Агрессивная участливость Кремля по отношению к Украине в последнее время буквально пропитала собой все российское информационное поле. Даже излюбленная тема российских телеканалов —приближающаяся зимняя Олимпиада в Сочи —отошла на второй план. Не секрет, что именно в Сочи можно было раскрыть немало животрепещущих критических тем о проблемах тотальной коррупции чиновников или безмерной халатности строителей. Чего только стоят столь широко растиражированные в Интернете установленные в олимпийском городке унитазы без перегородок, которые уже окрестили «для близких друзей». Тем не менее, информационная политика Кремля всегда работала согласно известной пословице: «В чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечаем»...
Приходится констатировать, что кремлевские СМИ в отношении событий в Украине изначально не стали выполнять свою основную функцию —информирования, а сразу заработали в формате чистой, незамутненной объективностью пропаганды. Никакого фактажа, лишь поток эмоций и дезинформации. Из «голубых экранов» настойчиво, но без каких-либо реальных доказательств, в течение целой недели рассказывают об ордах «бандеровцев», мчащихся в юго-восточные области Украины захватывать там власть. О том, кому эта «информация» нужна и ценна, ясно даже без заявлений губернатора Харьковщины Михаила Добкина, который, напомним, поблагодарил российских журналистов за то, что «они объективно освещают события, которые происходят в Украине».
Вполне очевидно, что показательное беспокойство о судьбе Украины для Кремля имеет перед собой одну конкретную цель: массированно промыть мозги как своему собственному населению, так и жителям Юго-Востока Украины, которые находятся под серьезным влиянием российских СМИ. При этом стоит отметить, что телеканалы используются для трансляции, —а не исключено, что и с целью внедрения в массовое сознание россиян, —идей о разных вариантах действий российской власти в случае того или иного хода событий в Украине. Поэтому спектр настроений на ТВ существенно отличается друг от друга: от достаточно сухой критики действий оппозиции (ОРТ), до, фактически, призывов к грубому вмешательству во внутренние украинские дела (РТР).
Проведя мониторинг центральных телеканалов наших северо-восточных соседей за последние несколько дней, «Комментарии» пришли к нескольким выводам:
- Агитпроп России активно обращает внимание на «мягкотелость»и недопустимую нерешительность Президента Виктора Януковича. Зрителей прозрачно наводят на мысль о том, что из-за отсутствия жестких силовых действий украинских властей, не могущих подавить бунт «погромщиков, бандеровцев и фашистов», подвергаются опасности «русские братья» с Юго-Востока Украины;
- На всех российских телеканалах делается акцент на антагонизм с Европой, ее позицией и действиями. Такое отношение, в свою очередь, автоматически экстраполируется на «приспешников Запада»— украинских оппозиционеров;
- «Фашисты» и «бандеровцы», по сути, полностью заменили «активистов Евромайдана». Их —то бишь «фашистов» —действия оцениваются исключительно с точки зрения попытки насильственного свержения действующей власти прозападными силами, финансируемыми ЕС и США с единственной целью— оторвать Украину от России;
- На наиболее радикально настроенных телеканалах, вроде РТР, звучит тезис о необходимости Путину решительно вмешаться в ситуацию в Украине для защиты «братьев» с украинского Юго-Востока;
- На ряде ТВ-каналов происходит откровенноевосхваление и даже героизация оборонных движений в юго-восточных областях Украины и в Крыму,ведущие и гости ток-шоу, посвященных украинским событиям, взахлеб восхищаются «русской патриотичностью» и верностью властиотрядов казаков, а также «парней спортивной наружности».
- Нескончаемым рефреном звучит тезис о неминуемости раздела или, на худой конец, федерализации Украины. А также о том, что России в этом разделе необходимо активно участвовать, причем, по призывам некоторых глашатаев такого рода «братской помощи», —- вплоть до введения на территорию Украины российских войск.
В целом, несмотря на то, что отношение в информационном поле России к Евромайдану —ярко негативное, различная реакция на украинские процессы последнего времени на том или ином телеканале может свидетельствовать о том, что Кремль готовится к различным сценариям событий в Украине и «обкатывает» их в общественном сознании. К примеру, подается меседж о необходимости оказания некой помощи Виктору Януковичу. Но если на более умеренных телеканалах такая помощь явно не предусматривает силового сценария и рассматривается лишь в экономическом поле, то в других СМИ, как вполне приемлемые, а то и крайне необходимые, рассматриваются варианты засылки в «дружественную Украину»эмиссаров и «групп силовой поддержки» из числа российских добровольцевили даже банального введения войск (Жириновский - о необходимости ввода Псковской дивизии ВДВ).
Появление такой поливариантной широкомасштабной пропаганды может свидетельствовать о спланированной и хорошо координируемой Кремлем превентивной работе, направленной на подготовку общественного мнения к любому из сценариев, который в виду различных условий и обстоятельств Москва сочтет возможным осуществить в Украине. Подобные действия российских масс-медиа не могут не вызывать тревоги: такого рода информационные кампании уже неоднократно проводились Москвой в связи с известными событиями в Приднестровье и на Кавказе.
Один из последних примеров —«братская помощь» российских военных Южной Осетии, вылившаяся в локальную войну с Грузией и отторжение части грузинской территории. Безусловно, Украина — не Грузия, ни по геополитическому значению, ни по концентрации на ее поле интересов ведущих геополитических игроков. Количество и влиятельность последних, заинтересованных в независимой, единой и неделимой Украине, хотелось бы надеяться, смогут удержать Россию от силового варианта в отношении «братской страны».