Возобновление работы Верховной Рады в пленарном режиме не прошло незаметно для главы государства. «Когда работает парламент, у нас есть возможность реагировать на те вызовы, которые есть в нашем государстве в связи с разными обстоятельствами, в том числе с экономическим кризисом, охватившем мир», — выразил свое мнение Виктор Янукович уже в первый день разблокирования парламентской трибуны. И тут же поручил Кабмину пересмотреть госбюджет по итогам первого квартала и в кратчайшие сроки внести проект изменений на утверждение в ВР. Но, судя по всему, Президенту просто доложили о самом факте реанимации парламентской работы без качественных и количественных ее оценок. Тем временем по сравнению с предыдущей парламентской неделей ситуация мало чем изменилась: работающего большинства нет ни у Партии регионов, ни у оппозиции, а коммунисты и часть внефракционных депутатов продолжают вести торги на два фронта. Так что каждое результативное голосование в ВР можно обеспечить лишь совместными усилиями нардепов от ПР и трех оппозиционных фракций, а для этого нужно идти на постоянные компромиссы, от чего власть уже отвыкла.
Арбузов обогнал Клюева
Сложная схема контроля парламента и нейтрализации оппозиции с помощью выездных заседаний ВР на Банковой не сработала. Проведенные таким способом парламентские решения изначально противоречили законодательству, что требовало дополнительной работы по их юридической имплементации. Тем более что для всех было очевидно — присутствовавших 4 апреля на собрании в комитетах нардепов от ПР, КПУ и внефракционных было явно меньше 226, несмотря на якобы данные письменной регистрации (кстати, ни оригиналы, ни копии этих списков до сих пор не предъявлены общественности). Впрочем, вряд ли этим руководствовался Президент, который дал поручение юристам своей администрации разобраться в легитимности «выездных» законодательных актов. Просто конкуренты Андрея Клюева обогнали его на вираже в забеге в главный кабинет страны, а всевозможным хитрым выдумкам секретаря СНБО Сергей Арбузов, ответственный за связи Кабмина с парламентом, смог противопоставить элементарное решение — ничего не менять, все и так само собой рассосется.
О том, что за переездом провластных нардепов на Банковую угадывалась тень Клюева, можно было предположить, прежде всего, по «тушечному» стилю. Именно ему начиная с 2006 года приписывалось мастерское разведение перебежчиков из вражеского лагеря. Но количество свежих «тушек» оказалось недостаточным для эффективного парламентского процесса, как и влияние на фракцию ПР, а былой полноценный контакт с коммунистами и частью внефракционных нардепов сохранить не удалось. Инициативой по дисциплинированию как «регионалов», так и членов КПУ сейчас полностью владеет Арбузов. Хотя арсенал кнутов и пряников у первого вице-премьера явно недостаточный, а, возможно, просто не хватает соответствующего опыта для его применения.
От наведения дисциплины в парламентских «белоголубых» рядах осталось двоякое впечатление. С одной стороны, нардепы от ПР прекратили своевольничать, как это стало видно по очередному провалу вопроса о назначении киевских выборов. Но, с другой стороны, явка «регионалов» на работу в ВР явно не увеличилась, и решить эту проблему «эпизодичным кнопкодавством» не представляется возможным. Лишь за минувший пленарный вторник оппозиционеры насчитали семь случаев единичного голосования отдельных депутатов от ПР за своих коллег, однако ни разу нужный результат в 226 голосов получен не был даже с участием коммунистов и нескольких внефракционных. Так что обгон секретаря СНБО первым вице-премьером нельзя считать окончательной победой Арбузова во внутрипартийном состязании за почетное звание «директор парламента». В любой момент Виктор Янукович может вернуться к клюевским предложениям, чему будут свидетельствовать подписи Президента под «выездными» законами.
Больные политической шизофренией
На поименном голосовании относительно проекта постановления о назначении внеочередных выборов киевского городского головы и депутатов Киевского горсовета следует остановиться отдельно. В сравнении с аналогичным провалом данного вопроса 2 апреля документ под авторством нардепа Владимира Яворивского 16 апреля набрал на девять голосов меньше при заметном улучшении дисциплины в оппозиционных рядах (отсутствовали всего семь нардепов от «Батькивщины», УДАРа и «Свободы», что не стало ключевым элементом в провальном голосовании). И это результат не только «тушкования» и табу на своеволие во фракции ПР. Хотя две недели назад три голоса за столичные выборы дали как раз «регионалы», но на этот раз Виктор Бондарь и Иван Куровский подчинились партийной дисциплине. А Павел Балога, несмотря на официальное оформление своего выхода из фракции ПР, не дотянулся до зеленой кнопки. Аналогично ему поступил и старший брат Виктор Балога, так что честь семьи пришлось спасать кузену Василию Петевке.
Тройка «литвиновцев» и «волынское трио» во главе с Игорем Еремеевым продолжают двигаться в фарватере власти, так что здесь все прозрачно и последовательно. Чего не скажешь о фракции КПУ, видные члены которой умудрились за две недели кардинально поменять позицию. 16 апреля коммунисты опять прибегли к тактике «и вашим, и нашим», дав в пользу начала избирательной кампании в Киеве 20 голосов (2 апреля фракция КПУ поддержала столичные выборы 21 мандатом). Но если перейти к персоналиям, ситуация усугубится. В отличие от предыдущего «сжигания неизвестного молодняка» в топку «сотрудничества с властью» теперь брошены главные лица компартии — лидер фракции Петр Симоненко, его первый зам Адам Мартынюк, замглавы фракции Валентин Матвеев и партийный завсегдатай телешоу Александр Голуб. Как им теперь отмыться от имиджа «предателей киевлян и всего местного самоуправления», вопрос сложный с любой стороны. Возможно, терпеть такой стыд было одним из условий власти. А вот честь внутрипартийного конкурента Симоненко первого вицеспикера Игоря Калетника не задета. Ведь не зря же именно Калетник пребывает в постоянном диалоге с первым вице-премьером Арбузовым. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что по такому же сценарию коммунисты провалят и сегодняшнее голосование по отставке правительства.
Оппозиционная переоценка ценностей
Формально власть пошла навстречу оппозиции, которая блокировала парламент с требованиями вернуть в повестку дня киевский вопрос и обеспечить рассмотрение вопроса недоверия к Кабмину. Однако оппозиционная тройка столкнулась с необходимостью изменить тактику поведения в ВР, краеугольным элементом которой было именно перманентное блокирование ее работы. «Батькивщина», УДАР и «Свобода» не стали нагнетать ситуацию и вне стен парламента. Речь идет не об акции «Вставай, Украина!» — она уже успешно форсировала Днепр и развивается согласно заранее намеченному плану. Дело в угрозах принятия контролируемыми оппозицией местными советами решений о непризнании «выездных» законов ВР на своих территориях. В этом случае раскол парламента, который инициировала власть, может аукнуться угрозой раскола страны, ведь в ответ «белоголубые» советы на внеочередных сессиях обязательно выскажутся в поддержку «парламентских путчистов». Впрочем, сейчас мяч в решении данного вопроса всецело на поле Президента. Оппозиционеры, осознав возможность деятельности в сугубо правовом русле, наконец, собрали необходимые подписи под обращением в Конституционный суд о признании неконституционным Закона «О всеукраинском референдуме», о чем заявил Виталий Кличко. Но штаб при Администрации Президента по подготовке к референдуму продолжает действовать и время от времени выдавать нагора результаты своей работы. В общем, продолжается игра на нервах, и политический кризис явно уже покинул стены Верховной Рады.