Около 50 сотрудников СБУ и ГПУ пришли с обысками в главный офис компании. Кроме этого, обыски прошли в региональных филиалах «Полтавагаздобыча» и «Шебелинкагаздобыча», а также в квартирах и домах некоторых топ-менеджеров. На этот раз все мероприятия проходили довольно спокойно, никаких задержаний и взломов не было, да и повод для обысков был довольно отвлеченный. В постановлении суда, с которым пришли силовики, речь шла о договорах с охранными фирмами периода 2010–2015 гг., то есть когда еще сегодняшние руководители не работали в «Укргаздобыче».
Однако, как рассказал председатель правления компании Олег Прохоренко, СБУ интересовалась не только договорами с охранными структурами, в ходе обысков также были изъяты документы, касающиеся закупок, в частности поставок «одной крупной немецкой компании». По словам Прохоренко, проверяли даже директора по закупкам НАК «Нафтогаз Украины» (речь идет о Романе Биляге, курирующем закупки «Укргаздобычи»). Известно, что Роман Биляга — человек, близкий к Юрию Витренко, коммерческому директору «Нафтогаза». Можно предположить, что силовики воспользовались первым попавшимся поводом, чтобы изъять интересующие документы.
Политическое обострение
В конце января — начале февраля вокруг нескольких крупных госкомпаний возникло напряжение. Здесь следует вспомнить недавний скандал вокруг «Укрзалізниці» и «Укртрансгаза». В первом случае произошло переподчинение «Укрзалізниці» от Министерства инфраструктуры напрямую Кабмину, во втором — имела место неудачная попытка руководства и набсовета НАК «Нафтогаз Украины» сменить действующего руководителя «Укртрансгаза».
Но если в случае «Укртрансгаза» «Нафтогаз» пытается устранить президента Игоря Прокопива, то с «Укргаздобычей» ситуация противоположная. Сегодняшний менеджмент «Укргаздобычи» полностью подконтролен «Нафтогазу», также летом был ликвидирован наблюдательный совет компании, который формально имел возможность принимать любые решения, вплоть до смены руководства «Укргаздобычи». Сегодня ни Кабмин, ни любое из министерств не имеет прямого влияния на работу «Укргаздобычи».
Напомним, что в июне 2015 г. тогдашний премьер-министр и лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк потребовал сменить руководство «Укргаздобычи», близкое к депутатской группе «Воля народа». Чуть позже номинационный комитет при Кабмине утвердил на эту должность Олега Прохоренко. Тогда же были назначены и остальные топ-менеджеры компании.
Несмотря на уход Арсения Яценюка, то есть потерю политической поддержки, и формирование правительства Владимира Гройсмана, «Укргаздобыча» спокойно пережила 2016 г. За это время компания довольно успешно боролась с бизнесом беглого депутата от группы «Воля народа» Александра Онищенко. Речь идет о нескольких компаниях, у которых были заключены соглашения о совместной деятельности с «Укгаздобычей», но фактически это был банальный грабеж государства.
Дело Онищенка получило продолжение. Две недели назад Соломенский районный суд Киева по требованию Специализированной антикоррупционной прокуратуры арестовал на два месяца бывшего первого заместителя председателя правления «Укргаздобычи» Александра Сомова и зампредправления Вадима Шленчака. Оба проходят как подозреваемые по делу Онищенко. Их обвиняют в хищении имущества «Укргаздобычи» через предприятия совместной деятельности. В деле Онищенко «Укргаздобыча» смогла через суд расторгнуть соглашения о совместной деятельности и вернуть себе имущество. Тем не менее другие соглашения, в том числе самое крупное с «Карпатыгаз», продолжают работать.
Говоря об «Укргаздобыче», надо отметить, что это один из самых крупных государственных активов, и интерес политических сил вполне понятен. Руководство «Укргаздобычи», как и «Нафтогаза», часто становится объектом публичной критики политиков, но пока без реальных последствий.
Обыски в «Укргаздобыче», вероятно, следует рассматривать как продолжение политической борьбы за управление государственным активом. Наиболее вероятно, что цель обысков — собрать компромат на руководство компании и в перспективе сменить менеджмент.
Ахиллесова пята «Укргаздобычи»
В системе закупок государственных компаний, особенно таких крупных, как «Укргаздобыча», всегда много нарушений и недоразумений. Поэтому интерес силовиков к вопросу закупок неслучаен.
Надо отметить, что система закупок «Укргаздобычи» за последние полтора года существенно изменилась. Большая часть закупок проводится через систему ProZorro, где любой желающий может ознакомиться с документами и увидеть заявки претендентов. Несмотря на открытость и доступность, система ProZorro имеет ряд изъянов. В первую очередь, это касается невозможности проведения предварительной квалификации, на торги может подаваться любая компания. Основной критерий отбора победителя — цена.
Другое дело, что далеко не все компании, предложившие самую низкую цену, могут обеспечить необходимые требования товаров и услуг. Затем уже «Укргаздобыча» вынуждена проводить проверку заявок компаний-победителей. Такой процесс довольно длительный и изнурительный для компаний-покупателей, а главное, неэффективный, когда речь идет о закупках сложного оборудования. Поэтому «Укргаздобыча» также использует другие схемы закупок, например тендер-редукцион, позволяющий провести предварительную квалификацию претендентов, то есть отсеять случайных и недобросовестных участников.
Несмотря на серьезные изменения и заметный прогресс в системе закупок в последние годы, у «Укргаздобычи» есть много слабых мест именно в этой сфере. Компании-поставщики часто судятся с «Укргаздобычей», есть и другие претензии, например, закупка товаров и услуг в обход проведения торгов, закупка некачественных товаров, нарушения процедуры и многое другое.
Поэтому можно предположить, что недавние обыски силовиков и изъятие документации по закупкам будут иметь последствия. Наиболее вероятен сценарий в виде ареста некоторых топ-менеджеров, имеющих отношение к закупкам.
На сегодняшний день руководство «Укргаздобычи» может рассчитывать только на поддержку НАК «Нафтогаз Украины» и их покровителей в некоторых дипломатических представительствах иностранных государств. В свою очередь, судьба самого руководства «Нафтогаза» напрямую зависит от исхода судебных разбирательств с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. До решения Стокгольмского арбитража какие-то решительные кадровые изменения в госкомпаниях нефтегазового сектора выглядят маловероятными. Тем более что первые результаты суд должен вынести уже в марте.