Встреча президента Петра Порошенко с блогерами стала предметом возмущения прогресивной части Facebook. Особенно разозлили посты о самом лучшем президенте. И то,  что пригласили только лояльных. Впрочем, вряд ли встречу с блогерами затевали ради возмущающихся.

Согласно последним социологиям отрыв Юлии Тимошенко от Петра Порошенко находится в рамках погрешности. При этом 20% избирателей не определились со своим выбором. Нет, это не те, кто сказали «хочу другого кандидата» или «не пойду вообще на выборы». Это те, у кого нет своего мнения. И это самый лакомый кусок для политтехнологов, борьба за который будет весьма и весьма отчаянной. И пойти на встречу с блогерами ради такого – святое дело. Ведь они одни из пахарей такого поля.

Летом 2017 в американском журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» вышли результаты исследования, согласно которым 71% людей меняют мнение, если остальные думают по-другому. И только 29% придерживаются изначально своего мнения.

И это одно из сотен исследований о подверженности людей влиянию авторитетов или большинства.

Вы же, наверное, тоже видели этот старый совковый эксперимент в детском саду. Там воспитатель просит группу детей, когда придет маленький испытуемый, говорить, что две пирамидки белые. Хотя, на самом деле, они белая и черная.

И вот ничего не подозревающая Машенька, услышав «честные речи» Сашеньки, Петеньки и Оленьки, уже не верит своим «лживым глазам», и повторяет «обе белые».

- А теперь Машенька возьми со стола черную, - говорит взрослый экспериментатор.

И детеныш тянет руку за черной.

- А что же ты, Машенька, сказала, что обе белые, если она черная?

- Ну, … все так сказали, и я повторила.

Американец Стэнли Милгрэм поставил эксперимент похлеще. В его рамках участники эксперимента должны были бить током испытуемого за каждый неправильный ответ. Только организаторы эксперимента знали, что никакого тока нет. А вот участники эксперимента - добропорядочные мужчины и женщины – несмотря на крики испытуемого «продолжали бить током», потому что так сказал авторитет в белом халате.

Милгрэм провел свой эксперимент о подчинении авторитету, размышляя о тысячах убитых фашистами, которые были уверены, что делают правильно и исполняют свой долг. Ученые долго спорили, можно ли соотносить лабораторный экспертимент с жизнью. Кто-то говорил, что большинство испытуемых, вероятно, понимали нереальность ситуации. Но результаты эксперимента таки приняли.

А выводы Милгрэма явно выучили маркетологи. Сначала они привлекли в рекламу авторитетов из звезд и селебритиз, потом по требованию времени блогеров.

Еще 10 лет назад покойный Антон Носик рассказывал, что нативная реклама станет эффективнее банерной за счет авторитета пишушего.

В 2010 его слова полностью подтвердила молодая итальянка Кьяра Ферраньи, заработавшая за год на своем блоге The Blonde Salad 8 миллионов долларов. Девушка, начинавшая со стильных стритлуков, стала мечтой для мировых дизайнеров, включая Louis Vuitton и Dior. Что не мудрено, ведь на нее подписаны 11 миллионов пользователей Instagram.

Имя видеоблогера Саши Спилберг известно, пожалуй, каждому русскоговорящему подростку – ее аудитория подпищиков на YouTube почти 5 миллионов. Вперемешку с тем, как она спит, ест и путешествует, Саша рассказывает, какие вещи носит и какой косметикой пользуется. Диапазон - от дешевых помад до сумок Furla. Короче, на любой кошелек. Несмотря на закрытость биографии Саши и созданные мифы о семье, конкуренты многое проведали о девушке, и считают ее успешным коммерческим проектом отца-маркетолога.

Но в прошлом году Спилберг позвали выступать в Думу перед депутатами, что многими было воспринято, как попытка Путина установить контакт с молодежью, пока ее не завладел Навальный со своими «уточками».

Саша порядком за это выгребла в комментариях от «думающих», но Путин все же, стоит полагать, стал несколько ближе молодежи.

Так что Петр Порошенко маркетингово очень правильно работает. Увидев, как набирает “NewsOne” с передачами политиков и звезд, он запустил «Прямой» с Киселевым, Ганапольским и другими «звездами». От ботов мало пользы – будем блогеров приручать.

Порошенко даже задал тренд. Встречи с блогерами теперь стали для украинских политиков уже обязательной программой, как и встречи с журналистами и представителями общественных организаций.

Доверительные разговоры off the record – лучший способ донести нужный месседж в уши. Кто-то в этой схеме работает за деньги, кто-то стает жертвой собственного тщеславия. Если думаете, что блогерам оно чуждо – то нет. Полгода назад я видела почти тот же состав, что и у президента, на другой встрече с видным политиком. Разговор блогеров начался с фразы: «А вы понимаете, что наша совокупная аудитория 300 тысяч?».

В 2010 отрыв Януковича от Тимошенко был меньше миллиона. Так что для 300 тысяч ушей можно и час времени выделить в президентском графике.

Огромное количество информации, породившее явление post-truth politics, предполагает не только превалирование эмоций над фактами, но и якорение на определенных личностях, считающихся «правильными». Ничего рационального в этой привязанности нет – люди слепо идут за своим эмоциональным откликом на того или иного блогера, который выразил близкое им мнение. Так что думающая часть Facebook может сколько угодно полоскать блогеров, пришедших к Порошенко, в восприятии тех, кто им верит – это мало что изменит. Точто так же, как реклама Луценко все равно дойдет до ушей радиослушателей, несмотря на негативную реакцию активистов и соцсетей.

Вопрос в другом – даже блогеры не смогут перевернуть пирамиду Маслоу.

И президент это понимает. Но как-то по-своему: он не доволен политикой больших медиа. Желание казаться хорошим опять побеждает необходимость быть хорошим.