В доживающей свои последние месяцы Верховной Раде ударными темпами создаются группы, главная цель которых не просто удержаться в здании под куполом, но и полностью отбелить себя и своих спонсоров от кровавых событий февраля, создав на обломках Партии регионов новый конкурентный политический проект.
В парламенте рокировки. На последнем заседании 20 нардепов покинули ряды Партии регионов. На очереди – еще 15 народных избранников. Столь обильную миграцию сложно назвать случайной, особенно на фоне создания альтернативного клуба экс-регионалов во главе с Виталием Грушевским под до боли знакомым названием «За мир и стабильность». Сейчас в новую депутатскую группу входят около 40 депутатов, в то время как во фракции Партии регионов уже осталось лишь 83 нардепа. Грушевский уже заикается о создании полноценной фракции. Думаю, вряд ли персона Виталия Грушевского знакома широким кругам – типичный серый и безликий депутат-регионал, коих за последние несколько созывов прошло несколько десятков. Все они ничем не запомнились ни избирателям, ни экспертной среде, но иногда именно таких внезапно выводят на аванссцну. Так в свое время было с Игорем Рыбаковым, внезапно ставшим собирателем «тушек», так было с Владиславом Лукьяновым, который после легендарной драки в парламенте превратился в фронтфигуру Партии регионов.
Сегодня представителям «Семьи» нужен лоббист их интересов в Раде, который собрал бы воедино тот костяк ПР, на который можно было бы рассчитывать в будущем. Естественно, речь здесь может идти о Курченко, как о кошельке, и о Арбузове с Клименко, как об организаторах и вдохновителях этой авантюры.
Та пробуксовка, которая сопровождает движение новой украинской власти к созданию качественно иного политического ландшафта в стране, просто не может не соблазнять «поколение Януковича» на попытки к реставрации и реваншу. Задача номер один – избавиться от негативного имиджа Партии регионов, чей рейтинг уже просел просто до размера статистической погрешности и, получив щедрое финансирование, занять освободившуюся от себя самих электоральную нишу.
Организационно это делается довольно просто. Подгоняется конъюнктурная политическая платформа а-ля «мы против произошедшего госпереворота» и на офисах Партии регионов начинают активно менять вывески. Кадровый ресурс на местах весь остался и ждет вводных (и денег) из центра. Да, часть ушла к Тигипко, но для политического старт-апа остальных должно хватить. Начать можно с фракции в парламенте, которая засветит перед телекамерами старых-новых героев, а дальше начинается спешный процесс партийного строительства.
Интересно, что потуги Грушевского как-то странно совпали с утечкой о планах Левочкина создать новую партию. Не исключено, что это два параллельных процесса, связанных одной общей целью и финансирующихся из одного кошелька. В ближайшее время прояснится, насколько броуновским и хаотичным является движение в Партии регионов. Если солировать будет проект Левочкина, станет понятна и его связь с группой Грушевского.
Версия о том, что экс-нардепы от регионов будут стремиться воспрепятствовать перевыборам Верховной Рады – весьма самонадеянное предположение, учитывая их мизерную влиятельность в современной украинской политике и страх, толкающий скорее не на сопротивление, а на приспособление к новым реалиям. То же самое можно сказать и о группе Кинаха, активно ищущей проходной политический проект, на котором можно будет паразитировать с тем же успехом, с которым Анатолий Кириллович паразитировал сначала на «Нашей Украине», а потом и на Партии регионов.
В любом случае все идет к созданию полноценной политической партии, которая приютит активных и все еще верящих в камбэк регионалов. Если это будет несколько политических проектов – тем хуже для них.
Как бы там ни было, а с точки зрения электоральных перспектив попытки «Семьи» остаться в украинской политике таким способом кажутся малоперспективными. На электоральном поле Юго-Востока куда больше шансов сыграть у Тигипко, а без голосов Крыма ни один откровенно пророссийский проект в Украине не имеет ни малейшего шанса попасть в парламент. Поэтому попытки ребрендинга могут закончиться для Партии регионов полным политическим фиаско. Что же касается «Семьи», то даже в случае неудачи со встряской регионалов, они будут всеми средствами бороться за свою теневую легализацию в постмайдановской Украине. И это будет самый главный экзамен для Петра Порошенко. В свое время именно так, тихой сапой, в политической жизни страны остались кучмовские олигархи после Оранжевой революции.