что они являются правонаследниками Внутренних войск, Конвойной службы советской эпохи – и цвет этих формирований был краповым. Кстати, мало кто знает, но профессиональный праздник этих войск приходится на дату формирования в Российской империи, при императоре Александре I, батальонов Внутренней стражи. Сочетание оранжевого и синего цветов в символике МЧС также легко прочитывается. Это Международный символ гражданской обороны – синий треугольник в оранжевом круге. Мы развернули его в крест, а в силу того, что к ним присоединили и пожарную службу, которая до этого была в составе МВД, на диагоналях сделали геральдические лилии в виде языков пламени.
- Что же нужно компаниям и банкам от геральдистов?
- Они, как правило, хотят отобразить некие вехи в своем развитии. Нам чаще всего попадались работы по созданию юбилейных наградных систем – это знаки, почетные призы, знамена, медали. Кстати, все футбольные трофеи, имеющиеся ныне в Украине, создавали мы. Это Кубок Украины по футболу, Суперкубок Премьер-лиги, Кубок Чемпиона Украины, медали к ним, дополнительные кубковые призы, призы Премьер-лиги для лучшего футболиста и тренера.
- Эмблемы футбольных клубов – также ваша работа?
- Нет. К моему глубокому сожалению, это их личное творчество. Поэтому очень много плагиата, повторов, откровенной безвкусицы. Ведь это еще и особая форма взаимодействия команд с фан-клубами. Как правило, творчество масс, кое как обработанное потом дизайнерами. И что показательно, эта практика продолжается даже не смотря на лучшие европейские клубы, которые профессионально работают со своей символикой.
- Что заказчики хотят видеть на гербах, которые они дарят известным политикам?
- У меня был опыт создания герба Владимира Литвина. В первую очередь надо было отобразить его образованность и при этом статус постоянного, почти вечного главы Верховной Рады. Соответственно, это были две книги и два перекрещенных между собой шестопера. А, скажем, в гербе покойного Георгия Кирпы присутствует символ железной дороги в виде крылатого колеса, в гербе Юрия Кравченко – казаки, рыцари, архистратиги, звезды МВД. Был, правда, и такой случай, когда я просто понял, что мы с клиентом не сработаемся. Кстати, он сам пришел и хотел сделать себе фамильный герб, один народный депутат. Он настаивал на внесении в свой герб символов династии Романовых и Потоцких. И мне было сложно понять какая степень родства у него имеется с Романовыми и Потоцкими. По Романовым он вообще не смог ничего сказать кроме того, что ему очень нравится романовский грифон. А по Потоцким был намек, что та территория, на которой он имел счастье родиться, была в свое время во владении Потоцких. Один из самых страшных вариантов диктата заказчика. Я отказался от работы.
- Если говорить об оплате работы, есть ли разница между деньгами, полученными за работу от государства и от частного лица?
- В силу того, что я пользуюсь в работе исключительно законом «Об авторском праве и смежном правах», а также ставками об авторском вознаграждении, утвержденными Кабинетом министров – то и стоимость я определяю по объему работ, по тому, что мне предстоит создать и насколько это часто будет тиражироваться. Я являюсь автором эмблемы «Укрпочты». И каждый раз, когда я прохожу мимо почтового ящика, осознаю, что в системе действия западного понимания авторского права – с каждого тиражирования моей эмблемы на ящике я должен бы получать не малые деньги. Но по нашему законодательству с момента официального утверждения символа, он перестает защищаться авторским правом. Тогда как работа с частным заказчиком – это, преимущественно, разовая вещь. В случае полного комплекса символики для какого-то ведомства – речь идет о сумме от 30 тыс. грн. Работа предусматривает эмблему, флаг, эмблемы структурных подразделений, разработку формы одежды и внутренней системы идентификации. А если говорить о частном лице, то цифра колеблется в пределах $1 тыс. Это разработка герба, исполнение гербовой грамоты и передача всей полноты имущественных прав на произведение изобразительного искусства.