Исполнение судебного решения – является завершающей стадией судебного процесса, успешно пройдя который можно восстановить свои нарушенные права. Тем не менее, преодолеть эту стадию успешно и быстро, удается далеко не всем, и тем кому не повезло, логического завершения могут дождаться только спустя годы, а то и вовсе не дождаться. Занимается исполнением судебных решений и решений иных государственных органов - Государственная исполнительная служба.
С момента своего официального создания в 1998 году, Государственная исполнительная служба Украины, которая должна была стать гарантом реализации судебных и других решений, не раз подвергалась ряду изменений, которые государственные мужи с гордостью называли реформами. Но от количества проведенных реорганизаций и реформ, процесс исполнения решений в Украине, по состоянию на сегодняшний день, так и не достиг надлежащего уровня. По данным Министерства юстиции Украины фактическое исполнение не превышает 30%.
В чем же на самом деле причина такого низкого уровня исполнения решения в нашей стране и почему такой показатель держится вот уже более 18 лет.
В Общественной организации «Верховенство права», некоторые юристы которой также некогда имели отношении к данной структуре, попытались объяснить плачевное положение дел.
К примеру, на сегодняшний день, на одного государственного исполнителя приходится в среднем от 1500 до 3000 тысяч исполнительных производств, но по-настоящему эффективных законодательных механизмов для надлежащего, а тем более своевременного их исполнения нет. Попробуйте только обойти, как минимум, 1500 адресов и поговорить с каждым из должников о причинах неисполнения документа, отобрать пояснение, составить акт, а в обязанность исполнителя входит еще и масса другой процессуальной работы, не всегда полезной, с точки зрения здравого смысла.
Множество вопросов есть и к качеству выносимых судебных решений, не способствуют процессу исполнения и процессуальные диверсии сторон. Также, нет и однозначной судебной практики в отношении лиц, действительно уклоняющихся от исполнения решений, в то время, как такая ответственность прямо предусмотрена Уголовным и Гражданским законодательством.
К примеру, часто суды по очень «интересным» основаниям отказывает государственному исполнителю в удовлетворении обоснованных представлений по запрету выезда за границу должнику, разъяснении решения, установлении способа/порядка исполнения либо принудительному вхождению в помещение должника. Может быть оттого, что судьи не очень компетентны в исполнительном производстве?
О расследовании уголовных производств в отношении злостных должников, а тем более привлечении их к уголовной ответственности, сказать просто нечего. Исполнители шутят, что скорее будет второе пришествие, чем привлечение «их клиента» к уголовной ответственности.
Одним из важных факторов, также является время, затраченное на получение информации от других государственных органов об имущественном состоянии должника. На сегодняшний день нет единой электронной базы, которая позволила бы государственному исполнителю получить полную информацию по принципу «одного щелчка». Необходимая и важная исполнителю информация, разбросана по разным базам, доступ к которым по большей части для него ограничен. Иногда простого ответа из полиции о транспортных средствах должника приходиться ждать месяцами, а при наличии даже 1000 тысяч исполнительных производств, постоянных обращений граждан, жалоб, судебных заседаний, направить повторный запрос либо выяснить судьбу предыдущего - целая проблема.
Низкий уровень исполнения судебных решений также связан с отсутствием нормального финансирования государственных исполнителей и обеспечением их соответствующей материально-технической базой, способной обеспечить комфортные условия труда. На сегодняшний день зарплата государственного исполнителя с 10-летним стажем (нужно искать днем с огнем) не превышает 5,5 тысяч гривен, вновь назначенный получит на руки не более 3000 тысяч гривен. Помещения, где трудятся государственные исполнители, оставляют желать лучшего – зачастую это внутрипарадные либо полуподвальные помещения с отсутствием элементарного косметического ремонта без надлежащей охраны и системы сигнализации. Об обеспечении государственных исполнителей нормальной офисной техникой и канцелярскими принадлежностями можно и вовсе не говорить.
Безусловно, нельзя не сказать и о низком уровне профессионализма многих государственных исполнителей, ведь работать в таких условиях и за такие деньги согласится либо выпускник ВУЗа, либо человек любящий эту работу, либо человек изначально идущий работать не на зарплату. А ведь нужно еще отметить, что далеко не все работающие сотрудники по своим морально-волевым качествам могут выполнять такую работу. А ведь иногда судебными решением предписывается выселять семьи с детьми и стариков, необходимо принудительно вскрывать квартиры и забирать имущество, постоянно испытывая сильнейший прессинг.
А теперь подумаем, как может обычный гражданин относиться с уважением к данному государственному органу, зная или видя реальное положение дел в ней? Ответ прост - неуважительно и попустительски.
А что же постоянные реформы? А тут как раз все просто, ведь как правило горе-реформаторы из различных организаций, привыкли называть главной проблемой коррупцию и знают лишь другие поверхностные проблемы. Отсюда и результат реформ, точнее его полное отсутствие.