После принятия закона Украины «Об образовании» западные соседи бросились обвинять Киев в нарушении прав национальных меньшинств – этнических венгров, румын... Наиболее резким оказалось заявление Будапешта, который угрожает создавать для Украины серьезные препятствия в международных организациях. А, учитывая дружественные отношения Венгрии с Россией, Кремль может попытаться разжечь сепаратистские настроения на Западе Украины, предупреждают источники «Апострофа».
Принятый Верховной Радой закон «Об образовании» вызвал жесткую реакцию и обеспокоенность соседей Украины. Первой, 7 сентября, на него отреагировала Румыния. Министерство иностранных дел страны выразило обеспокоенность в связи с принятием закона, точнее – статьей 7, где говорится об обучении на языках национальных меньшинств в Украине.
После официального Бухареста свое возмущение выразила Венгрия. На сайте венгерского правительства опубликовано заявление министра иностранных дел и торговли Петера Сиярто венгерскому информагентству MTI. Глава МИД утверждает, что «Украина вонзила Венгрии нож в спину, внедрив изменения в закон об образовании, которые сильно нарушают права венгерского меньшинства». Сиярто указал на то, что, согласно новым нормам, Украина «лишила венгров их права учиться на родном языке в школах и университетах и оставила им такую возможность только в детских садах и начальных школах». Поэтому функционирование большинства школ Закарпатья якобы оказалось под угрозой.
Венгерская сторона подчеркивает, что предупреждала Киев о неприемлемости запланированных нововведений с точки зрения венгерских интересов и особенно обижается, что Украина таким образом отблагодарила за широкую помощь с венгерской стороны в вопросе евроинтеграции, а также сфере безопасности и социальной сфере.
Будапешт считает решение «позорным» и на этом заявлении не остановился. Украинского посла Любовь Непоп 11 сентября пригласили в министерство, однако дипломат еще не вернулась из поездки в Волноваху, поэтому состоялась встреча временного поверенного Украины со статс-секретарем МИД Венгрии Левенте Мадяром. Венгерская сторона осталась недовольна объяснениями украинской дипломатии, которые Сиярто впоследствии назвал «циничными».
Он также подтвердил предыдущее сообщение, что официальный Будапешт в дальнейшем не будет поддерживать или даже будет препятствовать важным для Украины решениям на международном уровне, пока Киев не внесет изменения в соответствующую статью закона об образовании.
Что же имел в виду венгерский министр, говоря о препятствовании Украине? В частности, теперь официальный Будапешт может не поддержать санкции против России.
Источники «Апострофа» в украинской власти предполагают, что этот закон стал катализатором для венгров.
«Ситуация крайне серьезная - потому что в Черновицкой и Закарпатской областях румыны и венгры пользовались полной культурной автономией. Реализация этого закона создает серьезный конфликт», - сказал собеседник издания.
«Неофициально Россия давно ведет работу с венграми по поддержке сепаратистских движений в Западной Украине», - рассказал источник «Апострофа». По его словам, недавний визит российского президента Владимира Путина в Венгрию (в конце августа, официально - на открытие чемпионата мира по дзюдо) в Москве оценивают как очень удачный.
«Во-первых, сдвинулась с мертвой точки тема строительства атомной электростанции «Пакш» (соглашение подписано еще в начале 2014 года). Во-вторых, считается, что Путин подсадил на финансовую иглу венгерского премьера Виктора Орбана, и теперь в любых вопросах, требующих консенсуса внутри ЕС, Кремль получил надежного лоббиста и механизм для вето. В-третьих, Орбан подтвердил решение его страны добиваться отмены санкций, наложенных на Россию. И, в-четвертых, Путин получил плацдарм для продвижения интересов России на юге Европы», - пояснил собеседник издания.
Он добавил, что планы России можно будет расшифровать по ближайшим заявлениям Орбана по Украине и Румынии: «Очень важно, что Венгрия – единственная страна, которую Путин посетил дважды за полгода. Очевидно, что в ближайшее время она станет важнейшим партнером России в регионе».
Что касается закона, то теперь венгерское правительство обратится к ОБСЕ, ООН и Европейскому комиссару по вопросам расширения и политики добрососедства с просьбой отреагировать на него.
К хору возмущенных присоединилась и Молдова. Правда, с упреками выступило не правительство, а президент Игорь Додон, который в Facebook выразил обеспокоенность судьбой этнических молдаван и румын, призвав Киев пересмотреть закон в части насчет языков обучения нацменьшинств. В МИД Польши отметили, что будут внимательно следить за реализацией закона и убеждены, что Киев будет придерживаться своих обязательств по консультациям об упомянутых нормах. Позже закон осудила и РФ.
Что разозлило соседей
Законопроект, по словам министра образования и науки Украины Лилии Гриневич, был компромиссным. Чтобы набрать необходимое количество голосов, команда МОН вынуждена была согласиться на поправку в статью 7, которая обострила ситуацию – с точки зрения Будапешта, Бухареста и Кишинева.
МОН предлагало, чтобы представители коренных народов и нацменьшинств Украины в коммунальных учреждениях дошкольного и общего среднего образования обучались параллельно на украинском и родном языках, с постепенным увеличением количества учебных предметов, которым обучают на государственном языке. Конечно, гарантировали им и право обучения на родном языке. Поправка нардепа Оксаны Билозир (БПП) предусматривала, что представителям коренных народов и нацменьшинств Украины гарантируют право на изучение родного языка, однако будут обучать только на государственном языке.
В итоге была принята компромиссная поправка, согласно которой лица, принадлежащие к нацменьшинствам и коренным народам, имеют право учиться на родном языке в отдельных классах или группах численностью от восьми человек с параллельным обучением на украинском языке. Но, начиная с пятого класса, обучение общеобразовательным предметам будет осуществляться на украинском, с параллельным изучением языка, литературы, истории национального меньшинства на языке национального меньшинства. Переходный период продлится до 1 сентября 2020 года.
В МОН уверены: закон соответствует Конституции Украины и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Соответствующее заявление министерство обнародовало в понедельник, 11 сентября. Во вторник премьер Владимир Гройсман заявил, что дал поручение министру иностранных дел Павлу Климкину, Лилии Гриневич встретиться с послами стран ЕС для объяснения деталей закона и высказал мнение, что проблемы будут решены. Климкин в Twitter заверил, что Украина и в дальнейшем будет гарантировать свободное развитие языков нацменьшинств.
Однако если президент Петр Порошенко подпишет закон – а он его поддержал – то Киеву стоит быть готовым к новому шквалу критики в свой адрес.
К тому же, после возникновения ситуации на украинско-польской границе с прорывом Михеила Саакашвили на Петра Порошенко могут начать по-другому смотреть западные соседи.
«До ситуации с Саакашвили Порошенко воспринимался как рукопожатный, но теперь картина изменилась», - говорят «Апострофу» источники во власти.
Правда, что касается закона, то много кто говорит, что Будапешту стоит сначала навести порядок у себя, поскольку недавно Венгрия столкнулась с критикой собственного образовательного закона. Венецианская комиссия назвала «весьма проблематичными» отдельные его нормы, регулирующие деятельность иностранных вузов в Венгрии и позволяющие закрыть основанный Джорджем Соросом столичный Центральноевропейский университет. Еврокомиссия грозит судом.
Более того, Венгрия и Румыния никак не могут быть образцами в вопросе обеспечения прав этнических украинцев на своей территории. К примеру, в Венгрии действуют только две воскресные украинские школы. В Румынии – лицей и еще две секции в румыноязычных лицеях. В Украине же на языках нацменьшинств, по официальной статистике, обучается около 400 тыс. детей в 735 учебных заведениях.
Ярослав Черногор, заместитель председателя правления Совета внешней политики «Украинская призма» убежден, что заявления соседей Украины вызваны, прежде всего, внутриполитическим фактором, ведь политики ориентированы на избирателей. А особенно негативно украинский закон должны принять венгерские избиратели, поскольку сами венгры Закарпатья этот шаг встретили критично.
С тем, что заявления «рассчитаны на внутреннего потребителя», соглашается и кандидат политических наук Евгений Магда.
«Учитывая то, что в Венгрии сейчас у власти партия «Фидес», которая хочет и дальше управлять страной, и то, что Венгрия осуществляет курс на развитие нации, консолидацию политических венгров, понятно, что это заявление должно было прозвучать, - объясняет эксперт. - Но я бы советовал венгерским чиновникам вспомнить, как они живо раздавали венгерские паспорта на украинской территории. Почему-то тогда у них не было угрызений совести. Что касается Додона, то, несмотря на то, что это президент соседнего государства, это уже классический пример заявления ради пиара, потому у него нет полномочий, чтобы что-то сделать».
Правда, опасность в связи с реакцией Венгрии все же существует. Источники «Апострофа» во власти говорят, что новые дестабилизирующие моменты в Украине, в том числе связанные с законом, могут вызвать сепаратистские движения на западе страны.
«Неофициально, наверное, есть договоренность, что, если в Украине начнется новый этап дестабилизирующих моментов, Венгрия будет претендовать на часть Западной Украины. Румыния и Польша, скорее всего, тоже поддержат эти движения», - говорит один из собеседников издания. Правда, вероятность такого сценария на данный момент все же невысока, так как перечисленные государства входят в Евросоюз и НАТО, но серьезная угроза остается.
О том, что заявление Будапешта объясняется внутренней политикой Венгрии, говорит и профессор кафедры международных отношений Ужгородского национального университета Игорь Тодоров. Ведь не за горами парламентские выборы в Венгрии.
«Венгры, в отличие от поляков или румын, очень серьезно финансируют учебные заведения, особенно в Закарпатье. Все это реальные средства, и получается, что это все зря, если будет действовать соответствующий украинский закон», - приводит еще одно объяснение ученый.
Он указывает и на внутриполитический украинский аспект, перипетии политической борьбы внутри Закарпатской области, ведь там против закона выступили не только представители венгерского меньшинства, но и председатель областной госадминистрации Геннадий Москаль.
«Это объясняется, в частности, борьбой с политическими влияниями того же Виктора Балоги и другими факторами», - считает профессор.
Кроме того, говоря о влиянии Кремля, не стоит забывать, что Владимир Путин уже долгое время поддерживает «Йоббик» («Движение за лучшую Венгрию») - ультраправую националистическую партию, ряд представителей которой учились в Москве, и которая начала открывать представительства в Берегово и других городах Закарпатья. Таким образом, в идеале для себя Кремль хочет оторвать хотя бы часть Закарпатья от Украины руками венгров.
Как реагировать Украине
Минобразования Украины указывает на тенденцию постепенного ухудшения качества общего среднего образования в школах с обучением на языках нацменьшинств. Об этом свидетельствуют и результаты ВНО. В 2016 году 60% представителей румынского и венгерского меньшинств не прошли минимальный порог на тестировании по украинскому языку. Тех, кто хотя бы немного знаком с языковыми реалиями Буковины или Закарпатья, этот факт не удивит. В МОН считают, что такая ситуация способствует нарушению конституционного права детей на поступление в вузы, ограничивает их карьерные перспективы. И, бесспорно, Киев должен использовать эти аргументы для объяснения положений закона в диалоге с европейскими партнерами.
Игорь Тодоров указывает на определенную опасность сегодняшней языковой ситуации.
«Граждане Украины венгерского происхождения могут получить среднее и высшее образование на венгерском языке, не зная украинского. Думаю, нашим венгерским партнерам стоит напомнить и объяснить, что Украина действует в том же контексте, но значительно менее жестко, чем та же Венгрия, где невозможно иметь венгерское гражданство, не зная языка», - заявил он.
Ученый выразил надежду на то, что будет найден компромиссный вариант. Если президент под давлением претензий европейских государств наложит вето, народные депутаты его не преодолеют, и это позволит внести в закон незначительные изменения – непринципиальные для Украины, но такие, которые успокоят жесткую риторику Венгрии и других партнеров.
«Но компромисс, конечно, не за счет сдачи национальных интересов», - отметил Тодоров. Он предположил, что венгры или те же поляки, у которых также есть проблемы в отношениях внутри ЕС, под давлением Евросоюза откажутся от претензий.
«Я думаю, Украина должна объяснять свои действия на уровне Европейского Союза. На мой взгляд, это будет единственно правильное решение. Нужно говорить и о защите национальных интересов, потому что Украина довольно долго не решалась перейти на почти полное образование на украинском языке. Конечно, надо подчеркнуть, как это сделал министр Климкин, что Украина гарантирует развитие культуры национальных меньшинств. И мне, честно говоря, трудно представить, по каким причинам они будут подвергаться в Украине притеснениям», - сказал «Апострофу» Евгений Магда.
Он также привел аналогию, которая, по его мнению, иллюстрирует, почему не стоит ждать реализации угроз Будапешта. После того, как Украина в декабре прошлого года поддержала в Совбезе ООН резолюцию, осуждающую строительство Израилем поселений на палестинских территориях, Тель-Авив отменил визит Владимира Гройсмана и рисовал для Украины очень печальный внешнеполитический сценарий.
«В мае Гройсман побывал в Израиле, сейчас завершаются переговоры о зоне свободной торговли. Нет таких заявлений на политическом уровне, которые бы имели силу аксиомы. Всегда побеждает политическая целесообразность. Поэтому Украине нужно искать более эффективное сотрудничество и диалог на экономическую тематику с нашими соседями. Конечно, за исключением России», - добавил политолог.
Ярослав Черногор из «Украинской призмы» считает, что МОН и Украина в целом очень правильно ответили на претензии Будапешта и других. Однако он убежден, что этот внешнеполитический спор можно было предотвратить предварительным широким обсуждением закона в обществе и объяснениями мотивов его принятия диаспорным организациям, в том числе - венгерским.
«Тому же Министерству образования можно было сделать замечательную пиар-кампанию: заранее сказать, что мы не заставляем этнических венгров или румын изучать украинский, а объяснить, что это мы делаем для того, чтобы увеличился процент представителей национальных меньшинств, которые получили высшее образование – что они и написали в пояснительной записке. Но этого не было сделано. Единственный способ – переговоры и объяснения. Наши юристы должны объяснить в международных институтах, что именно и для чего было сделано», - подытожил Черногор.
В любом случае, в сложившейся ситуации четкие шаги Киеву нужны - по крайней мере, для того, чтобы не позволить Кремлю воспользоваться ситуацией возможной нестабильности и не дать создать новую «горячую точку» на территории Украины.