После развала Советского Союза данный нефтепродуктопровод был одним из немногих спорных объектов, с правом собственности на которые долго не могли определиться. Хотя, исходя из общего правила, закрепленного в ряде законов, всесоюзное имущество, расположенное на территории каждого вновь созданного государства, переходило в собственность этого государства как правопреемника. За некоторыми исключениями, которые не имеют никакого отношения к данному вопросу.
По данной «трубе» долго велись переговоры, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обещало собрать и предоставить Украине какие-то документы, с помощью которых намеревалось доказать свое право собственности на объект, но так ничего и не предоставило.
Двадцать лет нефтепродуктопровод был по сути ничейным, бесхозным. При этом Россия, разумеется, считала его своим. Посему ДП «ПрикарпатЗападТранс» абсолютно бесплатно и беззастенчиво эксплуатировала трубу, пока в 2011 году Генеральная прокуратура Украины не подала в суд иск в интересах государства о признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Тяжба между Российской Федерацией и Украиной за трубопровод длится уже четыре года. Однажды россиянам даже удалось получить решение в свою пользу, однако высшая инстанция это решение отменила и отправила дело на повторное рассмотрение.
После вынесения последнего судебного решения в пользу Украины, ДП «ПрикарпатЗападТранс» попыталось полностью уничтожить трубопровод, выкачав из него технологический запас дизельного топлива, составляющий в целом 120 тыс. тонн. Вытеснение дизеля удалось прекратить только благодаря оперативному вмешательству народного депутата Сергея Пашинского, который обратился к СНБО, ГПУ, МВД и СБУ, и по данному факту было открыто уголовное производство. Тем не менее, к тому времени труба была опустошена, как минимум, на половину. Ущерб, нанесенный при этом государству, - огромен: к стоимости вытесненного топлива прибавьте стоимость дизеля, который следует вновь закачать в трубопровод, чтобы он мог работать...
Нагрев руки на чужом дизеле, менеджмент «ПрикарпатЗападТранс» бросил на произвол судьбы и сам объект, и своих украинских сотрудников - просто перестал платить им зарплату. Ходят слухи, что материнская компания АО «Транснефтепродукт» собирается начать процедуру банкротства «дочки». Все это наглядно демонстрирует, что российская компания и ее дочернее предприятие не очень-то рассчитывают на победу в суде. Видимо, и сами осознают всю шаткость своей юридической позиции.
Россияне ссылаются на распоряжение председателя Ривненского горисполкома №169-р, которым в г. Ривне 22.02.1993 года (как видим, уже после обретения Украиной независимости) было зарегистрировано юридическое лицо - дочернее предприятие Юго-Западного предприятия нефтепродуктопроводов концерна «Роснефтепродукт» - Прикарпатское управление «Прикарпаттранснефтепродукт» на основании соответствующего приказа «Роснефтепродукта».
Позднее, 23.11.2001 года, распоряжением председателя Ривненского горисполкома № 2790-р Прикарпатское управление было перерегистрировано в ДП «ПрикарпатЗападТранс». Уставом предприятия предусмотрено, что все имущество, которым ДП владеет, пользуется и распоряжается, является федеральной собственностью РФ. При этом Ривненское областное управление внешнеэкономических связей зарегистрировало это имущество как иностранную (российскую) инвестицию. Собственно, на этих аргументах и строится правовая позиция российской стороны.
Но давайте разберемся. Как выяснилось, и приказ о создании Прикарпатского управления «Прикарпаттранснефтепродукт», и его государственная регистрация в Украине были осуществлены до того, как было ратифицировано (22.06.1993г.) и вступило в силу (08.11.1993г.) Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности между Россией и Украиной. Таким образом, «Роснефтепродукт», не имея на то никаких на то правовых оснований самовольно распорядился имуществом, которое после провозглашения независимости фактически и юридически принадлежало Украине. Более того, сама регистрация дочернего предприятия является незаконной, поскольку учредитель не предоставил какого-либо подтверждения своих прав собственности на имущество, внесенное в уставной фонд.
Более того, устав ДП «ПрикарпатЗападТранс» в последней редакции от 18.10.2004 года не соответствовал требованиям действующего законодательства: не были указаны форма собственности предприятия и порядок формирования уставного фонда, зато было указано, что при создании и в работе предприятие пользуется Законами Украины «О предприятиях в Украине» и «О предпринимательстве», утратившими к тому времени свою силу. Одно это может служить основанием для признания недействительной и отмены государственной регистрации указанного предприятия.
Теперь о пресловутой иностранной инвестиции, которую наше государство обязано охранять, как зеницу ока. Согласно информационному сообщению Управления внешне-экономических связей Ривненской области № 1358-2/55 от 2.11.1993 года об иностранной инвестиции, «Юго-Западным предприятием нефтепродуктопроводов концерна «Роснефтепродукт» была осуществлена инвестиция в форме создания дочернего предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, а именно: Прикарпатского управления «Прикарпаттранснефтепродукт» в виде оборудования нефтепроводов». Эта корявая формулировка, которую пытаются использовать в свою пользу россияне, лишний раз подтверждает, что сам спорный нефтепродуктопровод вообще не фигурировал в документах, речь идет лишь об «оборудовании нефтепровода», что, согласитесь, не одно и то же.
Указанное предприятие было зарегистрировано в момент действия Закона Украины «Об иностранных инвестициях», однако с 5.06.1993 года вопрос о регистрации иностранных инвестиций начал регулироваться Декретом «О режиме иностранного инвестирования». Им-то и должны были руководствоваться чиновники Управления внешне-экономических связей Ривненской области при регистрации данной иностранной инвестиции. П.2 ст.4 Декрета предусмотрена иностранная инвестиция в форме создания предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору. Именно создания с нуля, а не правопреемства, как было в данном случае.
В соответствии со ст.ст. 14 и 27 Декрета, иностранный инвестор должен предоставить документы относительно общего объема инвестиций, формы, периода ее осуществления, объекта инвестиций, юридического имени (фирменного названия), юридического статуса, государственной независимости иностранного инвестора и его представителей на территории Украины. Кроме того, необходимо было предоставить документы, подтверждающие перемещение объекта инвестиции через государственную таможню Украины.
Разумеется, никаких документов из данного перечня ни российской компанией - псевдоинвестором, ни его «дочкой» предоставлено не было. Они при всем желании не могли бы этого сделать. Ведь так называемая «иностранная инвестиция» была ввезена на нашу территорию еще в советский период, когда ни Украины, ни Российской Федерации как самостоятельных государств еще не существовало.
Ответственные лица Управления либо умышленно, проигнорировав требования Декрета о предоставлении указанных документов, либо по халатности, не проведя должным образом проверку, зарегистрировали иностранную инвестицию, которой по сути не было. Сам факт незаконной регистрации столь существенной иностранной инвестиции заслуживает пристального внимания Генеральной прокуратуры Украины.
Остается только надеяться, что ВХСУ разберется в этом деле и наконец-то поставит жирную точку в четырехлетнем споре сторон.
Народный депутат фракции «Народный Фронт» Сергей Пашинский подчеркнул важность положительного разрешения данной ситуации.
- Прокуратура обратилась в суд относительно возвращения в собственность государства этого нефтепродуктопровода. В декабре судебное заседание вышло на финишную прямую, более того, прокуратура запретила им скачивать в технологическом объеме горючее, - заявил он.
Народный депутат также выразил надежду, что в данном вопросе суд примет сторону Украины и что транзитный нефтепродуктопровод сможет продолжить свою работу.
Ранее Сергей Пашинский направил письмо на имя секретаря СНБО Александра Турчинова, в котором подчеркивал, что «нефтепродуктопровод является стратегически важным объектом для Украины, ежегодно через нефтетрубопровод прокачивается более 2000 миллионов тонн дизельного топлива. Кроме того, как известно, с 2015 года российские заводы переходят на 001 дизель, который является более конкурентоспособным, чем импортный белорусский дизель. Таким образом, часть нефтепродуктопроводов «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая», проходящих по территории Украины, общей длиной 1433 км является важным источником насыщения рынка Украины и Восточной Европы дизельным топливом, поэтому остановка работы указанного нефтепродуктопровода приведет к значительным убыткам государства Украина, а также уменьшению поступлений в бюджеты всех уровней».