Кабинет Министров Украины подписал меморандум с афганцами и чернобыльцами о сохранении существующего порядка выплаты льгот. Таков итог противостояния и последующего переговорного процесса, длившегося 10 дней. Портал «Политика и деньги» рассказывает о том, скольких льготников в Украине «поразил в правах» злополучный «закон» и к каким финансовым последствиям привел «штурм Рады» 20 сентября протестантами - ветеранами локальных войн и ликвидаторами чернобыльской аварии.
Страна льготников
Согласно данным Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы, в Украине насчитывается приблизительно 16 млн льготников. Из них 13 млн получили право на льготы по социальным признакам, а 3 млн - по профессиональным.
Среди основных категорий пенсионеры по возрасту (10,5 млн), дети войны (6 млн), ветераны труда (4,5 млн), ветераны войны (3 млн), чернобыльцы (2 млн). Всего в Украине зарегистрировано 27 млн льготных статусов. Это означает, что многие люди имеют право одновременно на несколько льгот.
Общая стоимость льготников для украинской экономики оценивается минимум в 30 млрд грн. в год. Для сравнения это вдвое больше бюджетных ассигнований на Вооруженные силы страны и почти столько же, сколько в совокупности составляют все местные бюджеты Украины.
В то же время далеко не все получают положенные им по закону льготы. К примеру, лишь небольшое количество детей войны видят предусмотренную законодательством надбавку в 30% от размера минимальной пенсии. Причем даже судебное решение не является гарантией получения «своих» денег, поскольку в государственном бюджете вообще не предусматривается выделение этих средств.
Наличие колоссального контингента льготников влечет за собой ряд социально-экономических проблем. Прежде всего, это проблема социальной справедливости. В Украине неприлично много льгот имеет политическая, бюрократическая и силовая элита государства. В своем большинстве это очень обеспеченные люди. И остается непонятным, почему льготные преференции распространяются и на этих граждан?
Кроме того, масштабные льготы препятствует развитию социально значимых сфер экономики Украины. В первую очередь, это касается общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Достаточно сказать, что правом на бесплатный проезд в различных видах транспорта пользуется 24 млн человек, а льготами по оплате услуг ЖКХ 7 млн. В результате многие государственные и коммунальные предприятия испытывают хронический дефицит оборотных средств и лишены возможности инвестировать в собственное развитие.
Очевидно, что существующая система предоставления льгот является непосильным бременем для Украинского государства и нуждается в серьезной трансформации. С другой стороны, для большого количества людей льготы стали непременным условием их выживания.
В условиях высокой инфляции и частой девальвации национальной денежной единицы некоторые льготы даже стали своего рода «твердой валютой». Например, бесплатный проезд. Это при любой экономической ситуации и политической власти вечная ценность.
А покушаться на вечные ценности чревато. Об этом убедительно свидетельствует российский опыт 2005 года. Тогда власти РФ приняли решение монетизировать льготы, как это принято во многих развитых странах. В ответ по всей России вспыхнули массовые уличные протесты, которые настолько напугали власть, что вопрос был немедленно снят с повестки дня и с тех пор больше не поднимался.
Штурм Рады
Теперь и у Украины есть свой яркий опыт борьбы за право граждан на льготы. 9 сентября Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о гарантиях государства по выполнению судебных решений (№ 9127). В переходных положениях этого документа предусматривается, что размер и порядок выплаты льгот для 36 категорий льготников будет определяться не законами Украины, а решениями Кабинета Министров.
В случае принятия этого закона в целом правительство получило бы право устанавливать льготы на свое усмотрение, а не выплачивать их в объеме, предусмотренном действующим законодательством.
20 сентября, накануне второго чтения, у здания парламента в Киеве собралось по разным оценкам от 10 до 15 тыс. человек. Основными организаторами акции выступили «Союз Чернобыль Украины», Украинский союз ветеранов Афганистана и общественная организация «Никто, кроме нас». Они выдвинули требования отменить законопроект № 9127 и другие «антисоциальные законы», принять новый закон о выборах, распустить Раду.
В тот день произошли события, которые уже вошли в историю как «штурм Рады». В ходе акции наиболее активная часть митинговавших осуществила попытку силового проникновения в здание парламента. Эта попытка почти увенчалась успехом и изрядно напугала народных депутатов. Верховная Рада отложила рассмотрение законопроекта во втором чтении, а Кабинет Министров сформировал группу переговорщиков во главе с вице-премьером - министром социальной политики Сергеем Тигипко.
30 сентября министр сообщил, что правительство подписало с афганцами и чернобыльцами меморандум о взаимодействии и сотрудничестве. В соответствии с меморандумом из проекта закона исключат переходные положения, которые предоставляли правительству право регулировать льготы в ручном режиме. Это касается всех 36 категорий льготников. Более того, Сергей Тигипко заверил, что афганцам и чернобыльцам размер льгот будет даже увеличен.
Таким образом, Кабинет Министров не только не сэкономил государственные средства, но и взял на себя повышенные обязательства. По словам главы фракции Партии регионов Александра Ефремова, для обеспечения всех льгот необходимо будет изыскать в проекте бюджета-2012 дополнительно 10 млрд грн. Это проблема для правительства, поскольку фактически на эту сумму увеличивается дефицит госбюджета.
Между тем перед Кабинетом Министров поставлена задача удержать дефицит государственных финансов на уровне, предусмотренном обязательствами Украины перед МВФ, то есть не более 2,5% от ВВП. Следует учесть, что отношения с фондом вновь важны для Киева: мировая экономика ощутимо замедляет темпы роста, и деньги МВФ могут послужить дополнительным финансовым демпфером в случае кризисного развития событий.
Ручное управление льготами как раз и рассматривалось правительством как инструмент, с помощью которого планировалось достичь требуемых фондом бюджетных показателей.
Вряд ли власти намеревались провести в 2012 году действительно масштабные сокращения льгот, все-таки следующий год предвыборный. Скорее всего, существенно урезать льготы правительство стало бы только в случае крайней необходимости. Тем не менее, «штурмовики» лишили Кабмин даже теоретических шансов сделать это законно.
«В борьбе обретешь ты право свое...»
Первый вывод, который можно сделать из всей этой истории: наиболее эффективный способ общения с нынешней украинской властью - это разговор с позиции силы. Столкнувшись с жестким силовым сопротивлением, правящая команда сдает свои позиции. Год назад налоговый Майдан позволил сохранить упрощенную систему налогообложения для миллионов людей. Нынешней осенью «штурм Рады» предотвратил ограничение льгот для десятков миллионов граждан. В то же время против пенсионной реформы так яростно не боролись. Результат известен.
Поскольку тактика силового давления на власть дает очевидный результат, это вполне может послужить руководством к действию и для других социальных групп. Но на успех смогут рассчитывать лишь те, кто продемонстрирует способность к самоорганизации, осознание общности интересов, как «упрощенцы», и высокий уровень корпоративной солидарности, как афганцы и чернобыльцы.
К тому же, теряя поддержку в обществе, власть уперлась в пределы применения своего контрсилового потенциала. Показательный факт – на заседании Кабинета Министров 26 сентября министр внутренних дел Анатолий Могилев не смог гарантировать безопасность правительственных зданий. Ну чем не приглашение зайти в случае чего в гости к народным депутатам или правительственным чиновникам «организованной толпой»?
Второй вывод состоит в том, что во всех этих процессах оппозиция отсутствует как сколь-нибудь значимый политический фактор. Организация и проведение массовых протестных акций все чаще происходит без участия оппозиционных партий и политиков. Оппозиция сегодня попросту стала ненужной, она все еще живет позавчерашним политическим днем.
Те же афганцы и чернобыльцы все чаще предпочитают дистанцироваться от любых политиков. Например, 29 сентября в Днепропетровске во время акции протеста против принятия законопроекта № 9127 представителям Коммунистической партии не дали даже развернуть партийный флаг и обвинили в их популизме. Это, кстати, еще одно свидетельство того, что главные разделительные линии в украинском социуме сегодня проходят не между властью и оппозицией, а между элитами и остальной частью общества.