Почему же граждане не спешат получать государственные акты на землю? Как не досадно констатировать, но власть сознательно создает препятствия для малообеспеченных семей, которые вынуждены избирать между паем и социальными льготами.
Ни у кого нет никаких сомнений: аграрный сектор нуждается в реформировании. Никто даже не припомнит времена, когда это раньше Украина завозила гречку из Китая, а стоимость отечественного сахара оказалась более дорогой за заморские деликатесы.
При этом власть решила, что панацеей от этих проблем есть отмены с начала 2012 года моратория на продажу аграрных земель.
Недавно президент подписал закон о государственном земельном кадастре, а уже в скором времени парламентеры планируют постановить правительственный законопроект о рынке земель. Однако вельможи делают все, лишь бы такие инициативы оставались тайными.
Так, новость о том, что уже за четыре месяца украинские черноземы станут товаром, для среднего гражданина окажется полной неожиданностью.
Самое главное же в том, что разработчикам законопроекта таки есть что скрывать! Они же любой ценой стараются "протащить" положение, которые позволят продавать государственную землю за бесценок, а также игнорировать права простых землевладельцев - крестьян.
Нынче государство владеет 10 миллионами гектаров угодий, а это десятки миллиардов гривен. Неудивительно, что у кого-то возникает желание приватизировать такой актив за копейки. Достаточно лишь нескольких положений в одном документе.
Так, согласно статье 20 законопроекта о рынке земель цена продажи участки не может быть ниже ее экспертной денежной оценки. То есть, сколько средств получит государство от продажи своего национального богатства, будет зависеть от выводов обычного человека. Согласитесь - довольно широкое поле для злоупотреблений и махинаций.
Конечно же, в своей деятельности такой "специалист" будет руководствоваться Методикой экспертной денежной оценки земельных участков. Однако не следует забывать, что указанная методика утверждена Кабмином еще 2002 года, и некоторые ее положение морально устарели.
Кроме того, она не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые будут служить информационной базой для проведения оценки. То есть, определенный эксперт всегда будет иметь возможность обосновать свою собственную цену. И не проблема, что такая оценка может быть существенно ниже реальной рыночной стоимости земельного участка.
Во избежание этого необходимо определить отправную точку в формировании цены продажи государственных земель. Нужно установить, что стоимость участки определяется по экспертной оценке, которая не может быть ниже нормативной денежной оценки.
Кстати, сейчас по нормативам гектар пашни в среднем стоит 11, 8 тысячи гривен, а с 2012 года цена должна вырасти до 20 тысяч гривен.
Сейчас около 250 тысяч человек не истребовали свои законные государственные акты на право собственности на землю. Меньше всего этих документы выдано в Львовской, Волынской и Закарпатской областях. Это при том, что в 2003 году Международный банк реконструкции и развития одолжил Украине на этот проект 93 миллиона долларов.
Почему же граждане не спешат получать документы, которые удостоверили бы их право собственности на землю?
Дело даже не в бюрократической волоките и необходимости платить налог на землю. Болезненны вопросы возможной потери социальных льгот - помощи малообеспеченным семьям или субсидии на оплату услуг ЖКХ.
При решении вопроса о наличии права на ту или другую социальную помощь отправное значение имеет совокупный доход семьи, который высчитывается согласно правительственной методике с 2002 года. К нему входит и доход от земельного участка.
Однако самое главное, что лицо будет получать доход, даже не используя участок. Зато реальные субсидии зависят от иллюзорных доходов на бумаге.
Например, в Кировоградской области норматив дохода гражданина на 2011 год от земельного пая составляет 195 гривен за гектар. Учитывая, что средний размер пая в Украине - около 4 гектаров, получим доход 780 гривен. Эта сумма довольно существенная и может повлиять на получение социальной помощи.
Как ни досадно констатировать, но власть сознательно создает препятствия для малообеспеченных семей, которые вынуждены избирать между землей и социальными льготами.
Однако дело еще не проиграно. Земельная реформа касается подавляющего большинства украинцев, поэтому есть надежда, что парламентарии прислушиваются к потребностям народа и не учтут все драконовские положения правительственного законопроекта о рынке земель.
Вместе с тем мы рекомендуем обязательно реализовать гарантированное право собственности на землю и оформить государственный акт, иначе земельный участок крестьянина станет очередным подарком какому-то вельможе.
Нужно обязательно проверить правильность оформления акта. Даже маленькая ошибка в фамилии может создать существенные трудности при будущей продаже или сдаче в аренду земельного участка. Если так, владельцам следует безотлагательно обратиться к компетентным органам для исправления всех неточностей.