Помнится, в старом-старом польском фильме «Ставка больше, чем жизнь» бравый разведчик, действовавший в тылу у фашистов под именем Ганс Клосс, лихо расправлялся с врагами своей Родины. Но это было давно. А теперь от деятельности КП «Харьковские тепловые сети», которые должны бы обеспечивать теплом харьковчан, создается впечатление, что сие предприятие не менее лихо расправляется со своими абонентами из числа пенсионеров. Способ для этого выбран один – подача в суды исковых заявлений на взыскание долгов по оплате за тепло и горячую воду. Однако при ближайшем рассмотрении нередко оказывается, что долги – вымышленные. Но взыскания по ним следуют самые, что ни на есть, реальные. Не отсатет от «ХТС» и «Харьковгаз». Масштабы проблемы, оказались настолько велики, что Харьковская правозащитная группа уже давно взялась консультировать граждан по коммунальным вопросам.
Эксперту ХПГ по вопросам ЖКХ Михаилу Гаевскому в прошлом году также вчинили иск по вымышленным долгам. КП «ХТС» в своем иске утверждает, что в его квартире проживает также неизвестная ему гражданка. И на основании этого судья Дзержинского районного суда Шишкин издал четыре (!) судебных приказа о взыскании долгов в пользу КП «Харьковские тепловые сети». И, соответственно, теперь у Михаила пенсия заметно уменьшилась – стала меньше прожиточного минимума. Он, было, пытался, вытребовать в суде тот самый приказ, которым его признали должником, чтобы обжаловать, но в этом ему было отказано. А не имея на руках приказа, не изучив его, невозможно обжаловать сей документ. Таким образом, в Дзержинском суде Михаилу отказали в доступе к правосудию. Он пытался, было, писать письма и заявления, требовать соблюдения законов в отношении себя. Но в суде ему никто не отвечал. Считать ответом сообщение, что по его письму производятся какие-то судебные действия, о которых он не просил, согласитесь, сложно. Тем более, что в исполнительной службе постановления, появившиеся в результате такой судейской «деятельности» вообще отказались исполнять по причине того, что, это липовые решения. В результате Михаил предъявил иск суду, судьям и областному управлению госказначейства. Но этот иск Дзержинский суд рассматривать отказался, а апелляция на постановление об отказе в рассмотрении, пролежав два месяца, была отправлена в административный апелляционный суд.
Само рассмотрение происходило первого апреля, но результаты оказались совсем не первоапрельскими. Было решено апелляционную жалобу Гаевского удовлетворить, постановление Дзержинского суда – отменить, рассмотрение дела – произвести. И, что совсем уж удивительно, вскоре после такого решения Михаилу пришел ответ на три его заявления. Председатель суда сообщил, что по поводу восьми его заявлений о непредоставлении ответов была проведена служебная проверка. В результате выяснилось, что во всем виноваты… помощник судьи Шишкина и секретарь судебного заседания. Вся работа суда пошла коту под хвост благодаря двоим клеркам далеко не самого высокого ранга, которым объявили по выговору. Все тяжбы по поводу вымышленных долгов, установления места проживания должников, ежемесячных удержаний из пенсии, если уж по большому счету, то и вообще само существование правосудия было перечеркнуто секретарем и помощником. Вот такие могучие люди там работают! Пара ошибочек – и нет правосудия... Надо понимать, если бы их было трое – под угрозу было бы поставлено само существование нашей державы. А уж результаты совместных действий четверых судейских разгильдяев даже представить страшно.
Но отписки – отписками, а иск Гаевского к Дзержинскому суду, двум судьям и управлению казначейства теперь придется рассматривать. И тут возникает вопрос – не случится ли так, что ответ председателя суда впоследствии будет представлен чем-то вроде решения по иску? Секретарей и помощников судей в районном суде все-таки больше, чем двое, другие тоже могут ошибиться. Тем более, областная госадминистрация на своем сайте поддержала теплосети. Так и написали – «За інформацією, наданою КП «Харківські теплові мережі», стосовно гр. Гаєвського М.П., що мешкає у м. Харкові, повідомляємо, що особовий рахунок по квартирі відкрито на його ім'я. Опалювана площа квартири складає 41,7м2. Нарахування по гарячій воді проводяться на 2 особи. Споживачі пільгами та субсидією не користуються.» И далее там же: «Департаментом комунального господарства було направлено відповідне звернення до ПАТ «Харківміськгаз» та отримано копію довідки від 17.01.2013 № 122 дільниці № 8 КП «Жилкомсервіс» відповідно до якої за вказаною адресою зареєстровано 4 особи.» Последнее – это уже по поводу того, что «Харьковгаз» стал начислять Михаилу Гаевскому плату за четверых человек. И хоть сообщение на сайте – не экзамен по арифметике, даже чиновникам облгосадминистрации неплохо бы знать, что два не равно четырем. Ибо из их сообщения на официальном сайте областной государственной администрации сложно понять состав семьи, проживающей в квартире одинокого пенсионера Гаевского. Если там живут он и его дочь в количестве четырех человек – это может быть один Михаил Гаевский и три его дочери, два Михаила Гаевских и две его дочери или три Михаила Гаевских и одна его дочь.
Но если облгосадминистрация всерьез претендует на статус хотя бы какого-нибудь органа хотя бы какой-нибудь власти, ее служащим стоит помнить, что регистрацией граждан по месту жительства занимается миграционная служба. Причем, вовсе не потому, что разговор зашел о Гаевском – таков в нашей державе порядок. Соответственно, справки о месте жительства граждан, выданные любыми другими организациями годятся разве что в качестве бумаги, без учета краски, либо тонера, содержащихся на ее поверхности. И ведь действительно – сложно себе представить учет места проживания граждан в теплосетях. А уж справки, которые выдает КП «Жилкомсервис» - это что-то из разряда анекдотов. Но для облгосадминистрации, оказывается, сойдет.
Аналогично и АО «Харьковгаз», снабжающее жилье харковчан газом, не интересуется, платит ли ему что-то назначенный должником абонент. Если человеку приписали долг – у него будут вымогать деньги пожизненно. В качестве живого примера берем все того же Гаевского. Вот его квитанции об оплате газа за январь, Февраль и март нынешнего года за одного человека. Именно столько людей проживает у него в квартире – он один.
Оплата, как видно из квитанций, произведена в первой половине следующего месяца. То есть, за январь – в начале февраля, за февраль – в начале марта, за март – в начале апреля. Соответственно, в счетах «Харьковгаза» эти суммы должны быть отмечены и учтены – мол, спасибо, дорогой абонент, получили Ваши денежки, хотим еще – и желаемая сумма. Но ниже – счета, выставленные ему АО «Харьковгаз» за март и за апрель этого же года.
И в них нет вообще никакого упоминания о том, что Гаевский вообще что-либо платил. Глядя на это, на ум упорно приходит одно слово – вымогательство. Если же это обманчивое впечатление – найдите десять отличий.
Хорошо, что иногда проблемы все-таки разрешаются не так, как сойдет, а по закону. Например, иск теплосетей к Константину Ильенко и его матери, поначалу было решенный в пользу коммунальщиков, после обращения в суд и множественных откладываний, был рассмотрен. Константин предъявил все квитанции об оплате услуг теплоснабжения за последние три года. Ходатайство юриста теплосетей о взыскании долгов за период с 1999 года было отклонено и тяжба была решена в пользу потребителей тепла. Но на это понадобился не один месяц, хотя судье в самом начале, еще при подаче иска «ХТС» ничто не мешало известить ответчиков, пригласить их в заседание, выслушать контраргументы и сразу вынести законное решение.
А вот 84-летней Эмилии Куценко и ее сыну Константину повезло меньше. Судья Дзержинского райсуда Штых уже присудила ей выплату вымышленного долга теплосетям в размере 17528 гривен. И очень долго тянула с рассмотрением заявления «должников», которые также требовали законного рассмотрения дела. Эмилия Константиновна очень переживала, что в своем стремлении получить побольше денег любыми способами теплосети фактически оклеветали – объявили злостной неплательщицей. Результатом переживаний стал отказ нерва, управляющего глотательной мышцей, отчего есть она теперь не может. А кормить ее через капельницу не получается – от возраста вены стали хрупкими. Так стремление КП «Харьковские тепловые сети» массово взимать липовые долги с абонентов приводит к смерти некоторых из них. И если наследники пенсионера, которому приписали совсем немаленький долг - почти двадцать тысяч гривен – узнают о его долге не сразу, то все имущество «должника» уйдет в уплату его липового долга – коммунальным предприятиям. Ибо даже если люди будут платить по 200 гривен в месяц из пенсии, на погашение всего долга уйдет лет 7-8, которые пожилой человек может и не прожить.
Так коммунальщики имеют все шансы стать крупными владельцами недвижимости и земли тех пенсионеров, которые не успели при жизни доказать в суде, что коммунальщики нечисты на руку. Но это формально, а на самом деле имущество отойдет совсем другим людям. Например, жилье по понятным причинам будет распределять горсовет… Хотя совсем с носом коммунальщики вряд ли останутся – их заслуги в исполнении этой нехитрой «схемы» вполне очевидны. А если говорить обо всех исполнителях – невозможно не вспомнить суды, штампующие приказы о взыскании задолженности без разбору, автоматически. Государственные исполнители тоже много стараются, обеспечивают взыскание денег. За кадром остаются те, кто обеспечивает коммунальщиков информацией о пенсионерах и о том, кто из них живет один.
Но все же даже такая отлаженная «схема» дает сбои. Так, Елене Решетько КП «ХТС» периодически предъявляло претензии об оплате липовых долгов. Она с той же периодичностью успешно доказывала в суде, что никаких долгов у нее нет. А потом как-то раз, занимаясь совсем другими проблемами экологического толка, узнала, что в нашей державе существует государственный реестр потенциально опасных объектов. Дальше выяснилось, что туда входят все котельные КП «ХТС», что вполне логично, поскольку они все же дымят и отравляют воздух. А раз так – есть и нормативы, которые являются обязательными и для теплосетей в том числе. Есть и законодательство, регулирующее как деятельность, так и само существование объектов повышенной опасности – в частночти законы Украины «Про об'єкти підвищеної небезпеки», «Про екологічну експертизу» и еще нескольких других. А конкретно статья 13 закона Украины «Про екологічну експертизу» гласит: «Здійснення державної екологічної експертизи є обов'язковим для видів діяльності та об'єктів, що становлять підвищену екологічну небезпеку.»
Ради пущей точности Елене пришлось узнать, что такое ситуационный план, что такое профзаболевания, какие болезни могут появиться от постоянного вредного воздействия дыма котельных на организм. Оказалось, даже можно найти в законах и постановлениях Кабмина. Когда вся нормативная база и результаты медицинского были готовы, был написан запрос относительно шести котельных, дымящих неподалеку от места жительства Елены. И в декабре прошлого года в ответе на запрос государственное правление охраны окружающей природной среды в Харьковской областив своем ответе №Р-326 от 11.12.2012 г. сообщило: «Проектно-кошторисна документація по зазначеним об’єктам, які належать КП «Харківські теплові мережі» на державну екологічну експертизу не надходила та не розглядалася».
Осталось только предоставить документы в суд и подать встречное исковое заявление. Поскольку котельные теплосетей дымят, создают опасность для людей, живущих рядом, вызывают у них заболевания, Елена, как пострадавшая от этого, потребовала возместить ущерб в размере полумиллиона гривен. И возразить ей у юристов теплосетей не получилось. А потому представители КП «ХТС» теперь хронически не являются в суд. Хотя это может и не панацея – ст. 236 УК Украины гласит «Порушення порядку проведення екологічної експертизи, правил екологічної безпеки під час проектування, розміщення, будівництва, реконструкції, введення в експлуатацію, експлуатації та ліквідації підприємств, споруд, пересувних засобів та інших об'єктів, якщо це спричинило загибель людей, екологічне забруднення значних територій або інші тяжкі наслідки, - карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.» Так что не все безнадежно у людей, которые становятся жертвой неуемной алчности любителей выставить счет за фиктивные долги.
Но тем не менее, здесь везде речь идет о компенсации ущерба, который нанесли гражданам коммунальные предприятия, как киношный Ганс Клосс - фашистам. Сама по себе компенсация – неплохо, но куда лучше было бы для всех, если бы ущерба просто не было. С самого начала. Если бы котельные были бы приведены в соответствие со всеми экологическими нормативами, если бы коммунальщики не пытались предъявлять пожилым гражданам счета за фиктивные долги. Если бы каждый добросовестно делал свое дело.