Украина вошла в середину второго десятилетия XXI века с крайне ослабленной спутниковой индустрией и отсталыми телекоммуникациями. Ввиду многолетнего застоя этим отраслям неминуемо предстоит сделать рывок, тогда как «перегруженное» оборонными заказами ракетное машиностроение утратит статус лидера отечественного аэрокосмического комплекса.

Отблеск былых достижений

После 2005 года ракетно-космической промышленности Украины удалось добиться ряда успехов, которые из-за невнятной внешней политики были недостижимы для власти «ракетчика» Леонида Кучмы. А теперь, начиная с 2014 года, отрасли приходится во второй раз проходить этот путь, чтобы использовать политическую конъюнктуру для новых возможностей роста.

Десятилетие назад политические изменения в стране дали отрасли возможность достичь сразу нескольких новых вех. Украина стала участницей производства ракет для США. Контракт 2008 года днепропетровского Южного машиностроительного завода на сборку ступеней ракет «Антарес» для американской корпорации Orbital Sciences позволил украинским предприятиям с 2013 года принимать участие в долгосрочной программе пусков ракет-носителей легкого класса. Общая стоимость заказа обошлась НАСА в $1,4 млрд., из которых 10% пришлись на долю изготовителя ступеней. В конце 2009 года Украине удалось приступить к программе создания первого телекоммуникационного спутника под кредит от Канады на $254,6 млн. В 2004–2009 годах Украина получила заказы на производство двигателя ракеты «Вега» от итальянской компании Fiat. Тогда же стартовал украинско-бразильский проект Alcantara Space, который изначально рассчитывался на завершение разработки и первый запуск ракет «Циклон-4» с нового космодрома в Бразилии к концу 2014 года.

Однако после начала этих проектов новых крупных успехов украинская ракетно-космическая промышленность в 2009–2014 годах добиться не сумела. В этот мертвый сезон на грани разворовывания активов оказались даже некоторые отраслевые флагманы — как, например, киевское НПО «Арсенал». На этом этапе стали очевидными некорректно расставленные внутриотраслевые приоритеты. Два ключевых сегмента ракетно-комической промышленности, спутниковая индустрия и радиоэлектроника оказались заложниками третьего отраслевого сегмента, которым является непосредственно ракетная промышленность. Точнее всех этот перекос в 2012 году сформулировал вице-президент Международного астрономического союза Ярослав Яцкив: «Украина превратилась в «космического перевозчика». И то благодаря старым советским разработкам.

Ракеты-носители «Зенит» и «Циклон», которыми мы запускаем спутники других государств, сегодня не относятся к перспективным носителям. Нужны новые разработки».

Милитаризация украинского ракетостроения

Но вместо новых разработок ракет-носителей, которых Украина ждала слишком долго, ракетостроению с 2014 года пришлось заниматься другой задачей — усиленной работой на военный заказ. С минувшего года эта задача коснулась неотложно разрабатываемых программ днепропетровского Южмаша по организации производства новых боеприпасов для артиллерийских РСЗО. Ни этих ракетных систем, ни боеприпасов к ним Украина ранее не производила. Следующим экстренным шагом ракетостроения в минувшем году стало начало производства современных средств беспилотной авиации и космических систем их позиционирования. В дальнейшем, уже с 2015 года, государственное ракетостроение озадачено еще более неожиданными и непривычными для него целями — в кратчайшие сроки доказать свою состоятельность, предоставив армии новые надежные крылатые ракеты и ракетные системы ПВО собственной разработки.

Серийного производства этих систем вооружений в Украине тоже не существует, как нет и производства собственных РСЗО, за исключением трех ракетных заводов в Киеве, Львове и Винницкой области, которые занимаются коренной модернизацией иностранной ракетной техники. В отличие от Южмаша каждое из этих предприятий имеет узкую специализацию и соответственно больше кадровых ресурсов, мобильности и опыта. С одной стороны, импорт и модернизация военной техники дает более быстрый эффект, чем болезненное ожидание разворачивания нового для страны цикла производства. Это надежнее. Ведь страна не в той ситуации, когда можно рисковать уровнем и скоростью снабжения армии. С другой стороны, средства, выделяемые госбюджетом на модернизацию и импорт, дадут двойной эффект, если смогут привести к загрузке простаивающих мощностей бывших отраслевых заводов-гигантов.

Это позволит им ввести в строй новые обширные циклы производства. Список заводов-смежников при собственном производстве будет расширен на десятки предприятий, а показатели роста занятости в Днепропетровской, Харьковской области и Киеве будут исчисляться тысячами человек.

Судя по демонстративной остановке Южмаша зимой этого года из-за «недооформления» оборонного заказа, борьба ракетостроителей за первоочередность военных заказов в самом разгаре. На ситуацию существенно влияет и административно-финансовое разделение, которое закладывалось в украинское ракетное машиностроение в минувшие годы.

Согласно ему заводы — производители техники двойного назначения подчиняются Национальному космическому агентству Украины, а изготовители военных ракет подчинены госкомпании Укроборонпром. В большинстве государств эта отрасль давно объединена в единые машиностроительные корпорации. Кроме государственных ассигнований они способны привлекать средства на международных финансовых рынках.

Весь вышеизложенный расклад говорит о том, что ракетостроение Украины к концу этого десятилетия окажется перед вызовами, связанными с выполнением масштабных оборонных заказов. Эти вызовы будут разворачиваться на фоне почти полного истощения портфеля внешних контрактов и собственных технологических наработок, которые были с трудом накоплены в предыдущие годы. Вполне возможно, что в такой ситуации страна сможет избавиться от имиджа «космического извозчика», а эпицентр развития ракетно-космической промышленности на какое-то время переместится от заводов-гигантов к менее крупным предприятиям спутниковой индустрии и радиоэлектроники.

На буксире у обороны

Как и во всех остальных космических государствах, спутниковая индустрия в Украине разделяется на сегменты телекоммуникаций и зондирования, и в обеих этих сферах наша страна пока далека от прорыва на новые рубежи. В частности, спутник-разведчик гражданского назначения «Сич-2» эффективно проработал с 2011 года на орбите всего один год вместо проектных пяти лет. А старт спутника связи «Лыбедь» в этом году был в очередной раз отложен. Но после событий 2012–2015 годов все обещает измениться к лучшему. О такой перспективе в спутниковой индустрии свидетельствуют неминуемые структурные изменения. Во всех странах мира, развивающих космические программы, спрос на продукцию космических зондов формирует оборонный заказ, а за ним идут компании из сферы недвижимости, геологоразведки и аграрного сектора. В Украине же такой финансовый расклад был поставлен с ног на голову. Все было наоборот, и долгие десятилетия военные ведомства и спецслужбы плелись в хвосте. Вследствие такого рынка продаж и структуры заказов на бурно растущем украинском рынке продукции космического зондирования сегодня доминируют иностранные продавцы. Это американская Digital Globe, европейская SpotImage, корпорация Airbus Defense&Space, а также широко известный розничным потребителям американский стартап Skybox.

Еще худшая ситуация сложилась в приборостроении, связи и научной радиоэлектронике, которые давно забыли о государственных ассигнованиях. За исключением астрономических лабораторий, эта подотрасль украинской космической индустрии давно развивается за счет немногочисленных крупных частных телекоммуникационных компаний, которые не растут, а неспешно и неповоротливо соперничают между собой за сохранение своих монопольных позиций. В итоге Европа может тратить миллиарды долларов для запуска спутника к комете Чурюмова — Герасименко, открытой украинскими исследователями, а американские авиаракетные корпорации могут с удовольствием пользоваться научными достижениями Украины в проблеме борьбы с «космическим мусором» для расширения своих заказов. Это никак не влияло на слабый уровень развития украинской радиоэлектроники. В радиотехническом машиностроении и экспорте РЛС, например, государство заметно присутствовало.

В то же время электроника и продажи спутниковых данных долгие годы считались заведомо проигрышной для государства сферой интересов, которая реализовалась под девизом «мы не потянем».

Вполне возможно, что происходящий сегодня в Украине возврат к политике здравомыслия с оборонными приоритетами позволит исправить перекосы в распределении ассигнований и реально оценить огромный научно-технический потенциал без привычного для минувших годов деления отраслей ракетно-комического комплекса страны.