Еще несколько месяцев назад создавалось недвусмысленное впечатление, что в дискуссии на тему социальных гарантий и льгот можно было ставить жирную точку. Ведь в начале текущего года увидело свет решение Конституционного суда (КС) №3-рп/2012, которое — совпадение это или нет — стало квинтэссенцией всех усилий нынешней власти на социальном фронте.
Напомним, что данное решение КС выписано крайне витиевато, расплывчато и даже двусмысленно. Но при всем при этом документ допускает следующую трактовку: Кабмин имеет право вручную устанавливать размеры социальных выплат и льгот, исходя из финансовых возможностей государства.
И это даже несмотря на существование действующих законов, которые предусматривают конкретные размеры этих самых социальных гарантий. Иными словами, если Кабмин определит некие социальные выплаты в размере нуля, то это будет вполне конституционно.
Это будет даже вдвойне конституционно, поскольку кто же еще будет определять финансовые возможности государства, как не сам Кабмин. Кажется, излишне говорить, что именно к таким неограниченным правам правительства в социальной сфере и стремились регионалы в течение всего 2011 г.
Упомянутое решение КС имеет годичную и бурную предысторию, ярко иллюстрирующую реальное понимание социальной справедливости нынешней властной командой. В конце 2010 г. регионалы вознамерились радикальным образом решить проблему социального долга, переваливавшего за 100 млрд. грн., и многомиллиардных социальных гарантий, установленных действующим законодательством. Под предлогом выполнения требований Европейского суда по правам человека через Верховную Раду шли законопроекты, в названии которых не было ни слова о масштабных социальных преобразованиях.
Однако это не отменяло суть этих самых законопроектов: урезать социальную задолженность в как можно большем объеме и при этом реализовывать социальные гарантии в как можно меньшем объеме (а то и вообще не реализовывать). Именно с этой целью была придумана схема, согласно которой Кабмин получал абсолютное право устанавливать размеры социальных гарантий и льгот. Иными словами, в конечном итоге запросто могли возникнуть ситуации, когда у миллионов граждан те или иные социальные гарантии имеются по закону, но по постановлению Кабмина данные гарантии равны, скажем, нулю.
Для осуществления этого плана нынешняя власть использовала самые разные приемы, начиная с полного замалчивания своих реальных шагов и намерений в социальной сфере и заканчивая неоднократными действиями в стенах Верховной Рады. И для иллюстрации этого можно привести самые разные примеры, в том числе — официально задокументированные («і» неоднократно анализировали детали социальных баталий).
Но при этом нельзя привести ни одного примера, когда регионалы — хотя бы на словах — заявили о желании достигнуть с украинским обществом широкого общественно-политического компромисса в социальной сфере. Ни одно высокопоставленное лицо из рядов нынешней власти не сделало попытку публично заявить о том, что социальные выплаты и социальный долг в существующем ныне объеме неподъемны для государства. Ни одно высокопоставленное лицо не выступило с предложением: украинские граждане отказываются от части своих социальных выплат, которые они и без того вряд ли когда-нибудь увидят, но при этом граждане получают реальную компенсацию за свою уступку — посильную для государственных финансов. Инструменты для реализации такого рода компромисса были в распоряжении президентской команды — некоторые из них были изложены на страницах «і».
Тем не менее история уже зафиксировала совершенно другое: в течение всего 2011 г. властная команда стабильно придерживалась лишь одной стратегии — тихо и незаметно для украинских граждан передать социалку в ручное и безапелляционное управление Кабмином. Означало ли это скрытую ликвидацию социальных гарантий — риторический вопрос.
Решение КС №3-рп/2012 предоставило правительству данный механизм. Понятно, что решение КС — независимого, незаангажированного и объективного суда — действует по всей территории страны и не может быть обжаловано. Правда, данный суд состоит из 18 судей, 12 из которых назначаются президентом и Верховной Радой. Что это означает в текущих политических условиях, вряд ли стоит долго обсуждать. Да и оставшиеся шесть судей, назначаемые по квоте Съезда судей Украины, были чуть ли не одним из ключевых вопросов судебной реформы-2010. Напомним, что именно после переизбрания некоторых судей КС по квоте ССУ случились отмена конституционной реформы образца 2004 г. и возврат президенту Виктору Януковичу серьезных полномочий.
И теперь возникает вопрос: как оценивать последние заявления главы государства о новых значимых реформах в социальной сфере? Как бы не вышло так, что все эти реформаторские преобразования вновь будут выполнять те же самые люди, которые уже задекларировали свое тотальное нежелание идти даже на незначительные уступки в социальной сфере. В социальные обещания можно было бы верить, если бы раньше на реальных примерах не было доказано совершенно противоположное. Причем доказано настолько убедительно, что избиратели с твердой гражданской позицией только на этом основании могут облегчить свой выбор на грядущих парламентских и президентских выборах.