До недавнего времени все внимание к противостоянию по линии власть-предприниматели было приковано к проблемам предприятий малого и среднего бизнеса из реального сектора. Те, кто имел отношению к рынку небанковских финансовых услуг – страховые компании, ломбарды, кредитные союзы – чувствовали себя в относительной безопасности. А зря. С учетом оборотов и возможностей этого рыночного сегмента, регулятор (а именно, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг) подобно оку Саурона, постоянно держал его в поле зрения и копил силы.

Молчание ягнят

Артподготовку провели довольно давно. Еще 23 декабря 2010 г. в Верховную Раду поступил законопроект № 7511 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу регулирование рынков финансовых услуг».

Инициаторами законодательной инициативы обозначены лично премьер-министр Николай Азаров и Кабинет министров в целом. Хотя на самом деле из-за спин номинальных авторов явственно торчат длинные уши Госкомфинуслуг. Возглавляет комиссию, как известно, Василий Волга. Заявивший в конце прошлого года, что планирует весьма основательно перекроить украинский страховой рынок – причем, по мнению операторов этого рынка и экспертов-финансистов, фактически в свою пользу.

Здесь бы основным игрокам рынка «небанковских финансов» насторожиться и начать бить тревогу. Но либо сыграла злую шутку предновогодняя расслабленность, либо нежелание ввязываться в войну с правительством на фоне акций протеста представителей малого бизнеса, либо призрачная надежда на парламентских лоббистов, – так или иначе, сигнал тревоги не прозвучал. Или прозвучал так, что его особо не услышали. Во всяком случае, громких протестов работников страховых компаний и иже с ними на улицах украинских городов зафиксировано не было. И опять же зря. Поскольку за негромким названием законопроекта №7511 рынку небанковских финуслуг фактически приготовлен капкан, который может захлопнуться еще до ухода депутатов на летние каникулы. Поскольку первое чтение этот проект закона уже прошел.

На сегодня неизвестно, насколько внимательно ознакомился с этим документом премьер-министр, но есть вполне оправданные подозрения, что он его в глаза не видел Равно, как неясна степень внимательности, с которой изучали законопроект парламентарии. Несмотря на то, что многие из них (независимо от партийной принадлежности) в той или иной степени имеют непосредственное отношение к рынку небанковских финансовых услуг. А, значит, бездумно нажав на кнопки с положительным результатом, они тем самым наносят сокрушительный удар по собственному бизнесу и материальному благополучию. Не говоря уже о том, что приняв этот закон во втором чтении, и отправив его на подпись Президенту, парламентарии тем самым подставят под удар проведение тех самых экономических реформ, на которых так настаивает Виктор Янукович. То бишь, в случае «партии власти», одновременно, забивают длинный гвоздь в крышку гроба своих политических и карьерных амбиций.

Рейдерство в законе

Начнем с главного врожденного юродства законопроекта 7511. Когда юридически грамотный человек вчитывается в его витиеватые положения, становится понятно, что новосостряпанный документ фактически узаконивает РЕЙДЕРСТВО.

Дотошные эксперты уже попытались в рамках специального тренинга применить потенциальный закон на практике. И ужаснулись. Судите сами.

Акт трагедии № 1. Покупатель заявляет о желании приобрести определенную долю (от 10 %), скажем, страховой компании. Обращается за получением разрешения на это к Госкомфинуслуг как регулятору, предоставляя при этом большой перечень документов, подтверждающих огромный массив разнообразной информации от вполне четкого, выраженного в цифрах своего текущего финансового положения, до абстрактных оценок потенциальных способностей в будущем.

Акт трагедии № 2. В течение месяца (!), чиновники «изучают и оценивают полноту поданной информации», после чего даётся ещё месяц (!!) на рассмотрение этой информации по сути и вынесение вердикта.

«Черт из табакерки» А в это время время, как в законопроекте присутствует еще одна очень любопытная правовая новация. То есть прямой запрет на право распоряжаться правом голоса приобретенных акций (долей) и на право принимать какое бы то ни было участие в управлении финансовым учреждением, если нет письменного согласования регулятора.

Развязка и вынос тела. В случае неполучения указанных согласований, регулятор за две недели назначает так называемое доверенное лицо, которому передаётся право на голосование соответствующими акциями (долями). Такое доверенное лицо будет распоряжаться им до устранения так называемых «нарушений». Т.е., либо до получения согласования, либо до избавления от купленных корпоративных прав.

Если перевести этот правовой (а вернее, абсолютно неправовой) алгоритм в описательную форму, получится следующее. В опусе № 7511 вводится понятие, как «существенное (более 10 процентов уставного фонда – ред.) участие в финучреждении». Т.е. если кто-то хочет стать участником хозяйственного общества, оказывающего финуслуги, или уже является участником и хочет увеличить на 10 % уставной фонд, он должен сперва получить в Госкомфинуслуг высочайшее разрешение. При том, что в критериях получения оного, прописанных в законопроекте, нет ни одного объективного показателя. А главное – нет четко определенного срока, в течение которого Госкомфинуслуг это разрешение обязан выдать. Так что, пока разрешение не будет у вас на руках, вы не можете ни, скажем, выкупить долю в финкомпании, ни продать или иным образом распорядиться своим бизнесом. Плюс в вашей компании изо дня в день над душой сидит временный представитель Госкомфинуслуг. И может сидеть здесь вечно – потому как длительность его «командировки» законодательно не ограничена. Соответственно, «сидение» может продолжаться либо до того момента, пока бизнес финучреждения не умрет естественной смертью от кислородного голодания, либо до момента, когда доведенный до нервного истощения владелец компании не выплатит заплатит назойливому гостю «выходное пособие».

То бишь перед страховщиками и прочими небанковскими финучреждениями на горизонте отчетливо замаячил призрак внеэкономического перераспределения собственности. Причем с прямого благословения закона и Госкомфинуслуг в роли организатора рейдерской атаки.

Под колпаком у Волги

Из вышеизложенного становится понятно, что за скромным числом 7511 кроется удар такой силы, оправиться от которого компаниям-мишеням будет очень и очень сложно. Но и остальным не надо расслабляться и радоваться тому, как у соседа хата сгорела.

Потому что в случае принятия закона «под колпаком» у г-на Волги оказываются все структуры, которые сотрудничают с финкомпаниями. А это значит, что их, как «оказывающих сопутствующие финуслуги» может проверять Госкомфинуслуг. Таким образом, авторы законопроекта попросту рассекают взаимопитающие финансовые сосуды, скажем, IT-компании и страховой компании. Не исключено, что даже алчные непрозрачные рекламисты будут бежать от небанковских финансовых компаний, как от чумы.

Помимо этого, под проверки регулятора подпадают еще и все, кто обеспечил, скажем, вполне конкретную страховую компанию экономической информацией. Что может быть свидетельством существенного влияния. А это, по мнению авторов законопроекта, дает основания для отнесения к существенному участию. Что в свою очередь, по мнению Госкомфинумслуг дает все основания для проверки. Поскольку новый закон переводит субъекта за предоставление экономической информации автоматически в разряд афилированных лиц.

Но и это далеко не все. Получение регулятором фактически безграничных полномочий влечет за собой целый шлейф дополнительных угроз и для небанковских финучреждений, и для их партнеров. В первую очередь это касается того, что границы полномочий регулятора, т.е. Госфинуслуг будет устанавливать сам регулятор (!!!). Наглядный пример – введение пресловутого пруденциального надзора. Причем в большей своей части это будет отслеживание регулятором всевозможных показателей и нормативов, окончательный перечень которых пока тоже неизвестен. А значит, поле для коррупционных «проявлений» – безгранично.

***

Вывод напрашивается простой и однозначный: законопроект № 7511 экономически не обоснован и психологически деструктивен для рынка финансовых услуг. Не только потом, что рейдерство в законе не идет на пользу инвестиционному имиджу страны, о котором сейчас так печется нынешняя властная команда. Но и потому, что рыночная экономика не любит кондового дилетантского регулирования. А Госкомфинуслуг как раз делает все для того, чтобы зарегулировать по максимуму все, что еще шевелится в бизнесе.

Поэтому для того, чтобы убедиться в том, что тревога операторов и экспертов рынка финуслуг не напрасна, депутатам накануне повторного голосования неплохо было бы, как минимум, изучить и выводы главного научно-экспертного управления. Который, вопреки принятой практике одобрения подаваемых законопроектов, содержит больше чем достаточно критических замечаний.

А это, в свою очередь, дает немало оснований для отмены рассмотрения законопроекта №7511 во втором чтении. И либо передачи его на доработку, либо вообще прекращения работы над ним. Поскольку есть большой процент вероятности, что в случае его отправки на подпись главе государства, Виктор Янукович свою подпись под ним не поставит. В том числе и потому, что экспертная группа при Президенте придет к такому же выводу, что и независимые эксперты. А, значит, найдет достаточное количество аргументов, чтобы доказать полное несоответствие новаций Госфинуслуг по порабощению небанковских финансистов заданному властью вектору стимулирования экономического роста.