Контракт на поставку в Ирак 450 БТР, заключенный в 2009 году, был проблемным на каждом этапе реализации вплоть до прошлого года. На завершающей его стадии производство техники обходилось без авралов, а сами бэтээры довели до такой кондиции, что заказчик стал принимать их без рекламаций. Но плохие новости пришли с другой стороны — от перевозчика. Загрузив партию бронетранспортеров в конце марта в Одессе, к апрелю судно SE Pacifica прибыло к порту назначения Умм-Каср, однако иракская сторона отказалась выгружать технику. Судно стало в дрейф, который растянулся на несколько месяцев. В конце лета перевозчик, потеряв терпение, начал сливать в СМИ информацию о неприкаянном судне, с весны болтающемся в Персидском заливе.
Сначала на одесских сайтах, а потом и на других ресурсах тему дрейфа SE Pacifica нафаршировали несуществующими подробностями. В первую очередь это относится к сообщениям, что заказчик отказался принимать БТР из-за «трещин в корпусе, замазанных краской». На самом деле партия бронетехники была принята еще в феврале на территории Украины. Иракская сторона провела инспекцию машин, подписала все соответствующие акты приемки, после чего бэтээры были перевезены в порт, подготовлены к перевозке, оформлены таможней и погружены на судно. Из той же серии небылиц — угроза выгрузить БТР в первом же порту и продать их: перевозчик не имеет никаких прав и полномочий распоряжаться этим грузом, кроме как доставить его из пункта А в пункт Б и нести за него полную ответственность во время перевозки.
И вообще, конечно, дело не в перевозчике, который в этой ситуации оказался крайним и ежедневно терпит убытки. Очевидно, публичным скандалом и угрозами он рассчитывает ускорить разрешение этой ситуации хоть как-то, чтобы освободить судно от груза, ставшего неудобным.
Сейчас выполнение этой стадии контракта остановлено, по неофициальной информации, по инициативе Ирака — без объективных оснований. У иракцев не было претензий к качеству продукции. Возникают подозрения, что отказ иракских чиновников принимать партию БТР продиктован коррупционным интересом, в котором может быть и российский след. Примечательно, что после очередного напоминания о злоключениях SE Pacifica в довесок прошла информация о расторжении контракта в целом. Не случайно российские СМИ со ссылкой на информированные источники успели похвастаться тем, что иракская делегация прибыла в Нижний Тагил и ведет переговоры о закупке БТР–82А. Однако, похоже, желаемое выдали за действительное — ни иракцев, ни переговоров в Тагиле нет. Зато есть опасения, что украинский конкурент успеет перекрыть рынок. Общемировая практика закупок вооружений заключается в том, что реальные перспективы продаж имеют только серийные образцы. Причем именно те, которые эксплуатируются вооруженными силами. БТР–4 стал исключением. Техника заинтересовала покупателей, несмотря на то, что ее нет в войсках. Если сейчас удастся добиться выполнения иракского контракта в полном объеме, этот бронетранспортер окончательно перейдет в разряд массовых и полностью доведенных машин. И это автоматически откроет перед ним новые рынки. К слову, случай с харьковским бронетранспортером уникален и тем, что вопреки мировой практике доводку серийных машин фактически оплачивает иностранный покупатель, а не собственная армия.
У россиян же ситуация противоположная. Имея за время президентства Путина все возрастающее финансирование и оборонный заказ, ВПК до последнего времени поставлял собственной армии советский хит — БТР–80, пока Минобороны РФ со скандалом не отказалось от закупок. БТР–82, БТР–90 и их модификации — это тот же БТР–80, но с усиленным вооружением. Новая перспективная российская платформа — БТР «Бумеранг» — только разрабатывается и в случае принятия на вооружение будет запущена в серию лишь через несколько лет. Поэтому россияне объективно крайне заинтересованы в срыве конкретно иракского контракта, чтобы получить необходимую фору для выравнивания конкурентных шансов для своей продукции. В противном случае через два-три года рынок могут полностью захватить украинцы.