Больше года потребовалось Верховной Раде, чтобы наконец-то принять законопроект о Высшем антикоррупционном суде в первом чтении. Первый проект закона был зарегистрирован в парламенте еще в феврале 2017 года. Но постоянные интриги и нежелание многих нардепов голосовать за создание этого суда оставили вопрос открытым на долгие месяцы. Только после длительных переговоров и угроз международных партнеров, в частности, адресованных президенту Петру Порошенко, депутатам удалось сделать первые шаги к созданию антикоррупционного суда.
В четверг, 1 марта, к вопросу антикоррупционного суда парламентарии приступили не сразу. Первым делом нардепы решили рассмотреть законопроект о регулировании в сфере наружной рекламы, на который потратили почти полтора часа. Несмотря на детальное изучение, голосов в поддержку проекта закона в зале не нашлось. Только после этого депутаты перешли к «гвоздю программы».
По словам собеседника «Апострофа» в «Блоке Петра Порошенко», планы на четверг пришлось подкорректировать из-за агрессивной зимней погоды - сильного снегопада в Киеве. «Чтобы нардепы смогли добраться и проголосовать за антикоррупционный суд, мы решили оттягивать время за счет законопроекта о рекламе», - рассказал представитель БПП.
На заседании в четверг было зарегистрировано 333 народных депутата, но большая часть из них появилась в зале как раз к рассмотрению законопроектов о суде. Всего их было представлено пять, но только президентский имел шанс на поддержку.
Перед голосованием за законопроект спикер ВР Андрей Парубий решил не рисковать и перепроверил, готовы ли нардепы давать свои голоса. Для этого он поставил на голосование включение в повестку дня проекта закона об антикоррупционном суде, хотя он и так уже был запланирован. Нардепы не подвели – 259 голосов «за». Затем спикер предложил рассмотреть законопроекты по сокращенной процедуре, чтобы нардепы не успели разбежаться.
«Нам нужен антикоррупционный суд, а не политические игры. Голос к голосу», - призывал Парубий. И только с третьего раза удалось набрать необходимые 152 голоса.
Первым на трибуну выступать вышел заместитель главы Администрации президента, ответственный за правовое обеспечение выполнения конституционных функций президента Алексей Филатов. Ему была предоставлена возможность презентовать законопроект №7440 от имени Петра Порошенко. Филатов попытался вкратце еще раз объяснить нардепам, что такое антикоррупционный суд и чем он будет заниматься. Но его мало кто слушал.
«Жаль, что для законопроекта о рекламе нашлось время для полной процедуры, а для суда – нет», - с грустью в голосе высказался автор следующего, альтернативного, законопроекта об антикоррупционном суде Валерий Писаренко («Видродження»).
Далее к трибуне выходили Елена Сотник («Самопомич») и Игорь Луценко («Батькивщина»). Последний был недоволен, что президентский законопроект представлял Филатов, сравнив его с беглым Андреем Портновым, который занимал соответствующую должность в администрации экс-президента Виктора Януковича.
А одни из главных популистов Рады Олег Ляшко («Радикальная партия») и Сергей Каплин (БПП) объединили необъединяемое. Так, первый с трибуны заявил, что коррупцию можно победить сменой избирательной системы, принятием закона об импичменте президента и созданием временных следственных комиссий ВРУ. Конечно, Ляшко не смог обойти стороной тему экономики страны. А вот Каплин пошел дальше и заявил, что запуск антикоррупционного суда – это «новая страна» и «альтернатива МВФ». Многих депутатов это рассмешило.
И пока одни нардепы пытались высказать свое мнение о голосовании за важный законопроект, другие не спешили вливаться в рабочую атмосферу, заняв себя трапезой, телефоном или веселой беседой с коллегами. Но подходил решающий момент, лидеры фракций «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» – Артур Герасимов и Максим Бурбак – занервничали и начали активно призывать нардепов поддержать президентский законопроект.
«Переходим к принятию решения», - предупредил Парубий. Сотни глаз устремились на табло с результатами голосования. 282 – «за», 0 – против. Как итог, президентский законопроект «О Высшем антикоррупционном суде» поддержан в первом чтении, несмотря на критику, и отправлен в комитет для подготовки ко второму.
Отметим, что альтернативные проекты не были поставлены на голосование, поскольку любые законопроекты о создании судов может подавать только президент.
Хотя принятый в первом чтении документ не соответствует всем требованиям Венецианской комиссии, касающимся роли иностранных экспертов при отборе судей, юрисдикции суда и участия международных доноров в отборе судей, большинство оппозиционных фракций поддержали законопроект. «Батькивщина» отдала 19 голосов, «Радикальная партия» - 14, «Самопомич» - 22, «Воля народа» - 8, «Видродження» - 15.
«Отзывая свой законопроект, президент фактически сделал бы базовым следующий законопроект Писаренко. В таком случае у нас были бы проблемы с вопросом конституционности, потому что инициатором представления должен быть президент. Соответственно, если президент отзывает свой [законопроект], то нужно добиться отзыва других законопроектов или же их провала. Но президент смог бы зарегистрировать свой следующий законопроект уже на следующей сессии, то есть осенью. Поэтому формально не было возможности так поступить», - объяснил «Апострофу» исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин, комментируя решение оппозиционных фракций поддержать законопроект Порошенко об антикоррупционном суде.
Очень интересным оказалось голосование «Оппозиционного блока». Из 43-х депутатов в голосовании приняли участие только двое, поддержав законопроект. А именно Вадим Рабинович, лидер партии «За життя» и ярый противник ОБ, и его однопартиец Нестор Шуфрич.
После победного голосования в кулуары вышел лидер БПП Артур Герасимов.
«Было много фейков, когда говорили, [что законопроект] не пройдет комитет – прошел; не включат в повестку дня - включили; БПП не даст голосов… Я прошу всех коллег смотреть не на то, что некоторые псевдополитики говорят на политических ток-шоу, а на реальные результаты работы, когда мы видим результаты голосования», - сказал Герасимов. Он также благословил законопроект на второе чтение и дал старт «профессиональным дискуссиям» касательно правок, призывая не политизировать процесс.
Но главным подарком для Порошенко по праву можно считать обещание нардепа от «Самопомочи» Егора Соболева убрать часть палаток под Верховной Радой (чем протестующие и занялись в пятницу, 2 марта, - «Апостроф»).
«Если правильные решения принимаются, то люди уходят», - объяснил Соболев. На вопрос «Апострофа», поддержит ли такое решение лидер «Руху новых сил» Михеил Саакашвили, которого считают «хозяином» палаточного городка, депутат отвечать не захотел. Но один из политиков, принимавших ранее участие в маршах Саакашвили, заверил «Апостроф», что экс-губернатор Одесской области никакого отношения к палаткам не имеет. Мол, они находятся под контролем Соболева и Семена Семенченко («Самопомич»).
Источники в БПП заверили «Апостроф», что президент перед голосованием по закону за антикоррупционный суд не проводил ни с кем переговоров, и фракции принимали самостоятельные решения. И если все дальше пойдет как по маслу, то уже через месяц законопроект будет принят окончательно.
«Не нужно много правок, и они будут проголосованы», - обнадеживает собеседник «Апострофа» в «Народном фронте». Он верит, что необходимые правки будут приняты. «У депутатов нет выбора», - добавил он.
При этом важно, примут ли депутаты во внимание требования Венецианской комиссии к документу. Напомним, из-за несоответствия законопроекта этим требованиям под угрозой оказалась помощь Украине со стороны западных партнеров, в том числе, от МВФ.
По мнению Ярослава Юрчишина, пожелания Запада будут учтены, но не все так просто. «Я думаю, что у нас будет около тысячи правок, потому что концепция затягивания ключевых законопроектов очень распространена сейчас. В подавляющем большинстве правки будут приняты. То есть рекомендации Венецианской комиссии будут воплощены в процессе. Вопрос в том, примут ли их в зале», - считает эксперт.
Если же парламентарии решат играть по своим правилам, то это обойдется Украине дорого. Во-первых, с Украиной могут окончательно разорвать отношения Международный валютный фонд и Всемирный банк. Во-вторых, Киев не получит в ближайшее время долгожданного транша кредита МВФ. А, в-третьих, Украина вынуждена будет искать кредиторов на стороне, что может быть очень невыгодно.
«Но это не означает, что мы должны как можно быстрее принимать любой закон. Нужно помнить, что международные партнеры будут оценивать его качество», - подчеркнул Юрчишин. По его прогнозам, принятие законопроекта во втором чтении может состояться в середине апреля.