Выступая в Верховной Раде с ежегодным посланием, президент Украины Виктор Янукович в очередной раз пообещал уже в этом, 2011-м, году вернуть людям «веру в справедливость закона и необратимость наказания». «Требую от правоохранительного сектора и от нашего судейского корпуса неуклонного соблюдения закона, в частности, в расследовании дел и при вынесении судебного приговора», – сказал он. Потому что, по его же мнению, только так «мы сможем поставить точку и в тех делах, которые волнуют общество». А общество волнуют многие вопросы…
Например, что же такое случилось в украинских верхах, что там решили политические разборки с привлечением Генпрокуратуры продлить еще и «плясками на костях». Традиционными для Украины, но на этот раз – уже с привлечением очень знатных «танцоров». Из числа экс-президентов. Имеется в виду – реанимация так называемого «дела Гонгадзе». И то, что Леонид Данилович Кучма по примеру Юлии Тимошенко ходит в ГПУ, как на работу (а он же на пенсии!). Более того, ему не просто портят день рождения внука (20 лет Роману Франчуку), а делают это на очной ставке с участием некого псевдогероического неадеквата Николая Мельниченко, который в былые годы обтирал штаны и бока под диваном у президента, типа фиксируя его речи на цифровой магнитофон. А сейчас от счастья, что его опять вспомнили, прямо-таки голову потерял и начал нести такую околесицу, что психиатры всего мира, изучая этот бред и поведение фигуранта, взвыли от зависти к украинским коллегам, которым, не исключено, еще придется его «изучать». Если так пойдет и дальше, майор-расстрига опять почувствует себя «вершителем судеб» и «делателем истории», что часто с ним случалось во времена прежние. Но по-любому – зачем позорить самого успешного президента Украины за все 20 лет ее независимости?
Или, к примеру, такой вопрос: почему это упомянутая выше Тимошенко, находясь под следствием, все же побывала в Брюсселе (что не позволили бы никому другому из простых украинцев), продолжает словесно гадить в «Твиттере» и по-прежнему называет уголовное дело, возбужденное властью с такой помпой, «мусором», «грудой бумаги» и на свидания со следователями ГПУ уже не ходит? Что это – вера в собственную невиновность или уверенность в импотентности власти в лице правоохранителей?
Янукович попытался ответить в Сингапуре: мол, хватит Леониду Даниловичу жить на таблетках, будучи вечно под подозрением, – надо поставить точку в обвинениях его в причастности к убийству журналиста, а сделать это может только суд. А в ежегодном послании сказал: «Преступление должно быть осуждено и наказано. Морально, административно и уголовно… Именно так. Расследование злоупотреблений высокопоставленных чиновников из кабинетов, преступлений против журналистов и известных общественных деятелей будут доведены до логического завершения».
Неплохие слова, грамотные, легко переводятся на иностранные языки стран Европы и прочего мира, куда они, прежде всего, и адресованы. Кто их из украинских политиков только громогласно ни говорил, кося лиловым глазом на Запад. Теперь пришла очередь Януковича политически косоглазить. Ибо только за пределами Украины ее власть, в данный момент власть Януковича, иностранные партнеры еще могут положительно оценить по результатам расследования так называемых «резонансных уголовных дел». «Дело Гонгадзе», «дело Тимошенко» – из таковских. Так называемый «цивилизованный мир» легко и непринужденно мирится с бомбардировками суверенных государств, но страшно нервничает, когда убивают журналистов. Или когда общественность узнает, что чиновник ворует из госбюджета напропалую.
Украине же такие дела – до лампочки. Тут уже никто ни во что и никому не верит. Потому что во власти и около нее врут все. Создается даже такое впечатление, что обычные люди, попав в политики, забравшись на разные ступеньки властного Олимпа и даже потеряв кабинеты и кормушки, пьют какую-то сыворотку лжи, которая вынуждает их не говорить ни слова правды.
Но все равно зачем-то же «дела» ведутся. Объяснений может быть много. Вполне можно поверить даже в то, что сам Янукович искренне хочет наказать виновных в «деле Гонгадзе» и по справедливости, под аплодисменты миллионов украинцев, посадить Юлию Владимировну. За воровство, за мздоимство, за тотальную и повседневную ложь. Но с каждым днем все крепнет сомнение: кто же ему даст это сделать? Он, увы, тоже превращается в заложника политических внутренних и международных раскладов, решительно разрубить которые, как Гордиев узел, у него не хватает политической воли. Или, если хотите верить в «доброго царя» и «злых бояр», более прагматичные и сволочные соратники не дают. Внутри страны – на суде «поганая Юлька» может рассказать об их общих воровских делишках. За пределами Украины тамошние чистоплюи могут обидеться за «преследование оппозиции» и заморозить счета, не пустить к «хатынкам» и т. д. Вот наши политики и близкие к ним олигархи сегодня и кувыркаются между страстным желанием нагадить Тимошенко сотоварищи и отобрать у них их имущество и страхом потерять свое. И Янукович якобы вынужден им внимать – соратники все же. Такая вот «отмазка» имеется…
Но более вероятной причиной реанимации «дела Гонгадзе» с привлечением Кучмы стала привязка его к «делу Тимошенко». Ну как привязка… Как связаны между собой дымовая завеса и предмет, который она должна скрыть, закамуфлировать, а то и вообще сделать невидимым. Это – пыль в глаза. Отвлечение внимания на старый негодный объект с целью использовать его, этот самый объект, для прикрытия или оправдания новых гадостей.
Понятно же, что доказать вину Кучмы и – тем более! – посадить его на скамью подсудимых по закону не представляется возможным. Нет прямых указаний Кучмы убить Гонгадзе, зато есть возможное превышение служебных полномочий, повлекшее за собой преступление, но срок давности по таким делам истек. Да и сами эти превышения полномочий еще нужно доказать. В прямую вину Кучмы не верит даже мать убитого журналиста Леся Гонгадзе. «Я экс-президента не ловила за руку и обвинять не могу. Как и не могу поверить, что он отдавал приказ убить моего сына. Возможно, где-то вспылил, ляпнул, что надо его вывезти за город и снять штаны, а кто-то этим воспользовался, чтобы отстранить Кучму. Все было подстроено», – говорит эта несчастная женщина-мать, на горе и слезах которой уже невесть какой по счету украинский политик норовит взобраться в руководящее кресло, чтобы сразу забыть о ней…
Но сам факт привлечения экс-президента к ответственности – это отличное доказательство «равенства всех перед законом», которое-де восторжествовало – наконец-то, при Януковиче! – в Украине. То есть того, что Запад неустанно требует от всех украинских «кэрманычей» последние 20 лет. И сейчас Западу как бы говорят: вот видите, мы даже Кучму таскаем по прокурорам, о каком преследовании «оппозиционерки Тимошенко» вы говорите? Ее за воровство пытаются осудить…
Но и это еще не все. Для внутреннего пользования в Украине это, во-первых, сигнал того, что отныне никто не может чувствовать себя неприкасаемым. В первую очередь, конечно же, это касается олигархов, которые как-то сильно уж разбузились и отбились от рук, почувствовав, как уверенно Янукович идет по дороге своего предшественника Виктора Ющенко. По дороге безвластия и падения авторитета и доверия к себе…
Во-вторых, это прекрасная возможность получить хоть минимальную, но такую нужную юридическую «кроху», «мелочь», как удаление Тимошенко с политической арены страны. Все очень банально и даже примитивно, но надежно, как удар кувалдой по темечку. Если вина Тимошенко будет доказана хоть частично и она будет осуждена, то подпадет под норму законодательства, запрещающую людям с неснятой судимостью баллотироваться в выборные органы власти. В парламент, например, в 2012 году. То есть приговор будет оглашен, судимость повесят рядом с косой на голове и отправят «нашу Кыцю» участвовать в различных апелляционных процедурах. А апелляция – дело в Украине не быстрое. Пока будут судить-рядить, и выборы подкатят. А с судимостью, повторяю, участвовать в них нельзя...
А потом, когда выборы пройдут, Юлию Владимировну в судах любой инстанции пусть хоть «кыцей непорочной» объявляют. Для власти это уже не будет иметь никакого значения. За последующие же пять лет от Тимошенко вне Рады и памяти не останется, сколько силикона и ботокса в телеса ни закачивай…
Нужная, надо отметить справедливости ради, задача – окончательно убрать на помойку истории «оранжевых», «посторанжевых» и всевозможных «бело-сердечных». Воздух станет все же хоть чуть-чуть чище. Да и Кучма сотоварищи наконец оправдаются. Или получат по заслугам. Хоть в виде приговора суда.
Вызывает отторжение то, какой ценой это получится. Опять – танцы у гробов и неопознанных останков в морге. Под слезы безутешной матери, не знающей о судьбе единственного сына. Она не верит, что останки, вокруг которых «пляшут» украинские правдоискатели, принадлежат ее сыну Георгию. «Это страшное шоу продолжают, чтобы держать друг друга на крючке. За десять с половиной лет этого кошмара поменялись три президента и пять генпрокуроров, и вот аж шестой вдруг возбуждает дело против Кучмы», – сказала она. И продолжила уже о сыне: «И дальше продолжают играть его костями»…
…И действительно – в очередной раз чем-то кладбищенским, мертвечиной потянуло от украинской политики. И это – в юбилейный-то год…