Люди всегда стремились к чему-то новом. Когда-то техническим прогрессом была палка, затем колесо. В средние века – станки и паровые машины. А сегодня – компьютеры и нанотехнологии. Все это вполне естественно – прогресс облегчает нам жизнь, уменьшает количество изнуряющего ручного труда, а вместе с этим – и продуктивность наших усилий. Поэтому нововведения всегда были в моде на уровне государств, от которых старается не отставать и наша держава, и наши предприятия. Взять хотя бы Южную железную дорогу. Или, чтобы глаза не разбежались, ее вагонный участок №1.

Раньше вагоны поездов люди мыли вручную. Удовольствие это вполне можно представить себе. Громадный вагон и бригада мойщиков – 7 человек. А работы – полностью помыть снаружи и изнутри. Все стены, окна, полы, перегородки, купе, полки, рундуки, туалеты, тамбуры… Представлять себе это можно сколько угодно, но если один раз попробовать, с непривычки желания повторить не возникнет. А мойщикам такое приходилось делать каждый день с утра до вечера. Но мы живем в 21 веке, а значит, такой труд давно уже можно было автоматизировать. Действительно, мойки для машин есть, а чем поезда хуже?

Правда, все равно остается проблема экологии – все моющие растворы льются прямо на землю. А в их состав входят и синтетические моющие средства, и агрессивные химикат. Там и «Bindosil», и «Test», и «Риак», и «Сантри», и «Милам», и весьма агрессивный «Кристалл», и кислоты, щелочи, стиральный порошок и прочие подобные «прелести». Рассказывают, что голуби, пытавшиеся попить стекающего на землю раствора, уже никогда не взлетали. Конечно, мойщики работают в защитной одежде, но то, что потом попадает в грунтовые воды, вряд ли способствует сохранению здоровья людей. А куда все эти химикаты текут вместе с грунтовыми водами – никто никогда не интересовался. Но мы же о прогрессе, машинной мойке?

 

 

На этом снимке вы можете торжественно лицезреть уже автоматизированную мойку вагонов. Видите, как выглядит вагономоечный комплекс, которых ЮЖД приобрела аж два?.. Как это не заметили? А я думал, я один такой – с неправильным зрением. Или не один – еще старший мастер вагонного участка Юрий Новиков, который просил начальника вагонного участка №1 Игоря Рудяченко разъяснить, какое отношение он и его рабочие имеют к помывке вагонов, если вагономоечный комплекс поставлен в цехе №30. Но ответа не последовало. А люди, как и прежде, моют вагоны вручную. Причем, на мойку одного вагона отводится 3,36 человеко-часа, за что сам человеку начисляют 24 гривны 63 копейки. Желающие могут сравнить как время, так и стоимость помывки, скажем, с мойкой автомобиля. А мы все же продолжим о прогрессе.

 

Понятно, что желающих поработать «вагономоечным комплексом» находится не особо много, поэтому вершить трудовой подвиг приходится также и сотрудникам, к мойке не имеющим никакого отношения - инженерам, бухгалтерам. И раз они на своих рабочих местах не работают, надо понимать, их труд не особо важен. Значит – можно смело сокращать, сэкономив на зарплате. Вот вам и прогресс. Не технический, но хотя бы финансовый.

Тут, правда, остался еще один вопрос – за такие копейки охотников мыть вагоны и снаружи, и изнутри не нашлось. Но выход был найден. Игорь Рудяченко устно пообещал мойщикам, что будет платить им по 150 гривен и мыть они будут вагоны только снаружи, чем поверг людей в недоумение на грани шока. И было отчего – непонятно, откуда предприятие возьмет разницу между официальными расценками и обещанной оплатой, которая выходит совсем немаленькой. А также непонятно, кто будет мыть вагоны изнутри. Но ответ оказался прост. Мыть будут проводники, причем, совершенно бесплатно. А коль так – можно сэкономить и на спецодежде, которая положена мойщикам. Причем не только из-за агрессивных химикатов, но и для защиты от тех микробов, которые вполне могут остаться от пассажиров – не все ж ездят здоровыми, а при продаже билетов медицинских справок никто не требует. Так что вполне можно получить хоть грипп, хоть туберкулез. Но и тут налицо прогресс – опять же, финансовый.

Мало ли чего хочет проводник, вернувшийся из рейса! Отдых дома подождет, сначала – уборка вагона, хоть по всем инструкциям ему положено разве что убрать служебные помещения – свое купе – и постельное белье сдать. И четыре раза в месяц проводники из стремления вагонного участка к прогрессу полностью убирают вагоны изнутри. Но этим все не заканчивается. Потом еще предстоит запастись углем, а это целая история, достойная отдельной статьи.

Такой уголь привозят на ЮЖД

 

 

Разгрузка угля

Иногда среди мусора можно выбрать нечто похожее на куски нормального угля

Несколько сот килограммов проводница должна перетаскать на себе в вагон

 

Запасы стоят на месте

Женщины перетаскивают в вагон по несколько сот килограмм угля в ведрах. Вряд ли это вообще имеет отношение к какому-либо прогрессу, но самые острые ощущения им еще предстоят. Оказывается, то, что в ЮЖД называют углем, представляет собой угольную пыль, перемешанную со щебенкой. И смесь эта не горит – лишь тлеет, спекаясь в кусок чего-то вроде асфальта и распространяя сильную вонь, на которую частенько жалуются пассажиры.

Естественно, самим проводникам это тоже не нравится, поэтому они в рейсе покупают за собственные деньги нормальный уголь. Но это – если деньги есть и их хватает. А если нет – пассажиры-аллергики пишут возмущенные письма и жалобы, но толку от них никакого. Вагоны ЮЖД уж который год продолжают совмещать свое основное назначение с неким подобием мусоросжигательных заводов. А начальство не устает им указывать на перерасход угля. Хотя и тут есть закавыка - проводники уже проводили эксперименты. Покупали нормальный уголь и топили только им. Так вот, вместо полутонны мусора им хватало четверти тонны угля – разница ровно в два раза. И если уж мы говорим о прогрессе, то как по мне, железнодорожникам неплохо было бы еще и деньги брать за сжигание этой адской смеси.

 Говорят, сегодня на вагонный участок №1 прибывает высокое руководство во главе с начальником департамента пассажирских перевозок всея Украины. Вроде бы будут говорить с рядовыми сотрудниками. И, надо понимать, выговоры, объявленные в последние дни наиболее активным – подготовка начальников местных к высокому собранию. Поглядите, мол, с какими бездельниками приходится иметь дело. Местных начальников не остановило даже то, что взыскания они объявляли вопреки мнению профсоюза, с нарушением сроков. Опять же, ради прогресса – можно не платить надбавки и премии, а то и урезать зарплату. Тем более, что в среди высокой делегации ожидается прибытие кума начальника вагонного участка. Не знаю, считать ли это прогрессом.