Марк Твен писал: для того, чтобы построить в краткие сроки цивилизацию, янки нужны три вещи. Правительство – чтобы управлять, пресса – чтобы освещать, и патентная система – чтобы защищать. Защита интеллектуальной собственности, инноваций и творчества в наши дни стала еще более мощным двигателем экономического роста и прогресса. Чтобы убедиться в этом, достаточно поинтересоваться долей прав интеллектуальной собственности в уставном капитале крупнейших промышленных корпораций.
Впрочем, это мировые тенденции, и к Украине пока не относятся. В государстве, где слабо защищена любая собственность – от фабрик, заводов, земли и колхозов и до недвижимости, говорить о недостаточной защите собственности интеллектуальной, вроде бы не ко времени. Даже несмотря на то, что Украина по-прежнему находится в т.н. «списке 301» Госдепа США и попадает под санкции, а после вступления Украины во ВТО попадает под санкции и со стороны остальных стран-членов.
Однако в прошлом году ситуация усугубилась: вместо того, чтобы развивать систему защиты авторских прав, руководство Госслужбы защиты интеллектуальной собственности свернуло все действия в этом направлении и принялось реформировать и без того нормально работающие отраслевые предприятия. В частности – ГП «Украинский институт промышленной собственности» (Укрпатент). Угрозы то слить его с ведомством, которое клеит контрольные марки на аудио-, видеопродукцию, книги и фонограммы, то создать новое дублирующее предприятие с аналогичными функциями к концу года вылились в смену руководства институтом.
Назначенный в декабре 2011 году врио директора Укрпатента Юрий Петров, который ранее в системе защиты интеллектуальной собственности практически не работал, начал реформировать структуру традиционным способом: сокращать руководство Института путем реструктуризации. Одного зама он уволил сразу после назначения, должности остальных заместителей в новой структуре просто упразднены.
«Реформы», как ни странно, вызвали коллективный протест, который зарождался стихийно, с низов, а не шел от бывшего или временно действующего руководства. На прошлой неделе состоялась конференция трудового коллектива предприятия, на которой единогласно было выражено недоверие главе Госслужбы интеллектуальной собственности Николаю Палладию, инициировавшему кадровые ротации, двум его заместителям и новому врио директора Петрову. Суть претензий к Госслужбе изложена в обращении на имя президента Януковича, которое подписали не только представители Укрпатента, но и ряда общественных организаций.
Официальная причина увольнения предыдущего директора Укрпатента Аллы Жариновой – «разовое грубое нарушение трудового законодательства». В вину ей вменяют якобы несвоевременно разработанный проект закона к Евро-2012, который, согласно уставу Укрпатента и положению о Госслужбе, должна разрабатывать последняя.
Сама Алла Жаринова категорически отказалась от любых комментариев, сказав только, что реформы должны проводиться там, где они действительно нужны, а сомнительная слава Герострата от интеллектуальной собственности ее совсем не привлекает.
Может, и правда, в Укрпатенте все так плохо, что нужно прибегать к срочным и радикальным мерам? Судите сами: рабочая группа специалистов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая недавно посетила предприятие с рабочим визитом, пришла к выводу, что работа ведется на уровне международных стандартов. По результатам этой инспекции ВОИС готов предоставить Укрпатенту статус международного поискового органа, который, кстати, имеют Европейское патентное ведомство, патентные ведомства США, Китая, Испании, Японии, Канады, Австралии и еще нескольких стран, а из стран СНГ – только Роспатент.
Посмотрим с другой стороны. Может, в Украине уже работает совершенная система интеллектуальной собственности (за которую, к слову, отвечает не Укрпатент, а Госслужба), и остается только наводить лоск на отдельные ее составляющие? Отнюдь. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности до сих пор не приведено в соответствие с общеевропейскими и международными нормами. Тормозится переход на электронный документооборот в патентной сфере (требование ВОИС). Нарушения авторских и смежных прав исполнителей и производителей аудиовизуальной продукции давно стали притчей во языцех, и тем не менее практически ликвидируется служба государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности.
В стране отсутствует какая-либо стратегия развития государственной системы интеллектуальной собственности, не сформулированы цели и задачи на среднесрочную перспективу. При том, что санкции, которые мировое сообщество может ввести против Украины, исчисляются сотнями миллионов долларов. И в этих условиях первоочередным делом для Госслужбы является противостояние с коллективом Укрпатента? Причем путем назначения на руководящую должность неизвестного в широких патентных кругах Юрия Петрова, который на пост врио директора Украпетнта пришел… с биржи труда.
Впрочем, проблема Укрпатента заключается даже не в том, кого назначают, а зачем. Так, исходя из переписки Госслужбы интеллектуальной собственности с МИДом и Минобразования, а также внутренних распоряжений Палладия по курируемым им структурам, и его, и министра Дмитрия Табачника крайне интересует создание евразийского центра по выдаче торговых марок, куда войдут Россия и Украина, а в дальнейшем, возможно, Беларусь и Казахстан.
Как отметил первый директор Укрпатента (2000-2001 гг) Сергей Новиков, «региональная торговая марка уместна там, где для нее есть экономическая основа, общее рыночное пространство и сходные правовые нормы, как в ЕС». «Если же попытки объединения мотивируются лишь политической волей сторон, то последствия вполне предсказуемы», - заявил он.
Это объединение может уничтожить Укрпатент не просто как самостоятельную единицу, а как предприятие в целом, сама процедура регистрации существенно подорожает для заявителей торговых марок, сроки регистрации увеличатся, а все дивиденды уйдут в Москву, поскольку именно там будет находиться центральный офис – на других условиях Москва объединяться не согласна.
Есть и другая, более банальная причина для реструктуризации Укрпатента. Это – недвижимость. В марте к Палладию обратился представитель израильской компании с предложением создать технопарк в Киеве, причем почему-то именно на Печерске, в здании, где находится Укрпатент. Цена вопроса может составлять несколько сотен миллионов гривен. Этот вопрос Табачником был согласован, и его решение возложено на Палладия еще в апреле-мае. До сих пор барьером для уничтожения Укрпатента являлось его руководство. Теперь данную преграду убрали.
Сложно прогнозировать, чем закончится реорганизация ведомства, поскольку она уже стала достоянием гласности. Если проблему все-таки проигнорируют, общественные организации обещают акции протеста - с оркестрами, хоровыми и танцевальными коллективами. По крайней мере, зрелище гарантировано.