В современной системе международного права государственный суверенитет больше не рассматривается как привилегия. В первую очередь — это обязанность защищать жизни людей.
В 1987 году Бернар Кушнер, французский врач и общественный активист, в прошлом — коммунист и сооснователь организации «Врачи без границ», а в будущем — социалист, министр иностранных дел Франции, скандализировал европейскую общественность, выпустив книгу под названием «Обязанность вмешаться» (Le Devoir d’Ingerence). Основная идея, высказанная Кушнером, — демократические государства не просто имеют право, но и обязаны вмешиваться в дела иностранных государств ради защиты прав человека, даже если ради этого придется нарушить их суверенитет.
Пройдет всего восемнадцать лет, и принцип «Обязанность защищать» (The responsibility to protect) станет новацией в международном праве в виде инициативы ООН, признанной всеми государствами — членами организации. Нормой, однако, все еще дискуссионной: универсального «перечня» ситуаций, при которых внешнее вмешательство (гуманитарная интервенция) было бы признано абсолютно правомерным, все еще не существует.
Наследие колониального режима
Наиболее пикантное в этой ситуации то, что Кушнер, личность безусловно яркая, да и политик далеко не однозначный, не скрывал своих левых убеждений — и тем не менее в своей концепции по сути выступил едва ли не идейным продолжателем европейского колониализма.
В самом деле, не составит труда предположить, что обязанность вмешиваться во внутренние дела некоего «нецивилизованного» государства, руководствуясь «прогрессивными» принципами, нашла бы горячую поддержку у поклонников концепции «бремени белого человека» по отношению к «туземным дикарям» («Править тупой толпою то дьяволов, то детей» — по Киплингу).
Но в том-то и дело, что история так называемых гуманитарных интервенций действительно старше, чем современная концепция прав человека или появление в международном праве норм, определяющих преступления, носящие массовый характер.
Так, можно упомянуть, что в середине XIX века Франция предприняла интервенцию в Ливан с целью прекращения религиозной резни, устроенной друзами при поддержке османских властей против маронитов. В 1901 году альянс Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Великобритании, Италии, России и Японии вторгся в Китай для подавления так называемого ихэтуаньского («боксерского») восстания — так как под угрозой уничтожения восставшими оказались иностранные подданные и китайцы-христиане. Раздел Османской империи после Первой мировой войны странами Антанты на подмандатные территории проходил в том числе под лозунгами защиты местного населения — так как уничтожение армян и понтийских греков приняло характер геноцида. Таким образом современные нам примеры интервенций на территорию Ирака, Боснии или Сомали — вовсе не уникальные случаи в мировой истории.
Повод для вмешательства
В 90-е годы геноцид в Руанде и войны на территории распадающейся Югославии показали востребованность идеи о том, что нарушение государственного суверенитета является «меньшим злом» по сравнению с гуманитарными катастрофами. В 2000 году в «Докладе тысячелетия» тогдашний генсек ООН Кофи Аннан прямо задался вопросом: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ударом по суверенитету, то как нам следует реагировать на такую ситуацию, как в Руанде или в Сребренице, как реагировать на грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем заповедям человеческого бытия?»
В 2005 году Всемирный саммит ООН признал принцип ответственности каждого государства защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. В случае же, если он будет нарушен, международное сообщество обязалось «действовать коллективно, своевременно и решительно» через Совет Безопасности ООН и в соответствии с Уставом ООН.
На практике же лишь в отношении пяти стран были приняты решения, в которых указывалось на неспособность правительств выполнять свои обязательства по защите граждан. Речь идет о Ливии (2011), Кот-д’Ивуаре (2011), Южном Судане (2011), Йемене (2011) и Сирии (2012). Как известно, для Ливии это закончилось интервенцией и революцией, в Кот-д’Ивуаре и Южном Судане действуют миссии ООН.