Необходимость перманентного усовершенствования Налогового кодекса после его принятия в 2010 году вынуждает констатировать: за двадцать лет независимости у нас не появились ни культура, ни традиции, ни рациональный подход к вопросам уплаты и взимания налогов. С одной стороны, предприниматели (да и обычные граждане-налогоплательщики) так и не нашли вразумительного ответа на вопрос, зачем показывать все свои доходы и добросовестно платить налоги, если чиновники так бессовестно и беспардонно их потом крадут и разбазаривают, продолжая залезать в чужой карман. С другой — государство так и не удосужилось сформировать такую налоговую политику, которая бы стимулировала, а не тормозила экономический рост и развитие страны.
В результате самые предприимчивые умы нации, как и в 90-е, заняты поиском схем ухода от налогов. Офшоры процветают. Коррупция зашкаливает. Государство еле сводит концы с концами и не способно выполнить основные функции перед гражданами, гарантированные Конституцией. Чиновничий аппарат непомерно раздут и продается. Значительная часть экономики находится «в тени». Украина так и не стала инвестиционно-привлекательным государством. Граждане не верят в социальную справедливость и снова задумываются о том, чтобы покинуть страну.
Что делать? В контексте начавшейся дискуссии вокруг предложенной налоговиками и Минфином Концепции реформирования налоговой системы предлагаем еще более радикальный и революционный шаг. Вместо десятка коррумпированных налогов ввести для абсолютного большинства один унифицированный, простой и понятный, а главное, абсолютно прозрачный. При этом не надо бояться выйти на свою эксклюзивную систему налогообложения, основываясь не только на многолетнем опыте западных государств, но и на современных вызовах, стоящих перед кризисными экономиками.
Многие из прочитавших вышесказанное могут решить, что автор этих строк как минимум утопист. Но прежде чем сделать далеко идущие выводы, предлагаем сначала вдумчиво ознакомиться с сутью предлагаемых изменений.
Немного истории
Действительно, основные постулаты науки о налогообложении, сформулированные еще Адамом Смитом и развитые Давидом Риккардо, актуальны до сих пор и включают в себя несколько базовых принципов:
— справедливость («Подданные государства должны участвовать в содержании правительства»);
— определенность («Налог… должен быть точно определен, а не произволен... Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью»);
— удобность («Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его»);
— экономия («Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды»).
Становление бизнеса в странах с рыночной экономикой происходило параллельно с совершенствованием там налоговой политики, ростом культуры налогоплательщика и формированием глубоких культурологических традиций. Что касается территории СССР, то, как известно, в начале прошлого века она была выведена из общемирового рыночного пространства. В результате целый ряд ныне самостоятельных государств оказались лишены культуры и традиций в сей тонкой сфере отношений человека и государства. Их заменили административно-командная система и плановая экономика. И даже несмотря на то, что после распада Союза новые государства приступили к революционным преобразованиям в области налогообложения, далеко не всем из них удалось повторить западную модель. Что из этого получилось в Украине, элиты которой в силу самых разных причин (алчности, некомпетентности и пр., и пр.) не справились с современными вызовами, мы отметили в самом начале нашего повествования. По сути, от налогов на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога с физических лиц в нашей стране остались одни названия. Каждый из этих налогов сегодня является предметом махинаций.
Тем не менее и сегодня никто не отменял тезиса о том, что только продуманная и сбалансированная налоговая политика является ключевым фактором экономического развития любого государства. Более того, мы живем в эпоху, когда наука и промышленность совершили переход от примитивных станков до управления атомом, генами и пространствами нанотехнологий. Именно новые технологии позволяют в принципе пересмотреть подходы к налогообложению. Шагнуть из XVIII века в XXI. И парадокс в том, что молодым демократиям с несформированными и проблемными экономиками это сделать намного проще, нежели тем государствам, у которых сложившаяся система уплаты налогов «впитывается с молоком матери» и до сих пор является весьма престижной. Им ломать традиции и культуру сложно и, наверное, глупо. А вот нам попробовать найти собственное решение — первоочередная необходимость.
В чем суть идеи?
Предмет налогообложения должен быть прост и касаться всех. Согласны? Более того, налог должен быть легко исчисляем и неотвратимо уплачен. Речь об унифицированном налоге на землю, который может стать основным источником наполнения не только местных бюджетов, но и государственного бюджета Украины.
Да, налог на землю сегодня есть, и многие с ним сталкиваются. Но подход к нему больше похож на недоразумение. Справедливости ради необходимо отметить, что, кроме субъективных причин такой ситуации, до сих пор существовала еще одна, на этот раз объективная причина — отсутствие необходимых современных технологий. Однако последнее десятилетие ознаменовалось новыми возможностями в области кадастровых решений. Сегодня для создания кадастра практически любой территории уже не требуются месяцы и годы. Спутниковые технологии решают эти вопросы быстро и качественно. В частности, несколько лет назад польско-американская компания предлагала подобное решение для Украины, а в качестве презентации был представлен Крым.
Плюс к унифицированному целесообразно добавить ряд специализированных налогов, таких, как:
— налог в сфере внешнеэкономической деятельности;
— налог в сфере финансовой деятельности;
— налог в сфере энергопоставок, энергодобычи;
— налог и сборы за пользование другими природными ресурсами;
— налог в сфере информационных электронных систем.
Все остальное — отменить! Думаете, нереально? Тогда давайте считать буквально на пальцах (к сожалению, без расчетов и цифр, то есть на слово, никто не поверит). Так, в 2011 году сумма поступлений от налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и НДФЛ (т.е. тех налогов, которые предлагается упразднить) прогнозировалась в размере 214,2 млрд. грн. Сумма остальных налогов (налоги на ВЭД, сборы за пользование природными ресурсами, плата за лицензии и пр.) — 145,8 млрд. грн. Бюджетное возмещение НДС — 37,50 млрд. грн. Компенсации Пенсионному фонду — 58,8 млрд. грн.
Таким образом, для обеспечения бездефицитного бюджета Украины с учетом компенсаций Пенсионному фонду необходимо порядка 458,8 млрд. грн.
Для предварительных расчетов учтем значительное упрощение администрирования в сфере налогообложения (фактически налоговыми агентами становятся собственники и арендаторы земельных участков), а также кардинальное сокращение фискальных органов, что существенно уменьшит расходную часть бюджета Украины. К примеру, на 10,0 млрд. грн. (цифра достаточно условная, т. к. «де-факто» она будет значительно выше).
Налоги, поступающие в бюджет от финансовой и информационно-электронной деятельности, по предварительным оценкам, могут составить даже в кризисный период порядка 5,0 млрд. грн.
То есть поступления в доходную часть бюджета за счет нового единого налога на землю должны были бы составить:
458,8 минус (145,8+10,0+5,0+37,5+58,8)=201,7 млрд. грн. плюс (расходная часть бюджета Пенсионного фонда в 2011 году) 209,0 млрд. грн. То есть равно 410,7 млрд. грн. С целью повышения в стране социальных стандартов увеличиваем доходную часть еще на 21,3 млрд. грн. (в том числе на компенсации оплаты налога на землю для пенсионеров), до размера 432,0 млрд. грн.
А как изменится бухгалтерия предприятий! Просто до невероятности. Отчетность и начисления сократятся на 90%, а в отдельных случаях — на 100% (в зависимости от вида деятельности).
Реально ли осуществление предлагаемой реформы?
Согласно ст. 19 Земельного кодекса Украины все земли в зависимости от целевого назначения делятся на девять категорий:
— сельскохозяйственного назначения;
— жилищной и общественной застройки;
— природно-заповедного и прочего природоохранного назначения;
— оздоровительного назначения;
— рекреационного назначения;
— историко-культурного назначения;
— лесного фонда;
— водного фонда;
— промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и прочего назначения.
Из 60,3 млн. га земельного фонда Украины застроенные земли составляют порядка 2,3 млн. га (всего около 4% территории страны), на них размещены строительные сооружения населенных пунктов, объекты промышленности, транспорта, энергетики и тому подобное.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, а именно — собрать за счет нового унифицированного налога необходимую сумму, максимальный размер этого налога должен быть равен: 432,0 млрд. грн. : 2,3 млн. га = 18,8 грн./кв. м в год, или 1,56 грн./кв. м в месяц. Как видим, это весьма реальная цифра для реализации проекта.
Важно отметить, что при этом мы учитываем только застроенную площадь (которая ежегодно увеличивается), а также не учитываем ряд других важных факторов, таких, например, как функциональное назначение земли, этажность зданий и т.п.
Очень существенной задачей является также обеспечить плавное, социально справедливое и экономически выверенное распределение этого налога среди всех налогоплательщиков.
Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (в соответствии со ст. 13 закона о земле). В нем содержатся сведения о регистрации прав собственности и пользования землей, договорах аренды земли, учете количества и качества земель, зонировании территорий населенных пунктов, а также денежной оценке земель.
Сегодня размер земельного налога рассчитывается, исходя из величины нормативной денежной оценки земли, которая устанавливается местными советами депутатов. Но эта система страдает отсутствием не только стройности, но и логики. Во Львове, к примеру, базовая стоимость земли самая высокая по Украине и выше, чем в Киеве.
Новый унифицированный налог на землю не может формироваться, в частности, основываясь на решениях местных советов. Система оценки всех налогооблагаемых земель должна быть упорядоченной, централизованной, распределенной по принципу «от центра к периферии, от большей значимости к меньшей». Размер налога на землю должен учитывать целый ряд факторов: место расположения земельного участка; его функциональное назначение; этажность построек; виды хозяйственной деятельности, осуществляемой на земельном участке; экологическое состояние земли; историко-культурная ценность участка и другие. Важно отметить, что формирование бюджетов всех уровней может при этом происходить снизу вверх.
Для расчета размера нового унифицированного налога на землю следует ввести ряд коэффициентов (как повышающих, так и понижающих), учитывающих отмеченные факторы. Независимая регуляторная комиссия один раз в год (для формирования бюджета на следующий год) должна устанавливать базовые ставки налога и соответствующие коэффициенты. К примеру, коэффициент, учитывающий функциональность, будет единым для всей отрасли, и таким образом будет исключена возможность каких-либо действий коррупционного характера, например, в плане предоставления привилегий одной из конкурирующих структур.
Принимая во внимание вышеизложенное, предлагается следующая формула для начисления размера ежемесячного унифицированного налога на землю НЗ, взимаемого с владельцев земельных участков:
НЗ = Снз х П х Кфункц х Кэт, где
Снз — ставка ежемесячного унифицированного налога на землю в данной местности, грн./кв. м;
П — площадь земельного участка (данные из Земельного кадастра);
Кфункц — коэффициент функционального назначения, учитывающий назначение земельного участка и виды хозяйственной деятельности объектов, расположенных на участке;
Кэт — коэффициент, учитывающий этажность зданий (учитывает подземную этажность в случае ее коммерческого использования).
С возможными значениями Кфункц и Кэт можно ознакомиться во врезе 1, с примерами расчета номинального размера поступлений от предложенного единого налога, взимаемого с застроенных участков земли, — во врезе 2.
Всего в Украине насчитывается 490 районов, 446 городов, 907 поселков городского типа и 10196 сел.
Самыми большими по площади (свыше 170 кв. км) городами Украины, кроме Киева, являются Горловка, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Кривой Рог, Луганск, Львов, Макеевка, Мариуполь, Николаев, Одесса, Севастополь, Харьков — 13 городов. Их можно условно отнести к первой группе городов (на сайте ZN.UA расчет приведен на примере Харькова).
Вторую группу городов по величине их площади составляют города с площадью территории от 40 до 170 кв. км. К этой группе можно причислить все областные центры, не вошедшие в первую группу, а также большие промышленные города областного подчинения: Днепродзержинск, Марганец, Никополь, Новомосковск, Артемовск, Краматорск, Енакиево, Харцизск, Алчевск, Лисичанск, Северодонецк, Кременчуг — всего около 35 городов (на сайте ZN.UA расчет приведен на примере Черкасс).
Остальные 400 городов можно отнести к третьей группе (на сайте ZN.UA расчет приведен на примере Вознесенска).
Для проведения ориентировочного расчета размера поступлений от взимания нового унифицированного налога на землю условно примем, что их сумма будет аналогична Харькову для 13 городов первой группы (по 14,197 млрд. грн.), Черкассам — для 35 городов второй группы (по 1,749 млрд.), Вознесенску — для 400 городов третьей группы (по 0,26 млрд.). Кроме этого, будем учитывать земли, находящиеся в 50-километровой зоне вокруг Киева и 20-километровых зонах вокруг областных центров, применив к ним минимальные ставки налогов на землю, установленные для соответствующих городов.
Тогда оценочная сумма поступлений в бюджет от взимания нового налога только с застроенных земель в городах Украины составит за один год как минимум 428 млрд. грн.
Приведенные цифры являются исключительно базовыми, без учета застроенных земель в поселках городского типа, в селах (которые, как правило, являются дотационными), а также земель сельскохозяйственного назначения и других земель. Кроме того, в расчет пока не принимались коэффициенты функционального назначения земли (частично это учитывалось только при определении коэффициентов этажности для зданий различного назначения).
С учетом указанных выше факторов сумма поступлений от нового унифицированного налога на землю может превысить 428,0 млрд. грн. Кроме того, с целью организации четкой системы учета и контроля всех земель Украины необходимо будет ввести также налог на земли сельскохозяйственного назначения. В Украине насчитывается 41 млн. га сельскохозяйственных угодий. Если предусмотреть налог в размере 0,01 грн. за 1 кв. м в месяц (больше для статистического учета), то поступления в бюджет увеличатся на 4,1 млрд. грн. в год.
Общая сумма поступлений от унифицированного налога составит: 428,0 + 4,1 = 432,1 млрд. грн.
Таким образом, достижение главной цели предлагаемого проекта представляется реально выполнимым.
Изменится ли налоговая нагрузка на реальных налогоплательщиков — как юридических, так и физических лиц?
Как показывают несколько расчетных примеров во врезе 3, переход на новую систему налогообложения не будет иметь негативных социальных последствий.
Выводы:
1. Налогообложение становится прозрачным, привязанным к реальным земельным участкам, от уплаты налога невозможно уклониться.
2. Работает принцип социальной справедливости: большую сумму оплачивает тот, кто владеет или пользуется земельным участком большей площади и лучшего качества.
3. Значительно упрощается система учета налогообложения, уменьшается количество контролирующих органов и, соответственно, работающих в них чиновников.
4. Оптимизируется использование земель. Земля не будет использоваться как средство накопления и, как следствие, не будет простаивать.
5. Проконтролировать выполнение данного закона субъектами предпринимательской деятельности будет возможно в течение нескольких минут.
P.S. Данная реформа несколько лет назад была представлена специалистам Минэкономики. Вердикт был прост — для внедрения реформы необходима только политическая воля.
Врез 1. Примерные возможные значения коэффициентов при расчете земельного налога
Примерное возможное значение Кфункц:
— земля под садом, огородом — 0,4;
— земля под жилыми зданиями — 1,0;
— земля под гаражами — 1,3;
— земля под промышленными экологически чистыми объектами — 1,4;
— земля под офисными зданиями и складами — 1,5;
— земля под АЗС, объектами химической, металлургической промышленности и другими объектами, загрязняющими окружающую среду, — 1,5 и более;
— земля под объектами в сфере торговли и развлечений – от 2 до 10.
Примерное значение Кэт для жилых зданий:
— одноэтажное здание — 1,0;
— начиная с 2-этажного здания и выше, Кэт увеличивается на 0,1 за каждый этаж.
Примерное значение Кэт для офисных и административных зданий:
— одноэтажное здание — 1,5;
— с 2-этажного до 10-этажного здания Кэт увеличивается на 0,5—1,0 (в зависимости от региона) за каждый этаж;
— с 11-этажного здания и выше Кэт увеличивается на 1,0—2,0 (в зависимости от региона) за каждый этаж.
Примерное значение Кэт для промышленных зданий:
— одноэтажное здание — 1,5;
— с 2-этажного здания и выше Кэт увеличивается на 1,0 за каждый этаж.
Примерное значение Кэт для объектов в сфере торговли и развлечений:
— одноэтажное здание — 2;
— со 2-го этажа и выше Кэт увеличивается на 2,0 за каждый этаж.
Врез 2. Пример расчета земельного налога
Киев.
Застроено 350 кв. км (42% общей площади), остальное —водоемы и зеленые массивы с насаждениями общего назначения. (Источник — HYPERLINK "http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish”http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish.)
Примем ориентировочно, что минимальная ставка налога на землю в Киеве равна 2,0 грн./кв. м, максимальная — 6,0 грн./кв. м и средняя — 4,0 грн./кв. м. Среднюю этажность застроек примем 6 этажей. Условный коэффициент этажности для жилых сооружений (70% условной застройки, или 245 млн. кв. м) принимаем равным Кэтжил=1+0,1х5=1,5; для промышленных, офисных и торговых сооружений (30% условной застройки, или совокупно 105 млн. кв. м) коэффициенты этажности соответственно равны Кэтпром=2,5; Кэтофис=6,5 и Кэтторг=5,0, или совокупно для всех категорий нежилых зданий (при удельном распределении застройки этих категорий соответственно 50%, 20% и 30%) Кэтнежил=4,05. Коэффициент функционального назначения Кфункц для упрощения расчета пока принимаем равным двум.
Исходя из этих данных, рассчитаем среднюю для Киева сумму налога на землю, взимаемого с застроенных участков земли:
НЗ = Снз х Пжил х Кэтжил + Снз х Пнежил х Кэтнежил, где
Снз — средняя по Киеву ставка унифицированного налога на землю;
Пжил — площадь застройки жилыми зданиями;
Кэтжил — коэффициент этажности для жилых зданий;
Пнежил — площадь застройки под промышленными, офисными, торговыми сооружениями;
Кэтнежил — совокупный коэффициент этажности для промышленных, офисных, торговых сооружений.
Тогда НЗ = 4,0 грн./кв. м х 245000000 кв. м х 1,5 + 4,0 грн./кв. м х 105000000 кв. м х 4,05 х 2,0 = 4872000000 грн. в месяц, или 58,464 млрд. грн. в год.
Харьков.
Площадь города 30604 га (306 кв. км). Если считать, что площадь застройки составляет 42% (по аналогии с Киевом), то она равна 306 х 0,42 = 128,5 кв. км. Примем ориентировочно, что минимальная ставка налога на землю в Харькове равна 1,4 грн./кв. м, максимальная ставка — 4,0 грн./кв. м и средняя ставка Снз = 2,7 грн./кв. м. Площадь застройки жилыми зданиями (70% от общей площади застройки) Пжил = 89,95 кв. км. Площадь застройки промышленными, офисными, торговыми сооружениями (30% от общей площади застройки) Пнежил = 38,55 кв. км. Коэффициент этажности для жилых зданий Кэтжил = 1,4. Коэффициент этажности для промышленных, офисных, торговых сооружений Кэтнежил = 4,05. Кфункц = 2,0.
Тогда среднее значение суммы налога на землю по Харькову (с учетом этажности и функционального назначения) составит: НЗ=2,7 грн./кв. м х 89950000 кв. м х 1,4 + 2,7 грн./кв. м х 38550000 кв. м х 4,05 х 2,0 = 1183099500 грн. в месяц, или 14,197 млрд. грн. в год.
Черкассы.
Площадь 78 кв. км. Если считать, что площадь застройки составляет 42% (по аналогии с Киевом), то она равна 78 х 0,42 = 32,76 кв. км. Примем ориентировочно, что минимальная ставка налога на землю в Черкассах равна 1,2 грн./кв. м, максимальная ставка — 2,0 грн./кв. м и средняя ставка Снз = 1,6 грн./кв. м. Площадь застройки жилыми зданиями (70% от общей площади застройки) Пжил = 22,932 кв. км. Площадь застройки промышленными, офисными, торговыми сооружениями (30% от общей площади застройки) Пнежил = 9,828 кв. км. Коэффициент этажности для жилых зданий Кэтжил = 1,1. Коэффициент этажности для промышленных, офисных, торговых сооружений Кэтнежил = 3,35. Кфункц — 2,0. Среднее значение суммы налога на землю по Черкассам составит: НЗ = 1,6 грн./кв. м х 22932000 кв. м х 1,1 + 1,6 грн./кв. м х 9828000 кв. м х 3,35 х 2 = 145716480 грн. в месяц, или 1,749 млрд. грн в год.
Вознесенск — районный центр Николаевской области.
Площадь 22,56 кв. км, из них площадь жилищной и общественной застройки составляет 44% (9,93 кв. км). Среднюю ставку налога на землю в Вознесенске примем равной Снз = 1,1 грн./кв. м. Площадь застройки жилыми зданиями (70% от общей площади застройки) Пжил = 6,951 кв. км. Площадь застройки промышленными, офисными, торговыми сооружениями (30% от общей площади застройки) Пнежил = 2,979 кв. км. Коэффициент этажности для жилых зданий Кэтжил = 1,1. Коэффициент этажности для промышленных, офисных, торговых сооружений Кэтнежил = 2,7. Кфункц = 2,0. Среднее значение суммы налога на землю в Вознесенске составит: НЗ = 1,1 грн./кв. м х 6951000 кв. м х 1,1 + 1,1 грн./кв. м х 2979000 кв. м х 2,7 х 1,5 = 21682155 грн. в месяц или 0,260 млрд. грн. в год.
Врез 3. Примеры расчета взимания сумм земельного налога
Пример 1.
Металлургический комбинат «Азовсталь» (г. Мариуполь) по результатам 2010 года перечислил в бюджеты всех уровней сумму порядка 11,0 млрд. грн.
Рассчитаем размер ежегодных налоговых отчислений для этого комбината в соответствии с предложенной новой системой налогообложения:
НЗ = Снз х П х Кфункц х Кэт.
Снз = 2,0 грн./кв. м. Площадь земельного участка, занимаемого комбинатом, составляет около 6000 га, т.е. П=60000000 кв. м. Кфункц=6; Кэт = 1,5. Тогда НЗ = 2,0 х 60000000 х 6,0 х 1,5 = 1,080 млрд. грн. в месяц, или 12,960 млрд. грн. в год. Как видим, эта сумма немного больше той, которую комбинат уплатил в 2010 году. Поэтому приведенный расчет акцентирует внимание на необходимости вынесения крупных промышленных объектов, загрязняющих окружающую среду, за черту городов.
Пример 2.
Компания, владеющая 2-этажным офисным зданием, расположенным в историческом центре Киева, заключила с Киевской городской государственной администрацией договор аренды земельного участка площадью 947 кв. м для эксплуатации и обслуживания данного здания. Плата за землю (арендная плата) составляет 14 тыс. грн. в месяц. Кроме того, компания оплачивает в бюджет налоги на сумму примерно 7 тыс. грн. в месяц. То есть совокупная сумма отчислений составляет 21 тыс. грн.
С введением новой системы налогообложения компания будет освобождена от уплаты указанной суммы и будет ежемесячно вносить в бюджет сумму нового единого налога на землю в размере НЗ = Снз х П х Кфункц х Кэт, где Снз = 6,0 грн./кв. м (центр Киева), П = 947 кв. м; Кфункц = 1,5 (для офисного здания); для 2-этажного офисного здания Кэт=1,5+1,0 = 2,5.
Тогда НЗ = 6,0 х 947 х 1,5 х 2,5 = 21,307 тыс. грн. в месяц, т.е. размер налогообложения для этой компании будет не больше, чем раньше.
Пример 3.
4-этажное здание общей площадью помещений 4 000 кв. м в центре областного центра (аналог — Черкассы) сдается в аренду под универмаг. Земельная площадь, занимаемая зданием, составляет П = 1500 кв. м.
Для центра города ставка налога на землю Снз = 2,0 грн./кв. м. Коэффициент функциональности для объектов торговли Кфункц = 8. Коэффициент этажности для 4-этажного торгового здания Кэт = 2 + 2,0 х 3 = 8.
Тогда сумма ежемесячного налога на землю, которую будет платить в бюджет владелец здания, составит НЗ = Снз х П х Кфункц х Кэт = 2 х 1500 х 8 х 8 = 192000 грн.
Арендная плата, которую владелец здания взимает с арендаторов, равна 125 грн./кв. м. Тогда размер месячной арендной платы за все помещения здания составляет сумму, равную 125 х 4000 = 500000 грн. То есть хорошая рентабельность, получаемая от сдачи в аренду здания, очевидна.
Пример 4.
Небольшое промышленное предприятие, расположенное в одном из районных центров Украины (аналог — Вознесенск), занимает земельную площадь размером 2500 кв. м. Снз = 1,1 грн./кв. м; Кфункц = 1,4; Кэт = 2,5 (для 2-этажного промышленного здания).
Тогда НЗ = 1,1 х 2500 х 1,4 х 2,5 = 9625 грн. в месяц. При этом другие налоги отсутствуют.
Пример 5.
Семья из трех человек проживает в одном из районных центров Украины (аналог — Вознесенск) в 2-комнатной квартире общей площадью 52 кв. м, расположенной в 5-этажном жилом доме, имеющем 60 квартир, суммарная площадь которых составляет 3120 кв. м. Площадь земельного участка под домом (площадь застройки) — 800 кв. м.
Доход семьи (двое работающих) составляет 1800 грн, из которого они оплачивают налог с доходов физических лиц в размере 270 грн. в месяц (не учтена оплата земли, включаемая в квартплату).
Семья также имеет загородный земельный участок площадью 10 соток, используемый под огород.
Суммарный земельный налог за весь дом, который будет ежемесячно оплачивать в бюджет владелец дома, составит:
НЗ∑ = Снз х П х Кфункц х Кэт.
При этом Снз = 1,1 грн./кв. м, П = 800 кв. м, Кфункц=1,0 (для жилого дома), для 5-этажного жилого дома Кэт=1+0,1+0,2+0,3+0,4 = 2,0.
Тогда НЗ∑ = 1,1 х 800 кв. м х 1,0 х 2,0 = 1760 грн. в месяц. Такую сумму будет уплачивать в бюджет владелец здания.
Размер возмещения части земельного налога, который будет оплачивать владельцу здания семья, проживающая в указанной выше 2-комнатной квартире, может составлять НЗкв = НЗ∑ х Кпл, где Кпл — соотношение площади квартиры и суммарной площади всех квартир в доме.
Кпл = 52 : 3120 = 0,0167.
Тогда размер возмещения земельного налога с 2-комнатной квартиры составит НЗкв = 1760 грн. х 0,0167 = 29,39 грн. в месяц.
Если принять ставку налога на землю для сельской местности этого региона равной Снз=0,5 грн./кв. м, размер налога с загородного земельного участка, занятого под огород, составит НЗ = Снз х П х Кфункц = 0,5 грн./кв. м х 1000 кв. м х 0,4 = 200,00 грн. в месяц.
Всего суммарный размер налога равен 229,39 грн. в месяц, что меньше суммы налогов, уплачиваемых семьей в настоящее время.
Подобный эффект будет наблюдаться для подавляющего большинства населения Украины.