Парламент заседает вне стен Верховной Рады впервые с 2000 года. Тогда, напомним, 239 депутатов собрались в Украинском доме и проголосовали за отставку спикера Верховной Рады Александра Ткаченко и его первого заместителя Адама Мартынюка. Выезд парламента на Европейскую площадь позволил тогдашнему президенту Леониду Кучме избавиться от левых в руководстве главного законодательного органа. Коммунисты тогда смирились. После уже полностью подконтрольный Кучме парламент вернулся назад в здание «под куполом». Но спустя 13 лет провластному большинству возвращаться уже некуда…

«Регионалам» не удастся сотворить кальку с Кучмы по нескольким причинам. У Кучмы было реальное большинство на основе центристов и правых, на которое опирался Кабмин Ющенко. У Януковича  нет реального большинства, на которое мог бы опереться Кабмин Азарова. Вместо этого за Азаровым, кроме «регионалов», только ненадежные попутчики из КПУ, внефракционников и «тушек». В отличие от Януковича Кучма в 2000 году только что избрался на второй срок, а Виктор Федорович только входит в такую кампанию, что не добавляет стабильности его системе. Даже место сборов «охвостья» парламента Рыбака символично – Банковая, а не Украинский дом.

Может показаться, что вместе с переездом Партии регионов и КПУ на Банковую, поближе к президенту, власть вроде как избавилась от оппозиционного балласта, который так сильно «мешал им жить». Но фактически «регионалы» позорно бежали с поля боя. Признав, что реального большинства у них нет. А то, что в зале одного из парламентских комитетов нет и двухсот человек, окончательно свидетельствует о том, что власть решила завершить игру в демократию и парламентаризм. Заявления различных экспертов о том, что, дескать, «регионалы» не нарушали регламент, выглядят скорее как последняя попытка власти сохранить хоть какое-то лицо перед собственным народом и Западом.

Становится понятным и то, что разрядка парламентского кризиса в виде проведения досрочных выборов не будет осуществлена. Ни по смешанной системе, ни даже по мажоритарной. И дело здесь вовсе не в деньгах, обильно потраченных «регионалами» на осенних парламентских выборах. Результаты перевыборов могут быть самые неожиданные и неприятные для власти. А, как показала практика, если власть не уверена в победе, как, например, с выборами столицы, то никаких выборов не будет. К тому же, временные союзники Партии регионов – коммунисты – вряд ли будут рубить сук, на котором они достаточно вольготно сидят. Коммунисты прекрасно понимают, что никто им не даст пройти в парламент. На последних парламентских выборах на мажоритарных округах «регионалы» указали КПУ на ее место, не отдав ей ни единого округа.

Если же говорить об «эффективности» работы этого «огрызка» парламента на Банковой под руководством Владимира Рыбака, то здесь существует целый ряд рисков. Партия регионов лишена какой-либо возможности голосовать за так называемые евроинтеграционные законопроекты. И снова-таки из-за отсутствия реального большинства – коммунисты за эти документы голосовать не будут.

Главная же проблема власти заключается в реальной возможности раскола Украины. В трех областях, подконтрольных оппозиции – Львовской, Тернопольской и Ивано-франковской области (да и ряде других, где сильна оппозиция), – принятые парламентом Рыбака решения, очевидно, попросту не будут признаны законными.

У власти остается два пути. Первый - пойти и договариваться с оппозицией. Но, в то, что «регионалы» пойдут этой дорогой, верится с трудом. Второй – продолжать ползучий «переворот» - таки провести Всеукраинский референдум и на нем, по примеру Кучмы, обкорнать полномочия ВР. Потом - самораспуститься и избрать по мажоритарке послушный «обрезанный» до 300 депутатов парламент, который будет контролировать Сенат. А дальше белорусский сценарий. Добьется ли успеха власть на этом пути, во многом будет зависеть от решительности оппозиции и активности украинцев.