Списание долгов открыло коммунальной сфере окно в реформу. Следующим этапом будет создание единого алгоритма начисления тарифов и выработка плана модернизации жилищного хозяйства. Этим займется рабочая группа под руководством первого вице-премьера и с участием мэров разных городов. Впервые под реформу ЖКХ выделяются немалые деньги: в бюджете на 2012 год на эти цели будет заложено 5 млрд. грн. Еще 24 млрд. грн. – это списанные долги. Такого внимания власти коммуналка не имела со времен установления независимости…

Отопительный сезон 2010-2011 годов стал рекордным по объемам задолженности за потребленный газ. По данным компании «Газ Украины», долги предприятий тепловой энергетики только за «голубое топливо» достигли 8,1 млрд. грн. Примечательно, что по состоянию на 1 января текущего года долг (за 1999-2010 гг.) составлял лишь 7,68 млрд. грн. То есть за холодные месяцы 2011-го он вырос еще на 420 млн. грн. В то же время «свежие» долги ЖКХ за электроэнергию перед энергорынком составляют 2,7-2,8 млрд. грн.

Но это только часть общей задолженности, причем незначительная. За 20 лет независимости сформировался целый клубок взаимных неисполненных обязательств. ЖКХ должны тепловикам и водоканалам, те должны энергетикам, энергетики – поставщикам топлива. Где-то в конце этой цепочки – «Нефтегаз», доведенный общими усилиями нескольких правительств до многолетнего убыточного состояния, и долги коммунальщиков друг другу. В целом выходит Гордиев узел, который легче разрубить, чем распутать.

"Мы не можем найти такие огромные средства, а это в пределах 30 млрд. грн., для того чтобы погасить задолженность из госбюджета, – пояснил позицию власти первый вице-премьер Андрей Клюев. – Один из путей улучшения финансового состояния предприятий ЖКХ и ТЭК, это, как вы знаете, закон о списании долгов, который был проголосован».

Конечно, можно было и не списывать. Тянуть дальше. Но, добавляет Клюев, на суммы долгов каждый день насчитываются пеня и штрафы, и эти суммы постоянно увеличиваются. Помимо этого, ни в одном тарифе на всех предприятиях ЖКХ и ТЭК нет даже статьи, по которой эти долги, накопившиеся за последние 20 лет, можно было бы погашать. То есть фактически это мертвые долги.

Решение «рубить Гордиев узел» тут же вызвало шквал критики с разных сторон. Аналитики всех калибров заговорили о том, что «списание долгов – не экономический подход». И что в мире он не применяется.

Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Списание безнадежных долгов как раз один из самых применяемых в мировой финансовой практике инструментов. Сейчас этот вопрос активно дискутируется в отношении члена Евросоюза Греции. В прежние времена был очень популярен в отношении стран Латинской Америки и Африки. Не так давно, лет 6 назад, «большая восьмерка» постановила списать 11 беднейшим странам свыше миллиарда долларов внешних долгов, половину из которых простили американцы.

Кто-то посмеется, что, мол, сравнили кое-что с пальцем, а Гондурас (кстати, один из реципиентов этой программы) с украинским ЖКХ. Но шутки шутками, а по степени безнадежности взыскания долгов наша коммунальная сфера давно переплюнула и Гондурас, и Буркина Фасо, и другие «передовые государства». Что у тех ничего нет, кроме фиников, фисташек и национальных парков, так и с нашего ЖКХ взять, по сути, нечего. Кроме ржавых труб и вечно бухих сантехников. Сфера дошла не просто до ручки, а закопалась глубоко внутрь неразрешенных проблем и тихо догнивала.

Впрочем, списание долгов – это не только международный инструмент. В той или иной форме долги списывали и американцы – своим корпорациям, пострадавшим в условиях кризиса, и россияне – для оздоровления стратегически важных предприятий.

Не так давно Министерство финансов России списало долг, который, по разным оценкам, составляет от $239 до $500 млн., корпорации РСК "МиГ". Обязательства возникли в 1997 году в связи с кредитом на реализацию контракта по поставке истребителей МиГ-29К Индии. Потом с этим проектом что-то не сложилось. И вот долг списали. Для развития авиастроения.

Кстати, и долги ЖКХ в России также списывались. Не так масштабно, как у нас. Но по аналогичной методике. Еще в 2006 году они рассматривали закон "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса и о внесении изменения в статью 8 федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса", который предполагал списание почти 255 млрд. руб. долгов. Но в итоге вышли на списание только 11,5 млрд. руб. безнадежной задолженности. Остальные попытались реструктурировать по разным схемам. Но увязли в этой реструктуризации, в конце концов убедившись, что шкурка выделки не стоила …

Отечественный подход к началу реформирования ЖКХ – более решительный. Украинские коммунальщики входят в эпоху перемен, не отягощенные заботами о долговых хвостах. Вмэрло, так вмэрло. Как минимум, ссылаться на долги – как причину всех бед – уже не получится. Правда, властям не мешало бы еще раз четко и ясно сказать, что этот подарок делается в первый и последний раз. Больше никаких списаний не будет. И дисциплина расчетов должны быть железная, с соответствующими санкциями за ее нарушения. Ведь если дать хоть малейший намек на послабление в будущем, денег не дождешься…

Вторым этапом реформы (после очистки активов от долгов) будет изменение тарифной политики. Вопрос введения единого тарифа и прекращения местной самодеятельности с ценами на коммунальные услуги ставился еще в прошлом году. Но реализуется – только сейчас, буквально в эти дни.

Глава рабочей группы по реформам в ЖКХ, первый вице-премьер Андрей Клюев пообещал, что единый тариф жители Украины увидят в своих платежках к началу нового отопительного сезона. По его словам, методика расчетов уже существует. К концу июня начнет работу специальное госучреждение, которое и станет регулировать эти тарифы – Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг. Для выравнивания платы по всей стране на воду в госбюджете будет предусмотрено до миллиарда гривен компенсации водоканалам.

Более точные цифры появятся после того, как комиссия Клюева рассмотрит соответствующие алгоритмы тарифообразования. Ожидается, что группа должна выдать на гора первые наработки стратегии через 10 дней. Начнут, судя по всему, с унификации цен на тепло и воду по регионам или хотя бы с ограничения ценового разброса до приемлемых показателей.

Народный депутат, член фракции Партии регионов Ирина Горина в комментарии журналистам заявила, что правительство сначала ликвидирует разницу в 3-5 раз в тарифах между регионами: тех, где цены зашкаливают, заставят сократить накладные расходы, уменьшить потери в тепло- и водосетях. Затем тарифы сведут к одному знаменателю, чтобы они отличались не более чем на 30%.

Тем, кому везет с дешевизной цен, повышать не будут. Тем, кто платит по максимуму, снизят. В целом равнять тарифы будут по экономически обоснованной «золотой середине».

После расчистки тарифных завалов начнется модернизация. По подсчетам Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реформирование ЖКХ позволит направить на реконструкцию и переоборудование систем тепло-, водоснабжения около 1,5-2 млрд. грн. прибыли предприятий отрасли (без привлечения средств бюджета). Еще $400 млн. планируется привлечь через кредитные линии. И 5 млрд. грн. – заложат в бюджет будущего года.

От населения требуется лишь несколько граммов терпения и регулярность в оплате услуг ЖКХ. Кстати, народ, похоже, это понимает. С тех пор, как о реформе коммунального сектора заговорили всерьез, энтузиазм по части квартплаты заметно вырос.

Так, в апреле 2011 года задолженность населения Украины по оплате жилищно-коммунальных услуг уменьшилась на 5,3% по сравнению с мартом и к началу мая составила 11,97 млрд. грн. Всего в январе-апреле украинцы уплатили за жилкомуслуги 15,6 млрд. грн., или 95,9% начисленных за этот период сумм. И это несмотря на то, что средние начисления по квитанциям на одного владельца лицевого счета с учетом электроэнергии (из расчета 150 кВт-ч) в апреле-2011 увеличились на 33,5% по сравнению с апрелем-2010 и составили 340,8 грн.