Номинальные владельцы национального оператора связи ПАО "Укртелеком" в середине октября объявили, что пока не планируют продавать его. Сообщение управляющего партнера австрийского инвестфонда Epic Петера Гольдшайдера может расцениваться как отказ конечных собственников от сотрудничества с бизнес-группой SCM Рината Ахметова.
Долгая дорога в оффшор
Как известно, принадлежавшие государству 92,79% "Укртелекома" (УТ) были проданы в марте 2011 г. австрийскому инвестфонду Epic за 10,575 млрд грн. Многие эксперты сначала предполагали, что УТ достался как раз Р.Ахметову, но скоро стало понятно, что это не так.
Во-первых, владелец SCM последние годы строит бизнес по западным стандартам, т.е. публично, и обо всех крупных сделках информирует общественность – это является обязательным условием для кредитования западными банками.
Во-вторых, отсутствие значимых изменений в руководстве УТ доказывало, что компания осталась под теми людьми, которые фактически контролировали ее и до приватизации. Так, глава правления УТ Георгий Дзекон, занимавший эту должность с 2004 г., в октябре 2011 был переведен в наблюдательный совет УТ.
А сменивший его Игорь Кравец до сих пор продолжает оставаться руководителем с приставкой и.о. Причем сам он тоже не пришел со стороны. Предыдущая должность – заместитель главы правления УТ по маркетингу.
Совершенно очевидно, что каким бы хорошим менеджером не был Г.Дзекон, новый хозяин однозначно не оставил бы его в руководстве компании, заменив своим человеком. Так поступил бы не только Р.Ахметов, но и любой другой акционер.
Тем не менее, загадочные австрийцы, у которых невесть откуда нашлось $1,322 млрд. (не такая уж и маленькая сумма, кстати сказать), фактически оставляют Г.Дзекона у руля. Назначение главой набсовета УТ того же П.Гольдшайдера выглядит как приезд "свадебного генерала".
Остались в обойме и остальные укртелекомовские топ-менеджеры. В частности, член набсовета, «донецкий» Леонид Нетудыхата переместился на должность замглавы правления по техническим вопросам.
В связи с этим стоит напомнить, что еще до приватизации УТ был эдаким самоуверенным котом, гуляющим сам по себе. Формально он находился в управлении Фонда госимущества Украины (ФГИУ), но фактически государство не имело влияния на процессы, происходящие внутри компании, а также на ее финансовые потоки.
В этом легко убедиться, взглянув на отчетность компании. Так, в 2006 г. она увеличила доход до 7,9 млрд грн. по сравнению с 6,6 млрд грн. в 2005 г., а чистая прибыль сократилась с 519,1 млн до 513,4 млн грн. При этом в тогдашнем руководстве правительства и Фонда госимущества отмечали, что УТ занижает прибыльность, "экономя" на уплате налогов и дивидендов.
Более того, в 2007 г. УТ задекларировала дальнейшее снижение чистой прибыли, теперь уже до 267,19 млн грн. при доходах свыше 8 млрд грн. А на 2008 г. правление компании и вовсе предложило Кабинету министров утвердить финплан с чистым убытком в 1,5 млрд грн.
Против этого категорически выступил тогдашний министр транспорта и связи Иосиф Винский и финплан в итоге был утвержден с чистой прибылью, хотя и весьма символической - в 8,7 млн грн. Также можно вспомнить о попытках выставить УТ на приватизацию в 2007 г.
Очевидно, что ее инициатором были люди из окружения президента Виктора Юшенко. Но у них ничего не получилось. Так, собрание акционеров УТ, на котором планировалось внести изменения в устав компании, открывающие путь к приватизации и меняющие порядок назначения топ-менеджмента, 30 марта 2007 г. было сорвано.
Решение о запрете на проведение собрания вынес Хозяйственный суд Киева. Позднее также решением этого суда была заблокирована продажа 1% акций УТ на биржевых торгах. Напомним, ФГИУ хотел провести ее для определения рыночной стоимости компании.
Не менее показательно выглядит попытка уволить Г.Дзекона, предпринятая в феврале 2010, как раз перед сменой в верхних эшелонах власти. Тогда заместитель министра транспорта и связи Николай Гончар, одновременно возглавлявший набсовет УТ, объявил о назначении председателем правления Олега Копейки.
А уже на следующий день сам Н.Гончар был отстранен от служебных обязанностей распоряжением Кабмина. Само собой, решение об увольнении Г.Дзекона было признано нелегитимным. Из этого следует, что деятельность УТ давно контролировалась весьма влиятельными в Украине людьми.
Также понятно, что и приватизация компании не могла произойти без их согласия и участия. Это подтверждается тем, как определялись условия продажи УТ. Их выписали таким образом, что в конкурсе не смогли принять участие ни российские телекоммуникационные гиганты МТС и "Вымпелком", ни зарубежные - прежде всего France telecom и Deutche telecom, а также норвежский Telenor.
Кто же в таком случае стоит за приватизацией УТ? Напомним, что Epic купил его через свою дочернюю структуру "Epic Services Ukraine Ltd.". При этом незадолго до сделки в ESU сменился учредитель: вместо австрийского "Epic Advisors Ltd." им стал зарегистрированный на Кипре оффшор "Epic Telecom Invest Ltd.".
Это означает, конечными владельцами УТ могут оказаться не П.Гольдшайдер и Ко, а совершенно иные люди. В этой связи стоит напомнить, что первым главой набсовета УТ в 2003 г. был назначен никто иной, как нынешний глава президентской администрации Сергей Левочкин, на тот момент первый помощник президента Леонида Кучмы.
Очевидно, что связь с компанией за прошедшие годы он не утратил. Более того, ряд СМИ причисляет его к миноритарным акционерам УТ. А основным новым владельцем считают Семью. Под которой, в свою очередь, подразумевают старшего президентского сына Александра Януковича и его окружение.
Во всяком случае, данная версия дает объяснение вышеупомянутым событиям 2006-2007 гг. вокруг УТ. Очевидно, что в тот период Р.Ахметов, будучи богатейшим человеком Украины, не имел достаточного политического веса для подобных действий.
Более того, под давлением "оранжевой" власти в 2005 г. ему пришлось расстаться с комбинатом "Криворожсталь". Иное дело Виктор Янукович, который даже в тот период остался на плаву, а в 2006-2007 гг. как раз занимал премьерское кресло.
Рука Рината
Пожалуй, единственным намеком на присутствие интереса Р.Ахметова в УТ до сих пор может рассматриваться разве что назначение Игоря Кравца, ранее работавшего в ЗАО "Цифровая сотовая связь Украины" в должности вице-президента.
Эта компания, до недавнего времени предоставлявшая услуги мобильной связи под брендом DCC, принадлежит Ринату Леонидовичу. Но, как уже отмечалось, вот уже год как в руководителях И.Кравец ходит с приставкой и.о., то есть находится в подвешенном состоянии.
Тем не менее, 28 сентября в деловых СМИ появилось сообщение, что владельцы УТ достигли принципиальной договоренности с SCM, которая получит пакеты акций, ранее принадлежавшие С.Левочкину, Г.Дзекону и П.Гольшайдеру. При этом УТ перейдет под оперативное управление SCM.
Характерно, что в самой SCM это хотя не подтвердили, но и не опровергли, многозначительно добавив, что знакомы с информацией о возможной продаже пакета акций УТ. Если исходить из того, что УТ находится под контролем Семьи, решение о его передаче под SCM выглядит логично.
Р. Ахметов достаточно давно развивает телекоммуникационное направление, в его бизнесе оно представлено ЧАО "Фарлеп-Инвест" (группа компаний Vega, один из крупнейших украинских операторов фиксированной связи) и ООО "Астелит" (мобильная связь в стандарте GSM под маркой Life).
В тоже время у А.Януковича явно нет людей, способных толково управлять таким гигантом, как УТ - т.е. правильно строить его инвестиционную и маркетинговую стратегию. И чтобы им еще и можно было доверять финансовые потоки подобного масштаба, с доходом 8 млрд грн. в год. Кстати, по некоторым данным, именно с возникновением вопроса доверия-недоверия Г.Дзекону и было связано намерение отдать УТ под управление SCM.
А с Р.Ахметовым Семья уже не раз работала совместно. Например, на Артемовском завод шампанских вин и в ООО "Лемтранс", крупнейшем частном железнодорожном перевозчике Украины. В обоих активах, по данным СМИ, конечными бенефициарами компаний-учредителей являются А.Янукович и владелец SCM.
Источники "слива" информации в СМИ утверждали, что о передаче УТ под SCM будет объявлено официально в ближайшие несколько дней. Вместо этого в середине октября появилось заявление П.Гольдшайдера, сообщившего, что сейчас за УТ никто не готов заплатить сумму, способную заинтересовать владельца компании в лице австрийского инвестфонда Epic.
А буквально через 3 дня после этого SCM сообщила о доведении своей доли в "Лемтрансе" до 100%. Ранее учредители владели этой компанией в следующих долях: ООО "СПС-Групп", ООО "УкрПромИнвестАктив" и ООО "Сервис-Охрана-Транспорт" – по 20% каждый, ЗАО "АРС" - 20,5%, ЗАО "СКМ" - 19,5%.
Три последних структуры связаны с Р.Ахметовым, а две первые имели отношение к Семье. Так, среди учредителей "УкрПромИнвестАктив" значилась руководитель ООО "Капитал Билдинг Корпорейшен" Татьяна Галенко.
А КБК, в свою очередь, входит в корпорацию МАКО А.Януковича. Кроме того, ООО "СПС-Групп" на 99% принадлежит ООО "Укркиевресурс", директором и совладельцем которой числился сотрудник охраны резиденции "Межигорье" Виктор Ризанов.
Очевидно, что заявление П.Гольдшайдера об отказе продавать/передавать УТ и продажа доли в "Лемтранс" Р.Ахметову взаимосвязаны. Из этого следует вывод, что Семье по каким-то причинам не удалось с ним договориться. Причем получается, что речь идет не просто об отказе от одного отдельно взятого проекта (в данном случае - УТ), но и вообще от совместного ведения бизнеса в принципе.
Если так, то и в ЧАО "Артемовск Вайнери" в ближайшее время следует ожидать акционерных перетасовок. Данная версия не выглядит совсем уж невероятной. В последнее время бизнес А.Януковича набрал значительные обороты и он уже не нуждается в опеке старших товарищей.
Головокружение от успехов
Во-первых, это госсектор угольной промышленности. По данным СМИ, только за период 23 августа – 3 сентября связанные с владельцем МАКО структуры получили контракты на поставку для госшахт оборудования и расходных материалов на 285,48 млн грн. Это ООО "УгольУкрПродукт", "УК "Продакс", "Центр-групп Донецк" и "Шангри Ла".
Конечно, тендеры для госпредприятий проводятся не каждую неделю. Но масштаб присутствия старшего президентского сына в углепроме эти данные позволяют оценить.
Еще один интересный факт: ООО "ТД "Востокуглемаш" только за 2 мес. в текущем году выиграла тендеров на поставку машиностроительной и метизной продукции для госшахт на 1 млрд грн. Некоторое время руководителем данной компании был директор ООО "МАКО Инвест" Владимир Кочерга.
Вышел на всеукраинский уровень и некогда скромный Всеукраинский банк развития (ВБР), имевший статус регионального. Как и в случае с углепромом, это во многом объясняется работой с госсектором экономики. Так, Департамент государственной охраны МВД уже перешел на выдачу зарплаты своим сотрудникам через ВБР.
В планы банка входит постепенное "перетягивание" всех зарплатных проектов МВД, поскольку среди банкиров это считается довольно выгодным бизнесом. Конечно, не все желающие могут им заниматься, даже крупнейшие банки с наиболее разветвленной сетью отделений и банкоматов остаются не у дел, как отмечал глава правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук.
Впрочем, если учесть, что нынешний глава МВД Виталий Захарченко считается близким к Семье человеком, не стоит долго ломать голову над вопросом, как банку А.Януковича удалось завязать сотрудничество с МВД. В ВБР, кстати, обслуживается зарплатный проект и Государственной налоговой службы Украины, председателя которой, Александра Клименко, также считают представителем Семьи. Неудивительно, что банк, имевший в начале 2010 г. активы на 191,2 млн грн., на 1 июля нынешнего года увеличил их до 2,5 млрд грн., или в 13,1 раза, переместившись со 157 на 65 место в рейтинге Ассоциации украинских банков.
Обращает внимание и фантастический рост доходов ООО "Танталит", которое является официальным владельцем бывшей правительственной резиденции "Межигорье", в которой проживает президент Украины Виктор Янукович. По итогам 2011 г. выручка "Танталита" по сравнению с предыдущим годом возросла с 9 млн грн. до 1,7 млрд грн.
Глядя на эти показатели развития бизнеса, Ротшильды и Рокфеллеры, легальные и нелегальные торговцы оружием вместе с наркобаронами просто стоят и нервно курят в сторонке. Правда, премьер Николай Азаров и вице-премьер Сергей Тигипко с телеэкранов жалуются, что не могут повысить размер пенсий и пособий для инвалидов хотя бы до реального прожиточного минимума, потому что в бюджете нет денег.
Но это уже их проблемы. В смысле, пенсионеров и инвалидов. А мы, вернувшись к старшему президентскому сыну, можем констатировать, что его бизнес вполне готов к самостоятельному плаванию. Хотя помимо преимущества в виде финансовой независимости, в случае с УТ это несет и определенные риски.
Подводные камни
На протяжении последних 6 лет общий уровень доходов УТ остается неизменным, порядка 8 млрд грн. в год. Их дальнейшему росту препятствует уменьшение абонентской базы в результате перехода клиентов с фиксированной связи на мобильную и на IP–телефонию, прежде всего по междугородному и международному траффику.
Да и в сегменте местной связи мобильные операторы в стандарте CDMA отвоевали у УТ часть клиентов. Так, с 2009 по II полугодие 2011 количество абонентов фиксированной связи УТ уменьшилось на 3%. В результате доходы от ее предоставления, несмотря на повышение тарифов на местную связь, только в 2010 сократились на 5%, до 77% от общего объема полученной выручки.
Очевидно, что мобильная связь и IP–телефония будут и далее интенсивно развиваться, поэтому сокращение абонентов фиксированной связи у УТ продолжится. По оценкам инвестиционной группы "Сократ", в 2012-2018 гг. в среднем на 1,1% в год. Соответственно на 1,4% в год за этот период прогнозируется уменьшение доли доходов от стационарной связи в общей выручке.
Компенсировать эту негативную тенденцию непросто. УТ располагает мобильным оператором Utel, единственным в Украине обладателем лицензии на предоставление связи 3G, позволяющей абонентам получать из интернета большие объемы информации на более высоких скоростях, чем нынешняя 2G, которая имеется у остальных мобильных операторов.
Но развитие собственной мобильной сети – чрезвычайно затратное удовольствие. УТ уже потратил на это 1,28 млрд грн., а площадь его покрытия по-прежнему не выдерживает сравнения с конкурентами в лице "Киевстара", МТС и Life:). Таким образом, предпосылки для конкурентного преимущества в виде 3G Utel имеет, но чтобы их получить, необходимы огромные инвестиции.
Изначально новые владельцы хотели продать Utel, но вот уже больше года как компания продолжает оставаться под УТ. Очевидно, что вопрос по мобильному оператору не так прост, как кажется на первый взгляд.
Реально перспективным для УТ отраслевые аналитики считают разве что развитие услуг по предоставлению доступа к интернет-сети. Доля доходов от этого вида в 2012-2018 гг. может увеличиваться на 1,4% в год в структуре общей выручки, компенсируя таким образом потери от снижения доходов по фиксированной связи.