Так мы и жили, более 20-лет — без границ. Теперь через эту черную дыру в Украину спокойно заходят целые подразделения вооруженных, в том числе, и тяжелым стрелковым оружием, пришельцев. Когда боевики штурмуют украинские пограничные части, то это — не для того, чтобы сделать дыру в границе. А чтобы завладеть оружием и уничтожить военное подразделение, которое может представлять для них опасность.

Информация с востока страны свидетельствует, что ситуация на границе ухудшается. В Снежном стало больше боевиков, в Донецкой области взорвали мост, а пограничный КПП «Должанский» контролируют сепаратисты. Они пропускают на территорию Украины транспортные потоки — вооруженных людей, технику, грузовики...

Провалье... Есть такое село на востоке Луганской области. Местные жители сообщают, что к ним постоянно заезжают из России «КамАЗы» с вооруженными боевиками. Рассказывают, что в других селах тоже наблюдают за передвижением темно-зеленых грузовиков без номеров.

Наша Госпогранслужба отрицает нарушение границы вооруженными подразделениями с востока. Между тем местные рассказывают о чеченцах. Хотя это могут быть и осетины, или другие жители Северного Кавказа. В Провалье у них «перевалка». На вопрос местных многозначительно улыбаются. Говорят, что заехали к родственникам в гости и сейчас поедут дальше. Далее — это на Луганск.

Границ в этих краях между Украиной и Россией не существует. Они — только на бумаге. На реальной местности — полевые грунтовки, накатанные до уровня автотрасс. Посмотрите спутниковое фото, увидите сами. Открытые границы — это, в идеале — свобода передвижения рабочей силы, денег и товаров. Нам до идеала далеко. У нас — это свобода передвижения сепаратистов, террористов и контрабандистов.

Последние давно взяли под контроль эти края. И в мирное время, и сейчас, когда идет война — поток бензовозов идет спокойно, по расписанию. Накатанным дорогам. Правда, переходить границу не везде удобно: местность здесь, конечно, не горная, но холмы приходится объезжать.

У контрабандистов — свои радиоканалы, группы в «Zello», они предупреждают друг друга о возможных пограничных неожиданностях. На фарах — военные светомаскировочными фильтры. Из России везут дешевый бензин. Бизнес процветает. «Крышуется» эта деловая активность местными кланами — политиками, таможенниками, пограничниками, милицией и криминальными авторитетами.

Границу в виде стены и всевозможных проводов, камер наблюдения и других пограничных хитростей было не выгодно создавать всей этой местной «элите». Анекдот про аренду одного метра государственной границы здесь несколько изменили — говорится о неподконтрольных стране сотнях километров. Так мы и жили, более 20-лет — без границ. Пока не загремело. Теперь через эту черную дыру на территорию Украины спокойно заходят целые подразделения вооруженных, в том числе, и тяжелым стрелковым оружием, пришельцев.

Когда боевики штурмуют украинские пограничные части, то это — не для того, чтобы сделать дыру в границе. А чтобы завладеть оружием и уничтожить военное подразделение, которое может представлять для них опасность. Когда я служил, между прочим, на Северном Кавказе (территория Российской Федерации), местные криминальные структуры часовых убивали именно для того, чтобы отобрать оружие.

Нам регулярно зачитывали сведения о нападениях на воинские части в регионе. И, вступая в караул, мы, в основном, держали автоматы готовыми к стрельбе. Кое-кто из ребят досылал патрон в патронник. Хоть это и было нарушением устава. Чтобы не тратить даже долю секунды, когда начнется стрельба. Теперь весь этот бандитизм, в значительно больших и агрессивных масштабах, перенесен на территорию наших восточных областей. И приправлен идеологически созданием «народных республик».

На самом деле — происходит необъявленное вторжение на территорию Украины. На нашей стране обкатывают «новый тип» войны. Новым его можно признать условно. Россияне скопировали «под кальку» доктрину современных армий, которые давно научились эффективно действовать с помощью диверсионных мобильных отрядов типа «коммандос». Почитайте журнал «Зарубежное военное обозрение» конца прошлого века. В Генштабе ГРУ его точно читали. Вам многое станет понятным.

Понятно, что без восстановления контроля над границей война может затянуться до полного истощения сил и ресурсов. Вопрос о том, чем занимались политики и руководители пограничной службы в течение последних двадцати лет, остается риторическим.

Конечно, самый простой вариант сейчас — разводить руками и говорить, что «не ждали мы агрессии со стороны России». Если не ошибаюсь, в 41-м году также не ждали агрессии со стороны гитлеровской Германии. Общие парады проводили, в десны целовались с будущими врагами, Польшу делили. Интересно, книги по истории владельцы крупных кабинетов читают?

Среди хороших новостей — на каждое действие есть свое противодействие. Те же современные военные журналы читать надо. Наблюдать за тем, что делает Россия. После оккупации Крыма, русские не только мгновенно отгородили полуостров стеной, но и заминировали «нейтральную» полосу.

Сейчас, вместе с добровольческими батальонами должны формироваться новые отряды пограничников, оснащенные и подготовленные к выполнению своих функций. Вместе с боевыми авиаэскадрильями пограничной авиации, способными с воздуха остановить караваны боевиков на грузовиках и БТР-ах.

Если этого не делать немедленно — мы еще долго будем принимать на своей территории «гостей» с гранатометами и переносными зенитно-ракетными комплексами. С таким «туризмом» надо заканчивать — стране время развиваться и проводить реформы.