Кусок высушенного болота на краю Одессы. Через эти пятьдесят гектаров частной территории теперь проходит один из самых больших товарных потоков Украины. Здесь находится погрузочно-таможенный комплекс "Евротерминал". Сюда в прошлом году из Одесского морского порта перенесли пост Южной таможни. Теперь весь импорт, который заходит через Одессу, растаможивается только на частному "Евротерминале", который еще называют "Сухим портом".

 

Грузопоток Одесского морского порта проходит теперь через частный "Евротерминал"

 

Каждый день грузовики привозят сюда в среднем триста контейнеров, разгруженных из кораблей. Юрий Васьков - начальник Одесского морского торгового порта не огорчается из-за того, что у него предприятия отобрали все операции с импортом. Он говорит, что только радуется за "Евротерминал": "Это позволило разделить грузовые потоки и даже увеличить пропускную способность нашего порта".

Васьков, как руководитель государственного предприятия, целиком ожидаемо, действия начальства не подвергает критике. Ведь решение о перенаправлении грузопотоков на частную площадку принималось лично Виктором Януковичем 8 апреля 2011 года Президент поручил тогдашнему Главе Гостаможслужбы Игорю Калетнику обеспечить открытие погрузочно-таможенного комплекса в Одесском Сухом порту. Копию этой Доверенности нам предоставила Администрация Президента Украины.

Прощай, оружие!

 

Уже через семь месяцев Калетник показывал Президенту новую структуру для приема импортных грузов. Современное здание, мониторы на стенах, таможенники, которые теперь работают на частной территории. Янукович с любопытством слушал и рассматривал "Евротерминал".

 

 

Кому же повезло заслужить личную заботу Президента и зарабатывать на грузопотоке государственного порта Одессы? Менеджеры "Евротерминала" наотрез отказались рассказывать о своих хозяевах. Директор компании Сергей Лисицын посоветовал написать ему письмо. Написали. Прошло полтора месяца. Ответа нет. "Мы вам ответ направили обычной по почте" - говорит представитель "Евротерминала" Олег Педан. Ответ потерял? Не отправляли? "Нам все равно, что вы об этом думаете. Копию отправленного письма не будем присылать!" - отрезал Педан.

Игорь Калетник, который тогда еще был главным таможенником, на вопрос о владельцах "Евротерминала" ответил: "Я не знаю, кто они. Это не входит в наши функции - проверять владельцев. Компания зарегистрирована согласно действующему законодательству - нам этого достаточно".

Пришлось обращаться за документами. В Едином государственном реестре указано что 99% уставного фонда ООО "Евротерминал" принадлежит кипрской компании Northіngton Holdіngs Ltd. Ее конечным собственником значится кипрская юридическая фирма Georgіades & Pelіdes LLC. Учредителями этой юридической компании являются два кипрских юриста - Маркос Георгиадис и Фивос Пелидис, которые специализируются на создании офшорок для СНГ.

Впрочем, могут ли два киприота отобрать кусок дохода у украинского государственного предприятия? Более вероятно, что Георгиадис и Пелидес выполняют роль владельцев "Евротерминала" по чьей-то доверенности.

Начальник Одесского морского порта Юрий Васьков подсказывает, что нити к истинным хозяевам "Евротерминала" тянутся в Великобританию и Россию.

"30 тысяч автоматов Калашникова, 400 управляемых ракет, 10 тысяч противотанковых гранат и 32 миллиона патронов" - британское издание The Observer рассказывает о находке итальянских правоохранителей. В 1994 году они задержали судно "Ядран Экспресс", которое направлялось из Украины в Хорватию в разгар войны в бывшей Югославии. Поставка грубо нарушала санкции ООН. Итальянская прокуратура начала продолжительное и масштабное расследование. Обвинения были предъявлены нескольким известным в Одессе людям: Леониду Минину, Александру Ангерту и Александру Жукову.

 

Офицер итальянского антимафиозного подразделения демонстрирует гранаты, которое перевозило судно " Ядран-Экспресс"

 

При чем здесь "Евротерминал"? Его президент - россиянин Павел Лисицын тесно связан с названными лицами. Лисицын раньше был директором британской компании Sіntez U.K. Ltd. Эта фирма входила в группу "Синтез", которая активно занималась торговлей нефтепродуктами на пространствах СНГ. Тогда, по данным российского Forbes, "Синтез" осуществляла перевалку своих грузов именно через Одесский порт.

 

Павел Лисицын - президент "Евротерминала"


Один из соучредителей "Синтеза" - Александр Жуков вместе с президентом "Евротерминала" Лисицыным были также директором в британской компании Transcargo Lіmіted. Пока Лисицын работает в Одессе, Александр Жуков живет в Лондоне. Его дочь - Даша Жукова является подругой и матерью ребенка российского миллиардера Романа Абрамовича. В 2001 году Александра Жукова все-таки арестовали в Италии через подозрение в причастности к вооруженным аферам. Но итальянский суд оправдал его.

Но кроме Александра Жукова, к кругу бизнес-партнеров руководителя "Евротерминала" Павла Лисицына входит еще один человек со специфической биографией. Содиректором упомянутой британской фирмы Transcargo Lіmіted с 1996 по 2000 гг. также значился Александр Ангерт (Alexander Angert) 1955 года рождения - гражданин Израиля.

"Александр Ангерт - крайне опасный криминальный авторитет и "крестный отец" Одессы. Более известный под прозвищем "Ангел". Он помог организовать прибыльную торговлю нефтепродуктами через Одесский порт. Был осужден за убийство. Отсидел двенадцать лет из пятнадцати" - писал корреспондент британской "The Guardіan" в 2001- му годе после посещения Одессы. "Ангерт все контролировал. И политики зависели от него" - заявил тогда британскому журналисту руководитель Одесской милиции Владимир Жураковский.

 
 

Александр Ангерт руководил британской фирмой вместе с Жуковым и Лисицыным


"Следствие.Инфо" направило запросы в МВД и Государственную пенитенциарную службу о судимостях Ангерта. Прошло два месяца. Никаких ответов никто так и не прислал.

Алла Корыстовская двадцать пять лет проработала следователем в Одессе. Теперь занимается правозащитной деятельностью. Она говорит: "В Одессе говорят, что Ангерт сейчас "смотрящий" в городе. Информация о его прошлом всячески скрывается. Я не удивлюсь, если сам Ангерт выкупил всю информацию из оперативных баз данных и судебных архивов, чтобы никто не смог найти документов о его судимость".

За границей о деятельности Ангерта и Жукова больше информации, чем в Украине. На сайте международного центра журналистских расследований Organіzed Crіme and Corruptіon Reportіng Project (OCCRP) размещен отчет итальянской полиции под названием: "Украинская мафия".

Документ датирован 1998- м годом. В нем речь идет о том, что Александр Ангерт является членом международной преступной группировки. А руководителем этой группировки назван бывший одессит Леонид Минин.

 
 

 

Одесситы: Леонид Минин, Александр Ангерт, Александр Жуков подозревались за границей в контрабанде оружия

 

Минин - международный торговец оружием. Был арестованный итальянской полицией в 2001 году. В голливудском фильме "Вооруженный барон" с Николасом Кейджем, Леонид Минин стал прототипом главного героя.

Отдельный раздел в документе посвящен человеку по имени Геннадий Леонидович Труханов. Примечательно, что человек именно с таким же Ф.И.О. недавно стал народным депутатом от Партии Регионов по Одессе. До этого Труханов руководил фракцией регионалов в Одесском городском совете. По мнению издания Forbes-Украина, Труханов контролирует строительную группу "РОСТ". Эта фирма просто купается в симпатиях центральной власти. "РОСТ" получила государственных заказов на строительство дорог почти на 1,4 миллиарда гривен.

Тем временем, Геннадий Труханов, о котором пишут итальянцы, "имеет недвижимость в Италии, фиктивно женат на гражданке Италии Лидии Росси. Согласно данным немецких спецслужб, также имеет паспорт гражданина Греции КС № 031021 по имени Генадиаса Озопулоса 1965 года рождения. Находился в разных странах Европы в качестве охранника Леонида Минина".

 
 

 

Одесским регионалом Трухановым интересовалась зарубежная полиция?

 

Геннадий Труханов - новоиспеченный депутат Верховной Рады Украины не возражает, что знаком с Мининым. В интервью "Следствию.Инфо" он так упоминает "вооруженного барона": "Он был достаточно известный бизнесмен в городе. Работал, естественно, что многие  знал его. Он одессит и я одессит". Так же, нардеп Труханов подтверждает свои дружеские отношения с Ангертом и Жуковым.

"У вас был греческий паспорт?" - "Нет", "Жена итальянка?" - "Нет", "Работали бодигардом у Минина?" - "Нет" - коротко и немного раздраженно отвечает Труханов. Зато вопрос о "Евротерминале" вызывает у него только приятные эмоции. Одесский политик развесисто рассказывает о том, зачем городу этот грузовой комплекс. Хотя свою причастность к терминалу возражает.

- А почему на "Евротерминал" с морского порта перевели таможню?

- Это уже не я переводил… - говорит то ли Геннадий Труханов то ли Геннадиас Озопулос - Я, например, не вижу в этом ничего плохого. От этого ничего не уменьшилось в государства. Созданы условия, чтобы обработка грузов была более эффективной.

Моральная поддержка лидера одесских регионалов, личная доверенность Президента. Не удивительно, что таможенники, временами, буквально вручную заталкивают на "Евротерминал" клиентов. Дмитрий Гамбеев - директор одесской фирмы, которая торгует керамической плиткой, рассказывает свою историю. Предприниматель летом собирался растаможиваться в Одесском порту, поскольку так дешевле: "На "Евротерминале" тебе надо заплатить 600 гривен только за то, что они поднимут шлагбаум и пустят груз на площадку - говорит Дмитрий. - Еще 400 долларов надо отдать за машину, которая довезет контейнер из порта к терминалу. До их появления этих поборов не было".

Гамбеев отказался растаможиваться на "Евротерминале". В результате: погрузочно-таможенные декларации, которые должны оформляться максимум за четыре часа, предпринимателю оформляли двое суток. Коммерсант даже изложил на Youtube видео своего общения с работниками Южной таможни, которые блокировали прохождение его документов:

- Моя декларация оформляется?

- Оформляется.

- Так вы ее даже не открывали!

- Откроем.

- Когда?

- Сегодня.

На следующий день разговор повторялся аналогичным образом.


Много ли зарабатывает "Евротерминал"? Его руководство, ожидаемо, отказалось комментировать финансовую сторону работы предприятия. Но брокеры, которые каждый день оформляют на терминале грузы, рассказали, что один контейнер, который проходит через этот комплекс приносит владельцам "Евротерминала" от 100 до 500 долларов дохода. Это за разгрузку, взвешивание, хранение, оформление погрузочно-таможенных деклараций и еще ряд услуг. При нынешнем потоке в 300 контейнеров в день - в год выходит около 20 миллионов долларов. Эта сумма могла бы идти в бюджет.

Недавно, из кипрской юридической компании Georgіades & Pelіdes LLС нам сообщили, что список владельцев "Евротерминала" изменился. И что юридическая фирма к этому предприятию уже не имеет никакого отношения. Кто-то очень заботится, чтобы темное прошлое не повредило такому замечательному настоящему.