Рассмотрение госбюджета затягивается, и на уходящей неделе парламент принял только проект постановления ВРУ №7000-П «О выводах и предложениях к проекту Государственного бюджета на 2018 год».

Этот документ, кроме прочего, определяет размер так называемой депутатской субвенции на развитие регионов: в будущем году она будет увеличена вдвое и составит 5 млрд грн. Для регионов средства немалые, особенно если учесть, что получат их не все, в разном объеме и совершенно непрозрачно.

Де-юре субвенция на социально-экономическое развитие отдельных территорий — это один из способов центральной власти поддержать инициативные регионы, которые хотят и готовы реализовывать инфраструктурные проекты, но достаточных средств пока не имеют.

Де-факто субвенцию используют депутаты-мажоритарщики (потому и «депутатская»), пытаясь завоевать либо удержать доверие избирателей на местах. Ранее субвенция не тратилась на какие-то глобальные, действительно влияющие на инфраструктуру региона проекты — средств на что-то масштабное не хватало. Топовые проекты — утепление фасадов, замена окон, покупка мебели, детских и спортивных площадок, оборудования для поликлиник и авто для центров первичной медицинской помощи, установка уличного освещения, бурение артезианских скважин. Одним словом, все то, на чем красиво смотрится табличка «Встановлено за підтримки народного депутата…».

ravnenie tsentr 01 68103

oporaua.org

Но в будущем году объемы финансирования увеличатся вдвое, а вот способы распределения не изменятся.

Дележ «депутатской» субвенции настольно непрозрачен и манипулятивен, что по факту превращается в торги, на которых депутаты-мажоритарщики конвертируют детские качели в лояльность местных жителей к той или иной политической силе. И если посмотреть на итоги распределения в текущем году (см. табл.), то от депутатов БПП в глазах рябит. И даже в тех регионах, где президентский десант в меньшинстве, суммы он все равно получил большие, а соответственно, и возможности строительства чего-то основательнее бювета с условно артезианской водой. В нынешнем году свыше 52% этой субвенции получили округа, в которых победили депутаты БПП. И это абсолютное лидерство — ОИО, в которых победили депутаты «Відродження», получили порядка 20% от общей суммы, а в ОИО, отдавшие предпочтение «Народному фронту», направили около 9%.

ravnenie tsentr 02 9e2ca

Естественно, в этом году ставки вырастут, ведь даже если разделить субвенцию поровну между всеми 198 мажоритарщиками, получится по 25 млн грн на округ, а практика распределения показывает, что получают не все и не поровну.

Согласно порядку выделения субвенции главным ее распорядителем ожидаемо является Минфин, но на самом деле на процесс распределения министерство влияет довольно опосредованно. Для подготовки предложений по распределению создается специальная комиссия, состоящая из членов парламентского комитета по вопросам бюджета и чиновников министерства, причем нардепов в составе должно быть не менее 50% — ради объективности принимаемых решений. Напомним, что парламентский комитет по вопросам бюджета ровно на треть состоит из депутатов БПП, остальные политсилы представлены в нем не так кучно, чтобы сформировать эффективное большинство в составе комиссии. А большинство важно, так как именно оно решает, кому дадут деньги и на что их хватит. Простым голосованием, при наличии хотя бы половины состава комиссии. Проще говоря, в ручном режиме.

В финале окончательный проект по распределению субвенции выносится на заседание Кабинета министров. Теоретически на этом этапе кто-то мог бы в дележ бюджетных средств вмешаться, но практически это невозможно, так как речь идет о документе в пять сотен страниц, анализировать который члены Кабмина, при всем уважении, не будут. В итоге немалые средства госбюджета будут потрачены на предвыборную агитацию, а не на действительно нужные и необходимые регионам проекты. Собственно мнение жителей тех самых территорий, которые должна поддерживать субвенция, вообще не учитывается при распределении этих средств.

Робкие предложения возложить миссию по распределению денег на Фонд регионального развития отклика в сердцах парламентариев не нашли. Субвенцию из бюджета фонда исключили, хотя именно для таких целей фонд и создавался. Видимо, его работа организована уж слишком прозрачно — все в публичном доступе на сайте, есть отчет о каждом проекте, с техническими заданиями, подрядчиками, сроками выполнения и статусом работ. Механизм не очень подходящий для дележа 5 миллиардов «депутатских» гривен. Голосование некой комиссии и текстовый файл, похороненный в недрах Минфина, если не лучше, то точно удобнее. Особенно в предвыборные годы.

Непрозрачное распределение этой госпомощи — единственное нововведение центральной власти, направленное на возврат контроля над местными громадами. В непринятом еще госбюджете, например, предлагают изменить формулу реверсной дотации для регионов, по сути меняя главный механизм, стимулирующий экономический рост, — из всех бюджетов с уровнем поступления НДФЛ на одного жителя свыше 1,1 будут забирать в госказну не 50% поступлений, а 80. И это не дерзкая попытка Минфина найти дополнительные средства в региональном кармане, это способ демотивации региональных властей. Действующая формула создает реальные стимулы развиваться: чем больше создано легальных рабочих мест, чем активнее местная экономика, тем больше денег в региональном бюджете. Но центральная власть предлагает вернуться к предыдущей модели распределения, в которой если ты заработал — будь добр отдать в госбюджет, а если не заработал — пожалуйста, получи из госбюджета. Именно при этой системе в Украине было 96% дотационных местных бюджетов. Потому что быть дотационным проще и удобнее. Именно ради отказа от этой модели была начата реформа децентрализации. Но крепнущие регионы в условиях предвыборной кампании — это помеха, а не благо. Ни тебе лояльности, ни админресурса.

Закрепить результат хотят довольно специфическим подходом к распределению государственной дотации на содержание учреждений образования и здравоохранения. Достижения среднесрочного бюджетного планирования Минфина таковы, что в проекте госбюджета уже заложен дефицит финансирования медицины в регионах в 7 млрд грн, а образования — в 4,5 млрд. Компенсировать его Минфин планирует дотацией, но распределил ее подозрительно неравномерно. В расчете учитываются лишь областные бюджеты. Все остальные должны идти на поклон к главам ОГА, к тем самым, которых с недавних пор назначает президент, и просить о выделении средств. Вдобавок ко всему механизм распределения этой бюджетной дотации немногим прозрачнее распределения «депутатской» субвенции — ОГА будут выделять средства без согласования и контроля, по личному усмотрению.

И, конечно, можно было бы все вышесказанное списать на халатность и бестолковость центрального аппарата, но слишком уж масштабное наступление на децентрализацию получается. Да и согласитесь, в год выборов куда удобнее вести переговоры с людьми без денег и прав, зато с кучей обязанностей. Глядишь, и обедневшие регионы снова начнут радоваться депутатским каруселям.