Деяния в законотворческой сфере вообще ненаказуемы - теперь это утверждение можно считать абсолютно доказанным. Но если за проступки, имеющие глобальные последствия для государства и общества, депутата даже в угол поставить нельзя, то дискуссии о будущем украинского народа становятся фактически бессмысленными. Зато перспективы людей при власти видятся более чем прогнозируемыми.
Вчера коллегия судей из пятой палаты Высшего админсуда (ВАСУ) провела судебные заседания по двум искам народного депутата Юрия Кармазина (НУНС). В своих исках он указывает на грубейшие процедурные нарушения в работе как Верховной Рады, так и ее руководства. Парламентарий требует от суда хотя бы констатировать сам факт того, что со стороны членов парламентского большинства, спикера Владимира Литвина и его первого заместителя Адама Мартынюка имели место серьезные нарушения законов. Утопическая задача-максимум — привлечь к ответственности лиц, виновных во всех этих проступках, и ликвидировать последствия данных решений и действий.
Первый иск Юрия Кармазина касается событий, приключившихся в Верховной Раде 8 октября с. г.,— в этот день принимались обширные изменения в парламентский регламент, необходимость которых спровоцировала отмена Конституционным судом (КС) политической реформы 2004 г. Господин Кармазин указал на целый ряд процедурных нарушений, сопровождавших этот законотворческий процесс. Во-первых, законопроект был зарегистрирован 7 октября, а уже 8 октября был вынесен в зал — депутаты получили его на руки незадолго до голосования. Во-вторых, документ не получил оценку парламентских комитетов — те элементарно не успели его рассмотреть. В-третьих, по этой же причине Научно-экспертное управление Рады не смогло вовремя составить свое заключение по данному законопроекту. В-четвертых, в качестве главного комитета значился не регламентный комитет, а временная специальная комиссия Рады, занимавшаяся устранением последствий отмены политической реформы 2004 г. В-пятых, несмотря на многочисленные требования оппозиционных депутатов, первый вице-спикер Адам Мартынюк не отправил законопроект на подготовку ко второму чтению, а поставил на голосование в целом. Но, по словам Юрия Кармазина, если хотя бы один парламентарий выступает против принятия документа в целом, тот в обязательном порядке должен отправляться на второе чтение.
Подобную процедурную эквилибристику господин Кармазин выявил и в рамках событий, происходивших в парламенте 8 октября с. г. Тогда через сессионный зал форсированно прошли новая редакция закона о Кабмине и законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты. Необходимость принятия этих законов также диктовалась упомянутым выше решением КС.
У судей из пятой палаты ВАСУ были совершенно безрадостные и даже растерянные лица. С одной стороны, они не могут не понимать — не все в порядке в парламентском доме. Ведь регламент Верховной Рады — закон, а нарушения установленных в нем процедур — суть есть нарушения закона. Но, с другой стороны, совершенно неясно, что могут предпринять в такой ситуации служители Фемиды. Более того, вообще непонятно, как им, в принципе, приемлемым для себя образом вывернуться из тяжелейшей ситуации.
Ведь при рассмотрении исков Юрия Кармазина стали всплывать умопомрачительные вещи. Прежде всего, ответственность парламента за содеянное начала распадаться на кусочки — что-то находилось в парафии КС, что-то решалось в Окружном админсуде Киева, что-то все-таки оставалось в ведении пятой палаты ВАСУ, некоторые вещи трактовались как внутренние вопросы парламентской деятельности, за которые нельзя привлекать к ответственности. Но в целом, как выяснилось, рассмотреть все претензии господина Кармазина к Верховной Раде не может ни один суд страны. Даже представитель парламента вынужден был признать существование законодательной дыры — нет четко определенной судебной инстанции, которая могла бы рассматривать нарушение положений регламента Верховной Рады.
Главный вывод очевиден — в Украине невозможно никого привлечь к ответственности за проступки, допущенные на ниве законодательной деятельности. Элементарно отсутствуют механизмы для этого — ни в Уголовном кодексе, ни в других законах нет такого рода ответственности. Вот и получается парадоксальная ситуация, когда нарушения де-факто есть, но по закону их нет и, более того, даже быть не может.
Но что может быть важнее в жизни страны, нежели законодательный процесс? Это установление правил игры, касающихся всех, без исключения, украинцев и всех сфер их жизнедеятельности. Любое недоброе намерение, реализованное в законе, автоматически влечет за собой негативные последствия для большого количества граждан. Однако ничто не может остановить человека, реализующего такое недоброе намерение,— нет ответственности и наказаний за это.
Вряд ли можно считать такое положение дел досадной случайностью и недосмотром: все, о чем говорит Юрий Кармазин,— это устоявшиеся традиции в работе Верховной Рады. Нужно говорить, скорее, о том, что господин Кармазин фактически вознамерился в судебном порядке поколебать самые что ни на есть основы, на которых держится нынешняя власть. Ведь именно безнаказанность позволяет узкому кругу людей делать все, что им заблагорассудится, и не бояться никаких последствий за это — по закону они все делают законно. Как бы ни случилось так, что безнаказанность законодательной деятельности еще может оказаться и наиболее доходным бизнесом.
Сразу становится понятно, какого рода демократия может взрасти на такой почве. Но, к сожалению, вряд ли следует предполагать, что такую ситуацию можно изменить приемлемым мирно-цивилизованным образом.