Жители Украины – на пороге очередной тарифной нагрузки. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, в первом квартале 2015 года пересмотрит цены на природный газ для потребителей. Такая норма закреплена законом о госбюджете на 2015 год (опубликован в газете «Голос Украины» от 31 декабря).
Все потребители Украины в перспективе вынуждены будут перейти к справедливой цене на газ, которая станет выше нынешней от 3 до 5 раз, утверждает глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Он уточняет: справедливая цена на газ в стране, которая является импортером, – это средневзвешенная цена импорта.
В то же время Коболев призвал украинцев не бояться такого повышения. Он считает, что для большинства населения, потребляющего газ только для приготовления пищи, эта сумма окажется незначительной по своей абсолютной величине. Сейчас затраты на газ (на приготовление еды) составляют менее 20 гривен в месяц, что по мнению главы правления компании является рекордно низкой платой.
Возникает вопрос: как рыночные цены импортированного газа касаются рядовых потребителей? Украина, как известно, добывает собственный газ, которого, по данным экспертов, вполне хватает для нужд населения.
Выше тариф – меньше дотаций из госбюджета
Ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что Кабмин намерен ускорить переход тарифов на газ для населения до рыночного уровня, внеся изменения в существующий график увеличения стоимости энергоресурсов в 4 раза к 2017 году. По словам премьера, с повышением тарифов сразу уменьшается сумма дотаций на НАК «Нафтогаз».
А с уменьшением дотаций на компанию происходит уменьшение дефицита государственного бюджета, что, в свою очередь, существенно влияет на возможность получить кредиты МВФ. Таким образом, долги компании становятся проблемой рядового потребителя.
Напомним, с 1 июля, цена тепловой энергии увеличилась на 40%. Очередное повышение нам обещали 1 мая 2015 года, когда тарифы опять должны вырасти на 40%. И это не предел: пересмотр уровня оплаты обещан еще дважды (каждый раз – на 20%) в 2016 и 2017 годах.
Однако и этого оказалось недостаточно.
«Нам надо ускорить темпы приведения стоимости природного газа и услуг теплокоммунэнерго до рыночного уровня», - сказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк на пресс-конференции в конце года. К слову, в бюджете на 2015 год сумма дотаций «Нафтогазу» составляет 32 млрд. гривен. По словам премьера, график повышения тарифов будет согласовываться с МВФ.
Гривна падает – долги растут
Свою роль в развитии событий сыграла девальвация гривни. Еще в апреле 2014-го министр финансов Александр Шлапак оценивал дефицит бюджета НАК «Нафтогаз Украины» на уровне 46 млрд. гривен.
А в тексте меморандума, подписанного вскоре правительством с МВФ, дефицит «Нафтогаза» оценивался уже в 62 млрд. грн. С падением гривни финансовое положение компании стремительно ухудшается. Данные о дефиците НАКа на конец 2014 года очень отличаются – разные источники называют суммы от 97 до 128 млрд. гривен. Вряд ли такое расхождение можно объяснить нестабильностью курса национальной валюты. Это, скорее, говорит о том, что не обо всех статьях формирования дефицита компании доподлинно известно.
Казалось бы, повышение тарифов на тепло и газ для населения должны были снизить объемы бюджетных дотаций «Нафтогазу». Однако, несмотря на повышение тарифов для населения и промышленности, выручка компании по итогам января-сентября сократилась на 4,1%, до 44,2 млрд. гривен (по сравнению с тем же периодом 2013 года). Компания получила лишь 70,6% заработанных денег от реализации газа.
Первый путь к спасению «Нафтогаза» – это помощь западных кредиторов Украины. Однако МВФ не спешит с выделением следующего транша. Второй – повышение тарифов на газ и коммунальные услуги «стахановскими темпами». Понятно, что бонусов нынешнему правительству такая политика не добавит.
Вопросов больше, чем ответов
В последнее время украинцы снизили уровень оплаты коммунальных услуг. К примеру, в октябре прошлого года, по данным Госстата, уровень оплаты составил всего 73,3%.
По мере падения доходов населения и повышения тарифов, может оказаться, что анонсированная правительством программа субсидий по оплате коммунальных услуг для малообеспеченных семей разрастется до гигантских размеров. По оценкам Кабмина, под дотации, предусмотренные для малообеспеченного населения в связи с повышением тарифов, может попасть от 15 до 20 миллионов граждан Украины. Не возникнет ли здесь ситуация, когда деньги будут перекладываться из одного государственного кармана в другой?
Ответ на другой простой вопрос - в чем причины образования дефицита «Нафтогаза» в прошлом году искали аудиторы Счетной палаты. О результатах проверок и возможных рисках для НАКа Счетная палата уведомила Кабинет министров, парламент, фискальные и правоохранительные органы… Возможно, выводы Счетной палаты помогут разобраться в таком запутанном деле как формирование долгов «Нафтогаза». Кому выгодна такая неопределенность вокруг важнейшей для страны компании, деятельность которой оказывает стратегическое влияние не только на экономику, но и на политику? Можно ли доверять существующему в НАК учету за газовыми потоками? Как отрегулированы отношения компании с предприятиями теплоэнергетики?
Вопросов много… И самый главный – почему украинцы должны оплачивать долги «Нафтогаза» из своего кармана – когда компания получает дотации из госбюджета (как налогоплательщики) и повышаются тарифы?