Скандальный языковой закон, который уже принят ВР, но пока еще не подписан президентом страны, вызвал бурю возмущений и со стороны товаропроизводителей. Они усмотрели для себя угрозу в норме, предусматривающей изменение маркировки товаров. Бизнесмены уверяют, что ее выполнение приведет к многомиллионным убыткам и, как следствие, к росту цен для конечных потребителей. Кроме того, могут опустеть полки магазинов в тех областях, где действуют региональные языки. Но авторы резонансного документа считают такие заявления безосновательными.
Производители продуктов питания бьют тревогу. Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) уже направила свое обращение президенту, премьер-министру Украины, а также в целый ряд ведомств. Как отмечают в ЕБА, проект закона Украины №9073 «Об основах государственной языковой политики», который был принят ВР 3 июля 2012 г., в частности положение ст. 26 проекта, приведет к негативным последствиям в сфере производства пищевых продуктов.
Слишком много слов
Согласно тексту данной статьи, «маркировка товаров, инструкции об их применении и т.п. выполняются на государственном языке и на региональном языке или языке меньшинства».
Как отмечают в ассоциации, в статье есть противоречия. «Так, в первом предложении речь идет о выполнении маркировки как на государственным, так и на региональном языке или языке нацменьшинства, а во втором предложении речь идет лишь об изложении текста на государственном языке, а его перевод может быть размещен на других языках по решению производителей, что не несет обязывающего характера»,— акцентируют в ЕБА. В ассоциации также отмечают, что документ потребует изготовления одной и той же продукции с различной маркировкой для местностей с различными региональными языками и приведет к серьезным проблемам с поставками продукции.
Более того, неизбежны нарушения в маркировке в связи с неконтролируемым перемещением продукции из одного региона в другой, что чревато развитием коррупции и давлением на предпринимателей.
Схожие претензии и у «Укрпива». Компания от имени производителей пива, безалкогольных напитков и минеральных вод направила свое обращение в Американскую торговую палату. «Выполнение этой нормы закона потребует отзыва и списания огромных объемов готовой продукции вплоть до полной остановки производства и продажи товаров в Украину в связи с отсутствием их надлежащей маркировки. Ведь эта законодательная инициатива не предполагает ни срока на техническое переоборудование предприятий, ни самой процедуры перехода к внедрению многоязычного требования в маркировке товаров»,— пишут в своем письме представители «Укрпива».
Директор по юридическим вопросам Carlsberg Ukraine Наталья Бондаренко говорит, что компания попросту не сможет придерживаться требований законодательства, в случае его изменения. Ведь придется быстро вводить администрирование этикеток со всеми региональными языками и языками меньшинств (таковых насчитывается 18) в регионах их распространения. «Мы также не представляем, каким образом можно изготовить этикетку с таким количеством языков для разных регионов страны, пока недоступна информация, необходимая для определения границ местностей с региональными языками»,— отмечает госпожа Бондаренко.
Производители также сетуют, что закон может вступить в силу в разгар сезона, когда заводы, логистическая инфраструктура, дистрибуторы и торговые точки отрасли работают на полную мощность и располагают большим запасом товара, продажа которого в местностях с региональными языками со дня опубликования скандального документа станет нелегитимной.
Тонны готовой продукции придется изымать из торговых сетей, складов дистрибуторов и перевозить для реализации в административные образования без региональных языков или списывать. В то же время местности с региональными языками будут вообще лишены товаров до их изготовления со специализированной для региона маркировкой.
«Многолетний опыт нашей работы на украинском рынке свидетельствует о том, что производитель имеет возможность ввести даже минимальное изменение маркировки не раньше чем в течение одного года. Это требует, помимо значительных капиталовложений, длительного времени для технического переоснащения производственного процесса и соответствующего прохождения большого количества согласовательных процедур. Однако в данном случае даже длительный переходный срок не спасет ситуацию, которая заставляет весь украинский бизнес одновременно изменить маркировку по новым требованиям, поэтому, по нашему мнению, эта норма закона должна быть удалена полностью»,— считает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ОАО «САН ИнБев Украина» Денис Хренов.
Как отмечает директор по связям с госорганами и коммуникациям компании «Кока-Кола Бевериджиз Украина» Андрей Бублик, особенно тяжело придется компаниям, которые производят напитки в жестяных банках. «Если на бутылку можно приклеить новую этикетку поверх старой, то жестебанка сама является и тарой, и этикеткой, которую придется утилизировать»,— сетует он.
По словам Андрея Бублика, серьезные потери бизнеса повлекут за собой недополученные налоги государства и рост цен для конечного потребителя.
Политики старались для бизнеса
Однако авторы законопроекта считают такие обвинения безосновательными, а представителей ассоциаций обвиняют в перекручивании норм документа.
«Умышленно или нет, нарушая профессиональную этику, не проконсультировавшись с авторами закона или соответствующими институциями, руководители ассоциаций выступили с политическим заявлением в русле начавшейся избирательной компании»,— возмущен народный депутат Вадим Колесниченко.
Как следует из текста закона, подчеркивает он, производитель для внутреннего рынка обязан выполнить маркировку на государственном языке, и только на одном из региональных языков или языков меньшинств по своему выбору. Более того, для внутреннего рынка можно разместить маркировку на любом языке рядом с государственным, а для экспорта — на любом языке (языках), без обязательного украинского, что создает дополнительные конкурентные преимущества в случае экспорта на международные рынки (например, европейский или азиатский).
По словам депутата, данная норма закона будет способствовать развитию региональных производителей пива, ресторанных, домашних пивоварен, ориентированных на жителей конкретного региона, языковой или культурной среды — они будут иметь право размещать информацию на затребованных региональных языках или языках меньшинств.
«При подготовке закона коллектив авторов проводил консультации с производителями различных групп товаров, и практически все поддержали его нормы»,— отмечает Вадим Колесниченко, добавляя, что большинство производителей и так выполняют данное положение, печатая на этикетках информацию на нескольких языках, хотя бы один из которых является региональным для той или иной местности.
Юристы также считают что нагнетать обстановку преждевременно. Как отмечает юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Ирина Кириченко, законопроектом предусмотрено право, а не обязанность товаропроизводителей делать маркировку и инструкцию по применению их продукции на региональных языках.
Кроме того, норма о маркировке особо важна в применении к лекарственным средствам, когда неправильное прочтение инструкции может нанести вред здоровью человека.
«В целом же данный закон позволяет привести маркировку товара в соответствие с интересами потребителей того или иного региона Украины и, соответственно, усилить позиции товаропроизводителя в этом регионе. Поэтому в интересах производителя предоставить информацию о товаре в доступной для потребителя форме. Тем более что это можно сделать постепенно»,— утверждает юрист.