В части 1 статьи 13 Конституции Украины определено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа.
От лица украинского народа права владельца осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных этой Конституцией.
Да, того самого украинского народа, который должен наконец-то отказаться от «патерналистских» посягательств на бюджет и научиться заботиться о себе, таким образом приблизив себя и Украину к высоким стандартам «свободного рынка», «экономического процветания», да и, чего уж там, сюда же можно добавить «демократию», «верховенство права», да еще и «гражданское общество» (верховенство права невозможно без контроля гражданского общества, основу которого составляет экономически активный средний класс — вроде бы все логично).
Экстремальным тренингом в получении такого полезного навыка может стать медицинская реформа. На вопрос, как быть с теми, кто не сможет позаботиться о себе и своих родных, то есть заплатить за медицинские услуги и страховой полис, ответ вроде бы есть: в определенных законом случаях определенным категориям граждан государство обеспечит предоставление бесплатной медпомощи.
В части 2 статьи 13 Конституции Украины предусмотрено, что каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа согласно закону. Такое пользование является бесплатным или же платным, для обеспечения последнего налоговым законодательством предусмотрено, в частности, взимание рентной платы. Считается, что целью взимания ренты за использование природных ресурсов является обеспечение изъятия природно-ресурсной ренты в пользу владельца природных ресурсов. «Рентная плата за специальное использование природных ресурсов является тем фискальным инструментом, который призван обеспечить изъятие природно-ресурсной ренты в пользу владельца природных ресурсов и стимулировать природопользователей сводить к минимуму потери природного сырья при его добыче и привлечении в хозяйственное обращение«.
Однако в контексте указанного и аналогичных исследований речь идет о владельце-государстве. А тем временем владельцем природных ресурсов является Украинский народ (статья 13 Конституции Украины). Подмена понятий «права собственности Украинского народа на землю и природные ресурсы» на «право государственной и коммунальной собственности на землю и природные ресурсы», вопреки содержанию статьи 13 Конституции Украины, произошла на уровне как правовой доктрины, так и нормативного регулирования вследствие инерционного применения норм советских конституций (напр., статьи 11 Конституции УССР 1978 года; статьи 19 Конституции СССР 1977 года).
Прибегнув к сугубо правовому анализу норм Конституции Украины и Гражданского кодекса Украины (статья 324 ЦК Украины), легко выделим достаточно четкие критерии размежевания права собственности Украинского народа и права государственной собственности на природные ресурсы (право коммунальной собственности в нынешнем состоянии его реализации на ситуацию принципиально не влияет).
Право собственности Украинского народа на землю и природные ресурсы закрепляется в Конституции Украины с целью гарантирования и защиты прав человека. Исключительное право собственности Украинского народа на землю и природные ресурсы (статья 13 Конституции Украины) должно обеспечивать физическое существование человека. Вместо этого право государственной собственности, которым «подменяется» право собственности Украинского народа на землю и природные ресурсы, закрепляется с целью экономического обеспечения функционирования государства как институции.
Закрепление в статье 13 Конституции Украины права собственности на природные ресурсы за таким субъектом, как Украинский народ, заключается в обеспечении экологических функций собственности и экологической безопасности человека. Назначение права собственности государства — в обеспечении его конституционно установленных функций и экономических функций собственности. Последние не могут реализоваться за счет нарушения конституционных прав человека, граждан Украины.
Право на здравоохранение, медпомощь, медицинское страхование (право на здравоохранение) является конституционным правом каждого гражданина Украины (статья 49 Конституции Украины). Соблюдение норм Конституции Украины позволит гарантировать осуществление этого права каждому гражданину Украины. Речь идет о финансировании здравоохранения. Все модели медицинской реформы должны опираться на конституционное регулирование права на здравоохранение. Это касается как концепции медицинской реформы, так и соблюдения статьи 68 Конституции Украины: «Каждый обязан неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности».
Конституция Украины может закрепить право на здравоохранение как гарантированное каждому гражданину, с включением в содержание этого права медицинского страхования, которое осуществляется за счет средств государственного бюджета. С этой целью бюджетным законодательством может быть закреплена конструкция целевого использования средств, полученных от взимания ренты за использование природных ресурсов. Примеры таких финансово-бюджетных механизмов существуют в государствах, финансирующих медицину на уровне свыше 90% за счет эффективного использования всего лишь одного-двух видов природных ресурсов (Королевство Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты).
Такое право будет принадлежать каждому гражданину Украины, независимо от его социально-экономического статуса. Условная стоимость здравоохранения каждого гражданина в год составляет приблизительно 90 000 грн (3 000 евро), исходя из существующих объемов бюджетного финансирования здравоохранения (2017 г.) и количества населения Украины (42 млн). Это с учетом того, что финансирование здравоохранения в 2017 году установлено на уровне 2,8% внутреннего валового продукта (ВВП), хотя по расчетам Всемирной организации здравоохранения и Европейского Союза для эффективного функционирования системы здравоохранения ее финансирование должно составлять не менее 6—8% ВВП. Наверное, даже реальный дополнительный 1% от ВВП был бы «золотым дождем» для отечественной медицины развития.
Также возможна другая конструкция обеспечения конституционного права на здравоохранение с гарантированием экономически уязвимым группам граждан, нуждающихся в медпомощи и медицинских услугах, права на прямую оплату или компенсацию стоимости медицинского страхования за счет средств государственного бюджета. Понятие «экономически уязвимые группы», не применяемое в Конституции Украины, соответственно будет конкретизировано в законодательстве, именно учитывая содержание и природу права, закрепляющегося для таких лиц, их имущественное состояние, повышенную потребность в медицинских услугах и т.п. Такой новый термин должен иметь достаточно четкие границы для отраслевого правового регулирования и конституционного толкования. Это некий компромиссный вариант между полярными видениями статьи 49 Конституции Украины в случае внесения изменений в раздел ІІ Конституции Украины.
Это один из механизмов выполнения экологической функции права собственности на природные ресурсы и производной от нее социальной функции, которые не закреплены прямо в нормах Конституции Украины, однако могут быть установлены из содержания статьи 1, статьи 3, статьи 13 и части 4 статьи 41 Конституции Украины. Так, статья 13, статья 14 Конституции Украины содержат конституционно-правовое регулирование отношений собственности, которое создает правовую основу функционирования государства Украина как социального государства, в котором человек, его жизнь, здоровье, безопасность признаются высшей социальной ценностью.
Экологическая функция права собственности Украинского народа на землю и другие природные ресурсы определяет принципы обеспечения физического существования человека. Соблюдение социальной функции права собственности Украинского народа на землю и другие природные ресурсы, в частности, предотвращает возможности социального взрыва, который может произойти в случае игнорирования всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти содержания этого права.
Что касается рентной платы за использование природных ресурсов, общими — как в экспертных исследованиях, так и в речах политиков в период избирательной кампании — являются положения о том, что:
— рентная плата за использование природных ресурсов в Украине является символической;
— крупные пользователи природных ресурсов всячески уклоняются от уплаты ренты, вместо того поступления обеспечиваются за счет населения, то есть самого же Украинского народа;
— экономически обоснованное взимание ренты за использование природных ресурсов повысит на порядки (!) поступление средств в бюджеты всех уровней;
— система взимания ренты не обеспечивает и не стимулирует эффективное, рациональное использование природных ресурсов именно крупными природопользователями.
Даже при условиях занижения стоимости сырьевых ресурсов «рентные» средства за использование природных ресурсов и затраты на здравоохранение, предусмотренные бюджетным законодательством, является достаточно соотносимыми суммами.
В 2016 году поступления рентной платы и платы за использование других природных ресурсов составляли 46, 608 млрд грн, хотя планировалось привлечь в бюджеты всех уровней 64,751 млрд грн.
Бюджет здравоохранения на 2016 год составлял74,4 млрд грн: 56,5 (3) млрд грн. — финансирование государственного бюджета, местные бюджеты прогнозировано должны были получить 18 млрд.
Например, эксперты утверждают, что поступление рентной платы за специальное использование воды в сравнимых ценах 1998 года показывает, что в 2015—2016 годах реальные поступления водной ренты в сводный бюджет Украины меньше даже показателя 1999 года. «По сравнению с 2008 годом поступление рентной платы за специальное использование воды в сравнимых ценах 1998 года в 2015 и 2016 годах уменьшилось соответственно на 39,2 млн грн и 46,4 млн грн«. Можно предположить, что одним из крупнейших пользователей — плательщиков «водной» ренты являются производители синтетических слабоалкогольных напитков, сладких газированных напитков, то есть тех напитков, которые подрывают здоровье детей и молодежи — части Украинского народа — владельца природных ресурсов. За медицинские услуги, которым должны будут платить их родители, также часть Украинского народа — владельца природных ресурсов, если лечение подросткового пивного алкоголизма, заболеваний эндокринной системы, ожирения, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний (этот страшный перечень можно продолжать), не будет охвачено «бесплатной медпомощью», «экстренной медпомощью».
Это прямое нарушение норм Конституции Украины, в частности норм раздела І — «Общие принципы» Конституции Украины, в который можно внести изменения только по специальной процедуре с утверждением всеукраинским референдумом, и статьи 49 Конституции Украины в действующей редакции.
Какие можно сделать выводы?
Собственность создает субъекта права как участника правоотношения, а не объекта заботы со стороны государства. Владельца, который предоставляет в пользование свою собственность и имеет соответствующее право требования. То, что имеет право требовать владелец природных ресурсов (все и каждый, кто охватывается понятием «Украинский народ»), предусмотрено в разделе ІІ Конституции Украины. Это — обеспечение государством прав человека и гражданина. Государство как аппарат функционирует за счет ресурсов, принадлежащих Украинскому народу. Все концепции, обосновывающие очень сложную структуру отношений гражданина и государства, равно как сложные бюджетные схемы, преследуют цель скрыть нарушение основной конструкции имущественных отношений — do ut des (даю, чтобы и ты мне дал), скрыть нарушение имущественной эквивалентности.
Право на здравоохранение является конституционным правом, которое непосредственно связано с обеспечением физического существования человека, поэтому оно должно гарантироваться и обеспечиваться государством. Введение обязательного медицинского страхования, как и другие элементы медицинской реформы, могут основываться только на конституционном регулировании права на здравоохранение.
Нивелирование права собственности Украинского народа, как отдельного конституционного права особого субъекта, не тождественного государству и территориальной громаде, оказывает системное разрушительное влияние на обеспечение осуществления других конституционных прав граждан Украины: права на надлежащий (достойный) уровень жизни (статья 48 Конституции Украины), права на здравоохранение (статья 49 Конституции Украины), права на безопасную окружающую среду (статья 50 Конституции Украины) и других конституционных прав.
Положение раздела І Конституции Украины, статья 1, статья 3, статья 13 Конституции Украины, требования постиндустриального общества указывают на то, что государство (государственная власть), даже ради собственной сохранности, должно отказаться от вековой традиции уничтожения человека и обеспечить осуществление конституционных, естественных прав человека. Обеспечение здравоохранения каждому гражданину Украины, финансирование здравоохранения за счет средств, которые государственный бюджет получает как плату за пользование природными ресурсами, исключительное право собственности на которые принадлежит Украинскому народу, является реальным актом примирения государства (государственной власти) и общества, признанием государством человека как высшей социальной ценности.