Напомним, 17 июня 2010 г. Верховная Рада приняла в первом чтении проект Налогового кодекса. Окончательное одобрение законопроекта запланировано на текущей сессии Верховной Рады, а вступление в силу - уже с 1 января 2011 года. К проекту поданы сотни поправок, но будут ли они учтены, зависит лишь от доброй воли правящей коалиции.
По мнению экспертов, пятерка самых опасных налоговых новаций Кодекса выглядит следующим образом:
1. Проверки в любое время и в любом месте. Даны чрезмерные полномочия налоговым органам в отношении проверок налогоплательщиков.
2. Сначала плати – потом жалуйся. Налогоплательщик обязан уплатить все доначисленные суммы налогов по результатам проверки, а потом может судиться с налоговой годами.
3. Миф о налоговых каникулах. Претендовать на налогообложение по нулевой ставке смогут не все. Доступ к упрощенной системе налогообложения будет затруднен.
4. Иллюзия снижения налогов. Пряник в виде уменьшенной ставки налога на прибыль предприятий компенсируется увеличенной базой налогообложения. Налог на прибыль будет единоразово уменьшен с 25% до 20%, а уже затем будет введена система снижения (до 17% в 2014 году). Но после этого все возвращается в первичное состояние, то есть, до 20%.
5. Налог с нерезидентов. Меры против оффшоров приведут к усиленному бегству капитала из страны.
1. Проверки налоговой
Валентин Гвоздий, управляющий партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович»:
Кодекс значительно расширил полномочия налоговых органов. Налоговая инспекция теперь получит право обследовать любую территорию, принадлежащую налогоплательщику и они не остановятся на осмотре офисов, производственных и складских помещений Налоговая инспекция теперь получит право обследовать любую территорию, принадлежащую налогоплательщику и они не остановятся на осмотре офисов, производственных и складских помещений , а также воспользуются уникальной возможностью осмотра личного жилья. Для указанных целей было также увеличено количество оснований для проведения внеплановых проверок до 15, в то время, как на сегодняшний день предусмотрено всего 9.
Интересным фактом является то, что налогоплательщик лишен возможности отказать проверяющим в допуске, если у них нет оснований для проверки, так как отказ возможен только в случае непредъявления направления на проверку. Все же если налогоплательщику удалось не допустить представителей налоговой на проверку, налоговый орган сможет остановить любые операции на банковских счетах такого налогоплательщика через суд.
Фактически предоставляется право работникам налоговых инспекций проводить процессуальные действия, такие как осмотр помещений, опрос физических лиц, а также изъятие документов, что может привести к непосредственному и неконтролируемому влиянию на предпринимателей и их бизнес.
Дмитрий Сушко, управляющий партнер ООО «Аудиторская компания «П.С.П.Аудит»
Вместо введения ответственности налоговых органов за выставление неправомерных претензий к плательщикам налогов, в Кодексе убрали вообще понятие согласованного налогового обязательства.
Беспредельно расширены полномочия налоговых органов, вплоть до предоставления им таких фискальных функций как изъятие документов, обыски, допросы и право без акцепта списывать налоговые долги со счетов предприятий, применение непрямых методов, обычных цен и тому подобное.
Возможно, в европейских странах эти права и используются по мере их необходимости и обоснованности, но в нашей стране практика часто указывает на обратное.
Таким образом,значительно возрастут бюджеты компаний на юристов, адвокатов, аудиторов, специалистов по работе с налоговой. Значительно возрастут бюджеты компаний на юристов, адвокатов, аудиторов, специалистов по работе с налоговой.
2. Сначала плати – потом жалуйся
Андрей Бужор, юрист CMS Cameron McKenna
Налогоплательщики становятся менее защищенными. Проект упраздняет процедуру согласования налоговых обязательств. Это означает, что налогоплательщик обязан уплатить все доначисленные суммы налогов по результатам проверки, а факт обжалования результатов проверки никак не влияет на обязанность уплаты доначисленных сумм, то есть фактически проект вводит правило «сначала плати – потом жалуйся». Фактически проект вводит правило «сначала плати – потом жалуйся».
В этом контексте уместно будет отметить, что никакой ответственности налоговых органов за незаконное доначисление налоговых обязательств, а также никакого механизма компенсации за обесценивание национальной валюты за весь период обжалования Проект почему-то не предусматривает.
По случаю отмечу, на практике доказывание того, что доначисление налогов было действительно незаконным, может занять 3-4 года судебных разбирательств. После такого, вряд ли можно удивляться отсутствию правила «конфликта интересов» в проекте.
Владимир Ващенко, партнер юридической компании «Ващенко, Бугай и Партнеры»
Обжалование налоговых решений не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить обязательства. Со вступлением в силу в 2001 году базовый Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (специалисты именуют упрощенно «Закон 2181») ввел процедуру согласования налоговых обязательств.
Проект же Налогового кодекса не содержит положений об отсутствии долга до момента окончания обжалования. Наличие налогового долга будет использоваться налоговой милицией для «укрощения строптивых»: возбуждения уголовных дел по формальным признакам. Фискальные органы будут играть с налогоплательщиками в новую игру: «доначисляем» – «заплати немедленно под угрозой возбуждения уголовного дела» – «судись, если хочешь» – «ну-ка попробуй реально вернуть» . Фискальные органы будут играть с налогоплательщиками в новую игру: «доначисляем» – «заплати немедленно под угрозой возбуждения уголовного дела» – «судись, если хочешь» – «ну-ка попробуй реально вернуть» .
Многие юридические лица, особенно из среднего бизнеса, вышедшие за 2000-е годы «на тропу» отстаивания своих интересов в судебном порядке, вынуждены будут вернуться к договоренностям по принципу: оговоренную сумму - в бюджет, определенную сумму – в конверте.
3. Миф о налоговых каникулах
Валентин Гвоздий, управляющий партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович»
Проект Налогового кодекса предусматривает введение налоговых каникул для малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2015 года. Претендовать на налогообложение по нулевой ставке смогут юридические лица, доход которых не превышает 100 тыс. грн. в год, и физические лица-предприниматели, объем доходов которых не превышает 300 тыс. грн. в год. Но эта незначительная льгота найдет свое применение только по отношению к довольно незначительному количеству субъектов хозяйственной деятельности.
Между тем, угрозой среднему бизнесу стало сужение перечня сфер деятельности, которыми могут заниматься малые предприятия на упрощенной системе налогообложения угрозой среднему бизнесу стало сужение перечня сфер деятельности, которыми могут заниматься малые предприятия на упрощенной системе налогообложения . Исключается ряд видов деятельности - бухгалтеры, рекламисты, юридические фирмы, инжиниринг, консультационные услуги по вопросам менеджмента и т.д., которые использовали, в большинстве своем, именно упрощенную систему налогообложения.
С одной стороны власть попыталась ограничить пути отмывания денег, с другой стороны – большинство исключенных видов деятельности вовсе не являются сверх доходными. В связи с этим можно сделать вывод, что платить единый налог смогут лишь единицы, в то время как большинство субъектов предпринимательства, которые облагались единым налогом, теперь будут платить государству налоги как представители крупного бизнеса.
Дмитрий Сушко, управляющий партнёр ООО «Аудиторская компания «П.С.П.Аудит»
Считаю негативным упразднение упрощенной системы налогообложения для многих видов деятельности и ее удорожание. Для большинства субъектов предпринимательской деятельности (физических лиц) упрощенная система налогообложения перестает существовать для большинства субъектов предпринимательской деятельности упрощенная система налогообложения перестает существовать . Преимущественно это те виды деятельности, которые по мнению налоговой, попадали в перечень сомнительных, участвующих активно в легальных схемах оптимизации налогообложения бизнеса.
Вводится общий порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд (за счет работодателя возникает необходимость начисления и уплаты с фонда оплаты труда – 33,2%), что значительно увеличивает расходы оставшихся в живых «упрощенцев», как физических, так и юридических лиц.
Также теперь будут уплачиваться коммунальный налог, сборы в фонды общеобязательного государственного социального страхования, и большинство других общегосударственных и местных налогов и сборов.
Алена Дегрик, управляющий партнер ЮК Leopartners
В зависимости от вида деятельности, ставка единого налога будет составлять от 20 до 200 грн. в месяц. При этом, применение единого налога не будет освобождать налогоплательщика от уплаты единого социального налога.
В соответствии с разделом XIV Налогового Кодекса, меняется перечень видов деятельности, которые можно осуществлять используя специальный режим налогообложения. В частности, такой вид деятельности как предоставления в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений и/или их частей не может осуществляться с использованием специального режима налогообложения путем применения единого налога.
Таким образом физические лица, которые получают доходы от аренды земельных участков, жилых и нежилых помещений и/или их частей должны будут платить налог на доходы физических лиц по общей ставке – 15%. То есть, при выплате арендной платы арендатор будет обязан удержать налог по ставке 15% у источника выплаты. Например, если сумма арендной платы составляет 1 000 грн. в месяц, юридическое лицо или физическое лицо – предприниматель будет выплачивать арендатору 850 грн., а 150 грн. будет удерживать и перечислять в бюджет.
4. Иллюзия снижения налогов
Андрей Бужор, юрист CMS Cameron McKenna
Пряник в виде уменьшенной ставки налога на прибыль предприятий компенсируется с лихвой - увеличенной базой налогообложения. Пряник в виде уменьшенной ставки налога на прибыль предприятий компенсируется с лихвой - увеличенной базой налогообложения.
Такой эффект достигается благодаря ограничению разрешенных к вычету расходов, признание расходов лишь в периоде получения доходов (кроме, некоторых исключений), а также благодаря ограничению амортизационных отчислений.
Валентин Гвоздий, управляющий партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович»
Следует отметить, что, Налоговый кодекс, несмотря на громкие заявления власти, фактически не несет уменьшения налоговых ставок. Ожидания снижения налога на прибыль и НДС так и не воплотились в жизнь, а стали очередной фикцией.
Проект все же, предусматривает снижение НДС, но, во-первых, всего лишь на 3% (по 1% в год с нынешних 20% - до 17% в 2014 г.). В свою очередь, налог на прибыль, будет единоразово уменьшен с 25% до 20%, а уже затем будет введена система снижения по аналогии с НДС (до 17% в 2014 году).
Но после этого все возвращается в первичное состояние, то есть, до 20%. В свою очередь, налог на прибыль, будет единоразово уменьшен с 25% до 20%, а уже затем будет введена система снижения по аналогии с НДС (до 17% в 2014 году). Но после этого все возвращается в первичное состояние, то есть, до 20%.
Все же главная проблема НДС так и не была решена и не нашла своего отображения в кодексе. Речь идет о проблеме своевременного возврата НДС предприятиям-экспортерам.
Учитывая все вышесказанное, у представителей бизнеса складывается впечатление: такое реформирование законодательства предполагает пополнение бюджета за счет малого и среднего бизнеса, причем, путем оплаты штрафных санкций.
5. Налог с нерезидентов: Украина - налоговое гетто
Виктор Скопинцев, адвокат международной юридической фирмы Шонхерр
Довольно жестким для бизнеса новшеством является установленные кодексом правила налогообложения доходов иностранных компаний, в которых налогоплательщику прямо или опосредовано принадлежит более 10% уставного капитала. В налогооблагаемый доход украинского налогоплательщика включается часть доходов нерезидента, пропорционально участию налогоплательщика в уставном капитале нерезидента. Данное правило применяется в отношении нерезидентов, получающих доход в другом государстве с преференционным режимом налогообложения.
Таким образом, сужаются возможности для безболезненного экспорта капиталов из Украины Сужаются возможности для безболезненного экспорта капиталов из Украины . Эти правила могут привести к необходимости изменения привычных схем налоговой оптимизации.
Согласно проекту Кодекса, отнесение на валовые затраты процентов, выплачиваемых нерезиденту, которому принадлежит более 20% в уставном капитале налогоплательщика, ограничивается процентами, начисляемыми на сумму долговых обязательств. Данное правило может сделать доступ к материнскому финансированию более дорогим, что негативно скажется на ведении бизнеса в Украине предприятиями с иностранными инвестициями.
Николай Сорочинский, юрист ЮФ «Астерс»
Особому налоговому давлению проект подвергает внешнеэкономические операции. Предприятиям отказано в отнесении на расходы сумм роялти за торговые марки и авторские права, выплачиваемых иностранцам, и суммы процентов по кредитам от иностранного учредителя, которая превышает взнос учредителя в их уставной капитал. Кроме того, в доход вменяются дополнительные 15% сверх суммы фактических доходов, полученных от иностранных партнеров, если они зарегистрированы в странах с более низкими (в 2 и более раз) ставками налога, чем в Украине. К числу таких стран проект относит не только Кипр, но и, например, Болгарию, где корпоративный налог составляет 10%.
Эти меры призваны сдержать отток капитала из Украины в страны с более благоприятным инвестиционным климатом. Увы, эффект следует ожидать противоположный. Богатые западные страны не меньше нас страдают от налоговой конкуренции с оффшорными зонами. Однако они не принимают драконовские меры, предусмотренные проектом НК.
Меры против оффшоров будут эффективны только при одновременном их введении всеми крупными странами. Если же эти меры вводятся одной страной, то наиболее вероятным результатом будет отток капитала из этой страны в те государства, в которых таких ограничений нет Меры против оффшоров будут эффективны только при одновременном их введении всеми крупными странами . Богатые страны не позволяют себе в одиночку вступать в бой с оффшорами, так как в международной налоговой конкуренции один в поле не воин.
Авторы проекта по-видимому сочли, что этот международный опыт для Украины неактуален. Поэтому смелые инициативы проекта могут закончиться ухудшением инвестиционного климата и еще большим оттоком капитала из страны.