Пропасть между бедными трудоспособными и нищими пенсионерами превратилась в Большой каньон. При этом все понимают, что в условиях экономической стагнации и инфляции пенсии — это то, на чем нельзя экономить ни при каких обстоятельствах. Пенсионеры — это люди на грани выживания, со средним доходом в 1730 грн. Ни прожить, ни выжить на эти деньги уже невозможно.
Тем не менее именно Пенсионный фонд в своем годовом отчете похвастался экономией 13,5 млрд грн госсредств. Естественно, возникло немало вопросов, почему экономить решил госорган, от которого, в отличие от остальных структур, этого ждали меньше всего? Как можно сэкономить 13 млрд при дефиците в 142 млрд?
А главное, что изменилось в системе пенсионного обеспечения и чего ждать пенсионерам в будущем?
(Не)реформа
На сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров. Средняя пенсия за прошлый год выросла на 129 грн — с 1699,5 до 1828 грн. Минимальная — с 1074 до 1247 грн. Естественно, при годовой потребительской инфляции в 12% ростом это не назовешь.
Несмотря на декларации об унификации пенсионного законодательства, отмену спецпенсий и всеобщую справедливость, в Украине все еще есть равные и те, кто равнее. Ни одна категория льготных пенсионеров так и не была полностью ликвидирована. «Обычные» пенсионеры (10,8 млн граждан) получают средние выплаты в 1730 грн согласно ЗУ «Об обязательном государственном пенсионном страховании». Остальным пенсии назначались по так называемым спецзаконам, выплаты тоже «специальные» — в районе 3–4 тыс. грн в среднем.
Даже после введения ограничения на максимальный размер пенсии (на секундочку — 10,7 тыс. грн) почти 9 тыс. пенсионеров продолжают получать выплаты, превышающие эту сумму. Например, 2,5 тыс. судей-пенсионеров обошли ограничение, назвав свои пенсии пожизненным денежным обеспечением, которое за год выросло с 16,6 тыс. грн до 22 тыс. В данный момент их коллеги прокуроры ведут борьбу за аналогичные привилегии. Даже сейчас эту категорию пенсионеров сложно отнести к малообеспеченным — за год их пенсии повысились с 7 тыс. грн до 9 тыс.
Конечно, решение вопроса «спецпенсий» не изменит ситуацию с дефицитом ПФ — слишком невелико количество таких льготников, немногим более 9% от общего числа. Но сам факт, что пенсии в стране до сих пор начисляются по нескольким разным законам, только множит число желающих пролоббировать исключительные права для отдельных категорий, создавая неравенство и деформируя систему, в которой уровень пенсии давно уже никак не связан с объемом отчислений, уплаченных в фонд. Что, в свою очередь, никак не стимулирует граждан к «сотрудничеству» с Пенсионным фондом. Взносы можно вообще не платить и в итоге получить минимальную пенсию, которая будет немногим меньше средней выплаты рядового пенсионера, всю жизнь исправно платившего взносы.
О непоправимой трансформации системы говорит тот факт, что на декабрь 2016-го 73% пенсионеров (8 млн человек) получали доплаты, дотягивающие их выплаты до размера минимальной пенсии по возрасту. По сути, все эти люди имеют пенсию ниже прожиточного минимума для трудоспособных, и государство просто доплачивает им недостачу. Еще 6,3 млн пенсионеров получают различные (иногда несколько одновременно) надбавки. Среди них — доноры, дети войны, жертвы политических репрессий, чернобыльцы, одинокие пенсионеры. То есть прозрачней и понятней пенсионная система не стала. Стимулов сотрудничать с ней немного. По данным Госслужбы статистики, только в 2016 г. каждый четвертый (более 4 млн человек) работал без официального оформления.
Конечно, статистику по отчислению единого социального взноса (ЕСВ) здорово исказило его революционное снижение до 22%. О том, что ожидаемой детенизации не было, а дефицит самого фонда вырос до беспрецедентных масштабов, сказано много. Отчет фонда лишь подтвердил опасения — в стране все меньше людей, которые стремятся оформиться официально, платят взносы, рассчитывают на пенсию. И зря это не пугает правительство, ведь система прямоточная — чем ниже уровень платежей от трудоспособных, тем выше вероятность того, что пенсионеры ничего не получат.
Что любопытно, количество самих плательщиков, по данным ПФ, выросло с 2134 тыс. в 2015-м до 2270 тыс. в 2017-м. Тренд вроде как положительный, пока не интересуешься деталями.
Основной прирост был обеспечен физлицами-предпринимателями, которые в массе своей платят минимальный ЕСВ. Юрлиц, денежный вклад которых в систему ощутимее, — лишь 23% плательщиков. 10 млн из 12,8 млн застрахованных — это наемные сотрудники.
Повышение минимальной зарплаты до 3200 грн сможет хотя бы частично решить проблему с поступлениями в ПФ именно благодаря этим наемным сотрудникам. По состоянию на декабрь 2016-го, зарплата менее 3200 грн начислялась 4 млн сотрудников (40% от общего количества), чиновников из них чуть больше миллиона, остальные — частный сектор. В это трудно поверить, но 1,2 млн в 2016-м получали зарплаты ниже минимальной в 1600 грн. После последних изменений, не предполагающих снижение минимального пенсионного взноса, даже если человек оформлен на полставки, зарплаты этих сотрудников, и поступления в ПФ соответственно, вырастут. Но это только тренды будущего, да и там существенно сэкономить не получится, ведь дефицит фонда после снижения ЕСВ вырос до 142 млрд грн. Более того, по данным Пенсионного фонда, еще 10,9 млн пенсионеров ждут так называемого осовременивания пенсий, на что тоже нужны средства в размере около 50 млрд грн.
Собственные доходы фонда в 2016-м (по сравнению с 2015-м) снизились на 58,2 млрд грн (-34%). Плановый показатель поступлений превышен лишь на 1,6%. Естественно, латать дыру начали за счет госбюджета, увеличив финансирование фонда с 95 до 142 млрд.
К чему это привело, помимо очевидных проблем с содержанием фонда? Во-первых, усугубилось разочарование трудоспособных граждан в существующей пенсионной системе, за которую теперь приходится платить дважды — один раз в виде ЕСВ, второй раз в виде других налогов, которые все равно будут частично направлены в ПФ. При этом работающим сейчас людям не гарантируют, что их пенсии будут пропорциональны взносам. Невольно задумаешься, а нужен ли фонд как таковой, и не дешевле было бы перейти на прямое финансирование пенсий из госбюджета?
(Не)экономия
На фоне бюджета в 255 млрд грн экономия ПФ по итогам 2016-го составила аж 15,2 млрд. Почти 2 млрд грн — перевыполнение по собственным поступлениям (кстати, очень скромное, если сравнить с другими сборами), остальные 13,5 млрд — «в результате проведенных мероприятий по подтверждению правомерности пенсионных выплат лицам из числа ВПЛ». О том, как именно получилась эта последняя сумма и можно ли называть ее экономией, мы говорили с вице-премьер-министром Украины по гуманитарным вопросам Павлом РОЗЕНКО.
— Павел Валерьевич, выплаты были прекращены 407,7 тыс. пенсионеров, не прошедших физическую идентификацию согласно постановлению №365 Кабмина и предположительно находящихся на временно оккупированных территориях?
— В этой цифре те, кто не прошел физическую верификацию, и те, кто был в переданных нам в феврале 2016-го списках СБУ, — 450 тыс. человек (выплаты этим людям были приостановлены непосредственно перед передачей баз по ВПЛ на верификацию Минфина. — Авт.). Часть людей из этих списков не обратилась в органы ПФ с просьбой восстановить выплату пенсии. Это означает, что там были те, кто не переехал на постоянное место проживания на контролируемые украинской властью территории и в соответствии с законодательством и нормативной базой не имеет права на получение выплат.
— Можно ли говорить об экономии, если и вы, и нынешний министр Минсоцполитики неоднократно заявляли, что Украина обязательств по соцвыплатам с себя не снимает, начисления производятся, деньги выплатят, когда территории, которые, к слову, до сих пор не имеют официального статуса оккупированных, будут освобождены?
— Безусловно, речь не должна идти о какой-то экономии средств. Но, скажем так, в настоящее время это свободный ресурс, который позволил Пенсионному фонду закончить прошлый финансовый год без займов. Логика же остается прежней: после выполнения Минских соглашений и восстановления территориальной целостности Украины люди, находящиеся сегодня на временно оккупированных территориях, будут иметь возможность восстановить все выплаты с момента их прекращения. Эти средства аккумулируются и, когда появится реальная возможность, конечно, будут выплачены.
— Сколько из этих 13,5 млрд грн «сэкономлено» непосредственно на пенсиях ВПЛ? Цифры не сходятся. Если взять средние пенсии по Донецкой и Луганской областям и одновременно прекратить их выплату в течение года, то «экономия» получится около 9 млрд. Но выплаты не были прекращены одномоментно, должно быть еще меньше.
— Комментировать реальные источники экономии, а точнее, дополнительного ресурса сложно. Вы же понимаете, это средняя температура по палате. Но я думаю, что цифры соответствуют действительности. Когда мы с СБУ в начале 2016-го начинали соответствующую работу, то сумма порядка 10–12 млрд грн звучала. То есть 13 млрд вполне могут соответствовать действительности.
— Согласно отчету ПФ, в результате проведенной Минфином верификации выплаты были прекращены аж 59 лицам. Означает ли это, что она была неэффективной?
— Нет, наоборот, я считаю, что проведение Минфином внешней верификации — абсолютно правильно решение. Именно эта верификация подтвердила тот факт, что претензии к Пенсионному фонду относительно двойных, тройных и выплат «мертвым душам» — безосновательны. Это то, о чем я говорил еще до начала верификации. Не подтвердились цифры о десятках миллиардов «неэффективных» соцвыплат, фигурировавшие в СМИ.
Давайте не забывать, что верификацию фонда мы провели еще в 2015-м, очистили ПФУ и от двойных выплат, и от «мертвых душ». Но внутренней верификации доверяют меньше — всегда есть сомнения в том, насколько добросовестно структура будет проверять сама себя. Хотя я с этим не согласен. Наоборот, нам это было выгодно — провести внутренний аудит и повысить уровень пенсионного обеспечения не за счет повышения пенсионного возраста и стажа, а за счет внутренних резервов.
Тем не менее я полностью поддержал идею верификации Минфином. И она лишь подтвердила, что ПФУ на сегодняшний день не платит пенсии «мертвым душам», не проводит двойных и тройных выплат, что у нас есть централизованные базы застрахованных лиц и пенсионеров, и это позволяет модернизировать сервисы ПФ. Например, с 1 января 2017 г. мы уже можем назначать пенсию человеку без привязки к его месту проживания, то есть оформлять человеку пенсию в любой точке страны.
— Кроме оккупированных территорий.
— Да, естественно.
Так что централизованная база данных у нас уже создана. В нее на данный момент внесено более 42 млн человек, как застрахованных лиц, выплачивающих налоги в ПФ, так и пенсионеров.
— Но в списке из пяти рекомендаций от Минфина нарушения по выплатам ВПЛ занимали лишь четвертое место (всего 17%). Первые три — жилищные субсидии (39%), выплаты по безработице (22%) и пенсионные (20%). Каковы результаты верификации по этим трем позициям?
— Верификация ВПЛ — это была отдельная работа, даже Минфину было сложно их проверять, поскольку обмена базами данных с «Л/ДНР» нет и быть не может. Те списки, которые подавались СБУ, составлялись по результатам несколько иных проверок.
Относительно верификации субсидий и других выплат. Нам были предоставлены не факты нарушений, а именно «рекомендации» провести более детальные проверки по отдельным гражданам. Наибольшее количество замечаний у Минфина было по вопросу утерянных паспортов, на которые якобы оформлялись выплаты. Но после проверок мы не обнаружили ни одного случая оформления соцпомощи по утерянному паспорту. Процесс был обратным — выплата назначалась, после этого человек терял паспорт, но выплаты получал. И это не нарушение законодательства, поскольку человек не обязан сообщать об утере документов в ПФ или управление соцзащиты. Это не является поводом для остановки соцвыплат. Повторное оформление пенсий или соцпомощи на тот же паспорт нереально при наличии централизованной базы данных.
По субсидиям мы обнаружили значительную часть людей, скрывших от управлений соцзащиты свое реальное материальное состояние. Прежде всего речь идет о покупке в течение года на сумму свыше 50 тыс. грн. Это не критичное нарушение, да и случаев таких не больше сотни при общем количестве субсидиантов в 7,5 млн семей. При этом комиссии местных органов власти имеют право предоставлять субсидии тем семьям, которые совершали покупки на крупные суммы в тех случаях, когда это оправдано. Например, если семья разменивает жилье. И в большинстве нарушений при оформлении субсидий мы имели соответствующие решения местных комиссий, разрешающие предоставление субсидии.
Относительно выплат по безработице был вопрос с передачей баз данных от центров занятости Минфину. Это больше проблемы коммуникаций, чем реальных нарушений.
— Почему из 13,5 млрд грн, «сэкономленных» на выплатах пенсий ВПЛ, 2,4 млрд при дефиците ПФ в 142 млрд грн были перенаправлены на субсидии?
— Перенаправление 2,4 млрд грн из бюджета ПФУ на выплаты субсидий — это абсолютно нормальное управленческое решение, так как это деньги государственного бюджета, которые «дотируют» ПФ. Это не деньги ПФ, а неиспользованные средства госбюджета, выделенные на поддержку ПФУ в 2016 г.
— Многие приводят аргумент, что СССР во время Второй мировой тоже не выплачивал пенсии на оккупированных территориях. Но и пенсионеры СССР не получали пенсий от страны-оккупанта, в то время как, согласно отчету, на выплату гражданам Украины, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к нему, в 2016 г. от ПФ РФ поступило 47,8 млн рос. рублей. Как это увязывается?
— Выплата пенсий РФ украинским гражданам, работавшим на ее территории, регулируется межгосударственным договором.
Относительно выплат пенсий на временно оккупированных территориях таких договоров нет и быть не может. И давайте четко расставлять акценты: не Украина прекратила выплату пенсий украинцам на оккупированных территориях, а РФ, которая захватила территории нашей страны и не дает Украине никакой возможности выполнять соцобязательства перед своими гражданами. Полная ответственность за социальную и гуманитарную катастрофу на территориях, не контролируемых украинской властью, лежит исключительно на России и ее пособниках-террористах.
Разговоры о том, что Украина отказалась от своих соцобязательств, не соответствуют действительности. Люди, оставшиеся на неконтролируемых территориях, имеют право на пенсионные выплаты. Это право сегодня нарушается, но не Украиной, а РФ. Если люди хотят получать эти выплаты, они должны переехать на постоянное место проживания на контролируемые украинской властью территории. Так говорит украинское законодательство. Тут мы можем контролировать, кто получает выплаты, там — нет. У кого в руках окажется банковская карточка, на которую приходят социальные выплаты? Не будем ли мы финансировать терроризм в итоге? Это абсолютно нормальная позиция, ее поддерживают и международные организации, и представители других стран.
* * *
«Долгое время представители власти повторяют одну мантру — механизма выплаты пенсий гражданам, проживающим на неподконтрольной территории, нет, — говорит координатор по адвокации ГО «Донбасс СОС» Ольга Гвоздёва. — На самом деле он есть. В его основе — не доставка выплат органами власти на неподконтрольную территорию, а возможность получения гражданами своей законно заработанной пенсии на контролируемой территории. Пенсионеры могут выезжать на подконтрольную территорию, становиться на учет в управлении ПФ и получать свою пенсию на карточку, периодически выезжая для продления выплат и идентификации. Внедряя такой механизм, мы не только узнаем реальное количество переселенцев, но и стимулируем передвижения граждан, а следовательно, поддержим и связи по обе стороны линии разграничения».
Эксперт считает, что по сути граждане уже пользуются данным механизмом, но только оформляя при этом справку переселенца. До 2016 г. Минсоцполитики и ПФ закрывали на это глаза, но потом, видимо, решили, что лишение данной части граждан пенсионных выплат — хорошая возможность для «экономии» пенсионного бюджета. Такая экономия может обернуться необходимостью платить по счетам позже, но уже в других размерах.
Согласно украинскому законодательству, пенсия должна выплачиваться гражданину независимо от того, где он проживает. Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит: никто не может быть лишен своей собственности (а пенсионные выплаты — это собственность гражданина). При этом Европейский суд по правам человека признает, что даже при отсутствии эффективного контроля над частью своей территории государство не перестает нести ответственность и обязательство по защите гарантированных Конвенцией прав. То есть при подаче иска в суд Украина будет обязана не только выплатить всю задолженность по пенсии, но и возместить моральный и материальный ущерб. Уже из государственного бюджета.
«Что лежит в основе невыплат пенсий на неподконтрольной территории? — продолжает исполнительный директор БФ «Свои» Оксана Сухорукова. — Реальная борьба с террористами-пенсионерами или?..
Те, кто может сложить 2 и 2, понимают, что без немедленной пенсионной реформы не обойтись. Иначе все мы окажемся без пенсии уже через десять лет. Попрание Конституции и закона, полную некомпетентность, воровство, неумение и нежелание что-либо менять очень удобно прикрывать патриотическими лозунгами, борьбой с «терроризмом» и прочими красивыми словами. Но сколько судебных решений вынесено по обвинению в терроризме?».
Любой трудоспособный гражданин, взглянув на подобные отчеты, неувязки, хроническую дефицитность, безалаберность распорядителей и их неумение коммуницировать с обществом, невольно задумается, а хочет ли он вообще в этом участвовать. Платить нужно вдвойне, чтобы в итоге получить минимальную выплату, которая никак не зависит от взносов. И хорошо, если тебе везет, и ты проживаешь на территории, которую твоя страна пока еще контролирует. А если нет, то ты — экономия для ПФ, не более. Ну или освободившийся ресурс