Термин «Межигорье» для Украины и для Киева в информационном пространстве уже давно потерял привязку к одноименному монастырю и, напротив, стал синонимом понятий, находящихся (как это не парадоксально) на одной плоскости: гедонизм и стиль жесткого хозяйственника, пристрастие к предметам роскоши и подчеркнуто въедчивое отношение к собственной безопасности. Но, как бы там ни было, в украинском медиа-пространстве с завидным постоянством всплывает то одна, то другая тема, касающаяся жизни за забором в Новых Петровцах.

«Комментариям» удалось приобщиться к этой теме и узнать, по крайней мере, маленькую толику того, что прилетает из внешнего мира прямо в Межигорье. Мы пообщались с Игорем Вишневецким, который работает искусствоведом-контролером в Международном аэропорте «Борисполь».

- Игорь, какие вещи чаще всего конфискуют у пассажиров в аэропорте?

- Как правило, я сижу в так называемом «Красном коридоре» с таможенниками на терминале. Если у них возникают какие-либо вопросы по багажу пассажиров, – является ли определенная вещь культурной ценностью либо нет, – ко мне обращаются, и я смотрю на вещь. Чтобы вывести предмет искусства заграницу, необходимо для начала получить соответствующее свидетельство в Киеве, и уже позже я смотрю в аэропорте – действительно ли эта вещь является предметом искусства, есть ли разрешение на вывоз, совпадают ли заявленные характеристики. Классический вариант для конфискации – вещь возрастом более 50 лет без разрешительных документов на вывоз. Соответственно, ее конфискуют либо отдают провожающим лицам. Но, как правило, если «тормозят» какие-либо предметы, эти вещи попадают на склад при аэропорте. Потом идут экспертизы и суды. К примеру, как-то в Германию человек вез икону – вторая половина XIX века. Он ее покупал еще в 90-е годы на аукционе по совершенно смешной цене. Где-то около тысячи долларов. Теперь же она стоит больше десяти тысяч. И этот человек не захотел платить за нее налог. Угрожал, что подаст в суд, нервничал, кричал. В итоге, естественно, таможня ее конфисковала. Мне пришлось писать экспертизу для суда – какого века, где сделана, описание, приблизительная стоимость. К слову, на этот же склад попадают и конфискованные вещи, пересылаемые авиапочтой. По этому багажу также приходится время от времени писать экспертные заключения.

- Например…

- К примеру – совершенно безумная и не понятная для меня история. Из Болгарии в Россию, – куда-то под Санкт-Петербург, – кто-то выслал 27 единиц штыков. Вещи от метра в длину, градация – начиная от ятаганных штыков производства мануфактуры Saint-Etienne конца XIX века и заканчивая штык-ножами Второй мировой войны. Питер, видимо, не желая разбираться с таким грузом, отослал все это к нам в Борисполь – как на промежуточный пункт транзита. И мне было необходимо сделать экспертизу – весь стол в рабочем кабинете был завален этими штыками. Возникла даже проблема с расшифровкой надписи на одном штыке – французского я не знаю. Пришлось пройтись по терминалу аэропорта и найти французскую авиакомпанию. Как только я им объяснил суть своей просьбы, ребята сразу же закрыли свой офис и пошли ко мне в кабинет играться этими штыками. Но, надо отметить, с надписью помогли.

- Можете назвать наиболее дорогие вещи, которые держали в руках?

- Самая дорогая вещь, которую держал в руках… Не сколько раз попадались скрипки Страдивари. Вообще, по скрипкам – особый разговор. Дело в том, что различного рода оркестры постоянно ездят из страны в страну – а скрипки, как правило, не простые. Иногда, если приезжает оркестр, приходится фактически в режиме конвейера просматривать сотню инструментов за считанные минуты. А еще, помнится, одна женщина вывозила коллекцию царских монет. Эта коллекция стоила, минимум, как хорошая трехкомнатная квартира в центре Киева.

- Бывают ли комические случаи на такой работе?

- Они на любой работе есть. Однажды меня подозвали таможенники и показали на такого типичного пузатого иностранного дедушку. При нем несколько картин. По качеству – явно Андреевский спуск. Я посмотрел. Говорю, пускай себе провозит. А таможенник в ответ: «Нет, ты посмотри внимательно. Тут какой-то пейзаж интересный». Слово за слово, а дедушку продержали минут пятнадцать. Потом таможенники подходят ко мне и говорят: «Мол, ты извиняй, нам тут просто одна женщина покоя не давала». Смотрю, а там сцена из «Основного инстинкта»: сидит барышня в мини-юбке, нога на ногу, обменивается с ними любезностями. «Внучка» наверное. И только чтобы этого дедушку подержать подольше, они вызвали искусствоведа в то время, как она им чуть ли не стриптиз показывала.

- Случалось ли встречать документы на вывоз, в которых параметры вещи заявлены откровенно ложно?

- Случалось круче. Однажды таможня задержала у нас электрогитару Yamaha. Рокер какой-то вылетал. А ему в Киеве в свидетельстве написали латинскими цифрами вместо XXI века производства – XI век. Просто забыли поставить один крестик. В итоге, «тормознули» эту гитару и не хотели пропускать, потому что гитара не какая-то, а XI столетия…

- Приходилось ли смотреть вещи, которые вывозили известные в Украине люди?

- По большому счету, кого-то, как говорится – «из телека», видишь каждый день. Но была и совершенно фантастическая история. Звонят мне как-то и вызывают на склад. Прихожу, а там таможенный брокер и владелец какого-то антикварного салона стоят. Говорят, тут картины, часы и прочее для Администрации Президента. Огромное количество ящиков, все из которых нужно было открыть и сверить вещи с документами. Работы хватило до вечера, все устали, и потом уже брокер с антикваром разоткровенничались: вещи-то для Межигорья, куплены на аукционе Sotheby´s – коллекция какой-то прабабки голландской королевы. Причем, как говорили, Президент тогда находился с визитом во Вьетнаме (март 2011-го – Ред.), и, узнав о прибытии «посылочки», якобы решил даже чуть подсократить рабочий график. Помню, первое, что они достали из ящиков – большая картина, копия фрески «Аврора» болонского академиста Гвидо Рени.

«Аврора» Гвидо Рени, 1614 год; палаццо Паллавичини Роспильози, Рим

Источник фото: staratel.com

Потом были и другие картины – в основном XIX век. Салонная живопись. Всякие там пастели и акварели. Самое примечательное, кстати, – это оригинальная акварель Чарли Чаплина, купленная за сумму порядка семи тысяч долларов. Со стороны – небольшая бумажечка, дама с гитарой. После живописи пошли часы. Такое ощущение было, что Виктор Федорович прикупил себе в каждую комнату по часам. Были и очень большие – разобранные по частям, с деталями механизма в отдельных ящиках. В основном – ампир и рококо.

- Сколько стоила эта коллекция?

- На самом деле, как для богатого человека – не так уж и много. Думаю, уложились в 50-80 тысяч долларов. Но был не только Sotheby´s. Они там еще в обычном лондонском магазине прикупили парковые скульптуры из меди – курицы всякие, черепахи. Чуть позже, к слову, аналогичные скульптуры еще и довозили.