Регионам Украины приходиться искать новые рынки экспорта вместо российских. Однако, эта переориентация проходит не так динамично, как хотелось бы. Несмотря на рост регионов с преобладанием экспорта в ЕС, на сегодняшний день почти в половине областей преобладают поставки в СНГ.
Естественно, что сильно влияют на экономические связи географическое расположение региона. Так, экспортные предпочтения Винницкой области разделились примерно поровну: СНГ – 36%;. Европа - 34,5%, другие – почти 29%. Волынская область более категорична в своих экономических устремлениях – 19,5 % (СНГ), 75% (Европа). Примерно в одном ряду с ней стоит Закарпатская (около 22% – СНГ, около 63% – Европа), Ивано-Франковская (21% и 59%, соответственно) и Львовская (21% и 68%). А флагманом в сотрудничестве с ЕС выступает Тернопольщина – лишь около 9% отдано СНГ и 83% – Европе).
В Запорожской области уже другая картина: 43% – это СНГ и 24% – Европа. Еще более «другая» она в Харьковской области – почти 50% - СНГ и только 22% – Европа.
По мнению доцента кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина Павла Черномаза, это говорит о важности сотрудничества приграничных регионов с теми странами, с которыми они граничат.
«В ситуации же, когда введены гласные и негласные ограничения на экспорт в Россию, мы сталкиваемся с проблемами наполнения бюджета, с тем, что закрываются некоторые предприятия, в частности харьковский завод «Поршень» (ПАО «Автрамат»)», – отметил Павел Черномаз.
За 10 месяцев минувшего года по Украине в целом экспорт сократился на 9,4% – это касается всех стран, приводит данные ученый. Импорт сократился на 27%. В Россию, в частности, экспорт сократился на 29,4 %. В ЕС увеличился на 10%.
Политический курс давит экономическую целесообразность
«Экспорт в ЕС не покрывает уменьшение экспорта в Россию и страны СНГ. Кроме существующих пошлин, есть и другой барьер – производителю нужно доказать соответствие европейским нормам. Аккредитованные европейские лаборатории должны дать «добро» на экспорт продукции. В связи с этим, как известно, возникает множество проблем. Легче тем, у кого сырье, в первую очередь, сельскохозяйственное. Например, – зерно, подсолнечное масло. Украина в последнее время закрепила за собой статус поставщика сырьевой сельхозпродукции. А вот экспорт металлургической продукции, которым раньше славилась наша страна, даже уменьшился за счет событий в Донбассе», - отмечает Павел Черномаз.
К сожалению, сегодня доминируют политические решения, а не экономические, сетует эксперт.
«Машиностроение Харьковской области ориентировано на Россию, страны СНГ и некоторые страны третьего мира – те страны, которые не предъявляют очень высокие требования к качеству продукции. В свете последних событий машиностроительные предприятия вынуждены сокращать свое производство или же закрываться. Над ними довлеет жесткий политический курс – только в Европу! Но прямолинейность – это не всегда хорошо. Договариваться нужно со всеми, руководствуясь в своих действиях экономической целесообразностью», - отмечает Павел Черномаз.
Вместо «Умной границы» – «Стена»
Нынешняя ситуация российско-украинского трансграничного сотрудничества самая тяжелая за все годы, говорит Павел Черномаз, один из инициаторов создания еврорегиона «Слобожанщина». Он был создан в 2003 году. Еврорегион «Слобожанщина» выступил в роли катализатора процессов украинско-российского межрегионального трансграничного сотрудничества. По его примеру в приграничной полосе Украины и России сформировался каркас территориально компактных еврорегионов, в основе которых – соглашения между расположенными по обе стороны границы территориальными органами власти и самоуправления. В этот каркас, кроме «Слобожанщины», входят еврорегионы «Днепр» (Гомельская обл. Беларуси, Брянская обл. РФ, Черниговская обл. Украины), «Ярославна» (Курская обл. РФ, Сумская обл. Украины) и «Донбасс» (Воронежская и Ростовская обл. РФ, Донецкая и Луганская обл. Украины).
«В 2007 году, когда мы рассматривали внутренний региональный продукт (ВРП) на душу населения по всему приграничью и сравнивали его в российских и украинских регионах, мы видели четкий градиент в пользу РФ. Российские приграничные регионы в среднем в полтора раза больше вырабатывали ВРП на душу населения, чем наши. Это, соответственно, выражалось в зарплатах и пенсиях… Уже в 2012 году разрыв увеличился до двух раз. А после военных событий в Донбассе и, как следствие, разрушения экономики, этот градиент увеличится еще больше. Все это обернется перетоком рабочей силы, другими проявлениями дисбаланса приграничных территорий», – считает Павел Черномаз.
«Если раньше мы шаг за шагом, год за годом шли к сокращению препон на границе, то сегодня, к сожалению, стремительно движемся в противоположном направлении. Нашей целью было внедрение концепции «умной границы» на украинско-российском пограничье (построение сопредельными государствами совместного оптимального управления потоками людей и товаров на границе – Ред.). Были налажены хорошие отношения между Белгородской Думой и Харьковским облсоветом. Была создана междепутатская группа, члены которой обменивались информацией, обсуждали, что улучшить во взаимодействии регионов. К примеру, белгородцы активно продвигали льготный режим для предпринимателей, которые инвестировали в их регион. И некоторые наши предприятия открывали дочерние, например, – подшипниковый завод. Было взаимопонимание и между областными администрациями двух областей», – вспоминает недавнее прошлое Павел Черномаз.
По его словам, несмотря на то, что не все было гладко, для жителей приграничья действовал упрощенный режим пересечения границы, без оформления миграционной карты. И это было одним из важных достижений.
Напомним, что еще в 2002 году губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев и его белгородский коллега Евгений Савченко обратились к президентам своих стран с предложением ввести упрощенный режим пересечения границы для жителей приграничных регионов. В 2006 году этот режим заработал для жителей приграничных районов, а в 2011-м – уже для всех жителей приграничных областей Украины и России.
Еще в прошлом году планировалось обустройство местных пунктов пропуска на украинско-российской границе, для этих целей в областном бюджете было предусмотрено более 6 миллионов гривен. Но вместо обустройства пунктов пропуска решением сессии Харьковского областного совета от 2 октября эти деньги (6 млн. 90 тыс. грн.) были перенаправлены на оборудование государственной границы. Как объясняется в пояснительной записке к решению сессии, необходимость в пунктах пропуска отпала.
В итоге политические противоречия ломают экономические связи. И если этот процесс не остановиться, то это существенно усугубит кризис в Украине, особенно в приграничных с РФ регионах.