Розничные сети наращивают влияние в экономике Украины. В 2014 году розничный оборот составил 903,5 млрд грн - больше половины валового внутреннего продукта. Значительная часть приходится на организованную розницу - сети супермаркетов и гипермаркетов. В рейтинге топ-200 крупнейших компаний по версии «Форбс» уже 35 компаний-ритейлеров. Из них трое в топ-20: на 4-й (АТБ), 5-й (Фоззи-груп) и 14-й позиции (Эпицентр). Сетевики заняли практически монопольное положение на рынке. Это подтверждает Антимонопольный комитет Украины, который обвинил крупнейшие сети супермаркетов в картельном сговоре.
АМКУ доказал, что крупнейшие сети согласовывали тарифную политику. Торговцы навязывали поставщикам (прежде всего, отечественным — малым и средним) невыгодные условия сотрудничества. В итоге потребители получали необоснованно завышенные цены, не слишком беспокоясь об ассортименте. По оценкам ведомства, картельный сговор стоит экономике 20 млрд. грн в год.
Пользуясь своим положением и ресурсами, розничники долгое время скупали украинские предприятия, чтобы производить продукцию под собственными торговыми марками. При этом усиливалась конкуренция с независимыми производителями, что приводило к их постепенному вытеснению с рынка.
Фактически, «бароны» ритейла на сегодняшний день обладают неограниченными финансовыми возможностями. В условиях, когда на Украине фактически идет война, в руках нескольких человек оказался ключ к продовольственной безопасности страны.
А что если владельцы сетей направят свои ресурсы против Украины? Таким вопросом задались народные депутаты, которые предложили национализировать крупнейшую украинскую торговую сеть - АТБ (Днепропетровск). Мотивация - связи с представителями самопровозглашенных республик. Тяжесть выдвинутых обвинений «впечатляет»: работа в Крыму и на неподконтрольных украинской власти территориях на Донбассе, а также связи с так называемым «православным олигархом» Константином Малофеевым, который слывет одним из финансистов «крымской весны» (кроме того, считается, что именно он имеет отношение к появлению начальника своей безопасности Игоря Стрелкова в Славянске).
Депутаты открыто обвинили владельцев сети в финансировании терроризма, а вдобавок - передали в правоохранительные органы свидетельства выведения средств через подставные фирмы. Генпрокуратура и СБУ уже занялись расследованием уклонения от уплаты налогов на сумму 2,5 млрд гривен. Правда, этот процесс может затянуться не на один год. А ущерб наносится стране уже здесь и сейчас.
Возникает вопрос обоснованности и аргументации обвинений. А судьи кто? Как доказать «порочные» связи? Такие вопросы имеют право на существования. Но не менее важен и другой вопрос: как сохранить крупнейший сектор украинской экономики под контролем государства. Что нужно делать? Не раз многие государства во время военных действий применяли жесткие меры для контроля над промышленностью, банковской сферой, продовольственным рынком. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Среди таких стран - Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Франция, США и Канада.
В новейшей истории Украина впервые сталкивается с военной агрессией. Но можно провести и иные параллели: опыт восстановления госконтроля за кризисными секторами экономики. Речь идет о банковском секторе. В 2008 году риск обвала финансовой системы страны был остановлен докапитализацией частных системных банков, оказавшихся на грани пропасти. По сути, тогда была проведена национализация. Достаточно вспомнить банк «Укргазбанк», который был докапитализирован, а фактически – национализирован государством. Украина заплатила немалые суммы из бюджета, для того, чтобы банк работал и дальше.
Тем же путем предлагают идти сегодня и 15 депутатов, подписавших законопроект о национализации торговой сети АТБ.
«Мы должны не рассматривать это с точки зрения ведения бизнеса Буткевича (мажоритарный собственник сети, - ред.), а со стороны нацбезопасности. И чтобы все торговые сети, которые намерены служить и господу и дьяволу знали, что это может произойти и с ними. Я не сторонник того, чтобы идти до конца и все национализировать. Но если мы действительно видим работу компании и на Украину, и на ее врага, то национализация - единственный метод», - сказал нардеп Игорь Луценко. «Я его (законопроект) подписала из соображений национальной безопасности. И отзывать свою подпись я не буду. Из таких же соображений я подписала и законопроект по национализации торговой сети «Брусничка». И если ко мне подойдут с таким же предложением по «Амстор» я подпишу и его», - вторит ему Татьяна Черновол.
Согласно предложению нардепов, у владельцев торговые сети никто не собирается бизнес просто отбирать. Авторы законопроекта предлагают механизм выкупа у владельцев по рыночной цене, с целью дальнейшего создания государственной сети социальных магазинов. «Я считаю, что единственный правовой метод в данной ситуации - это выплата компенсации. Мы не может просто так взять и конфисковать его торговую сеть, потому что это запрещено законом и Конституцией. Поэтому эта собственность оценивается и выкупается, а все ради того, чтобы она нам не принесла вреда», - объяснил Игорь Луценко.
Помогут ли рецепты, которые позволили ранее поддержать на плаву отечественные фининституты, спасти и экономику в целом? Все зависит от понимания парламентариями необходимости защитить интересы государства и умения учитывать ошибки и просчеты кампании по реструктуризации банков.