«От советского Информбюро: сегодня, после тяжелых и кровопролитных боев, наши войска оставили… Государственную налоговую администрацию и Государственную таможенную службу». Примерно так знаменитый диктор Юрий Левитан мог бы объявить о первом политическом поражении премьер-министра Николая Азарова. Амбициозные планы Николая Яновича сформировать финансово-фискальный блок правительства из стопроцентно лояльных и управляемых исполнителей не увенчался успехом. Нет оснований сомневаться, что Азаров искренне намерен навести порядок в системе управления и добиться наполнения государственного бюджета. Однако планы премьера убрать из руководства налоговой и таможни любые интересы, кроме своих собственных, не выдержали столкновения с политическими реалиями.

Анализ кадровых назначений в ключевые фискальные ведомства позволяет говорить о реформаторском потенциале нового Кабинета, о способностях новой власти справиться с вызовами экономического и политического кризиса. Учитывая биографии и политические интересы, которые стоят за новыми руководителями, возникает большой вопрос: сможет ли правительство способствовать государственным интересам и стимулировать экономические преобразования, либо все громкие декларации о реформах закончатся банальным перераспределением финансовых потоков?

Налоговая — в бой идут одни «старики»

Новым председателем Государственной налоговой администрации назначен Александр Папаика. Александр Алексеевич до 2003 года руководил Донецкой областной налоговой администрацией и работал в самом близком и доверительном контакте с губернатором, а затем и премьер-министром Виктором Януковичем. Однако ему пришлось уйти в отставку при весьма скандальных обстоятельствах. Тогдашнего начальника ГНАУ Юрия Кравченко президент Леонид Кучма весьма ценил за способность «обломать» любую олигархическую группировку, по которой дается команда «фас». Для повышения собираемости налогов в Донбассе Кравченко выслал «десант» во главе с нынешним депутатом Партии регионов, а тогда начальником следственного управления налоговой милиции Николаем Джигой. «Я не могу сказать, что здесь работа провалена, но она велась, на мой взгляд, на недостаточном уровне», — заявил Джига на пресс-конференции. До начала проверки «среднее поступление денежных средств в бюджет было в пределах пяти-семи миллионов гривен ежесуточно… В результате различных мер среднесуточное поступление в бюджет… практически в четыре раза увеличилось. Это говорит о том, что есть возможности для того, чтобы бюджет пополнялся более продуктивно». После этого скандального спича Джига объявил, что Папаика, якобы, сам подал в отставку «по состоянию здоровья» — хотя отставник никаких публичных комментариев не сделал. По неизвестным причинам, органы прокуратуры не дали правовой оценки действиям руководителей областной налоговой, которые не доносили в бюджет примерно по 20 миллионов гривен.

«Налоговая служба за последние годы себя дискредитировала... Я ставлю задачу перед Александром Алексеевичем и перед всеми остальными — нещадно выжигать это явление, кадровые чистки для всех, кто замешан в этих делах, и наиболее отличившихся сдавать в прокуратуру». Такую задачу Папаике поставил Николай Азаров в марте 2010 г. Да уж, восстановить авторитет налоговой службы, утраченный почему-то за последние годы, Папаике будет весьма непросто…

Вполне вероятно, что Александр Алексеевич действительно непричастен к каким-либо злоупотреблениям, поскольку проблемы со здоровьем у него не надуманные. По данным источника «ЗН», близкого к руководству ГНАУ, Папаика является инвалидом второй группы. Видимо, от него ждут не столько энергичных действий, сколько хорошо взвешенных решений. Но «строить» Папаику премьер-министру не удастся не только из-за состояния здоровья. В том, что Папаику предпочли Хомутыннику, Брезвину, Копылову, Антипову, просматривается определенная закономерность.

Опыт работы и связи делают нового главу налоговой действительно незаменимым человеком на этом посту, преданным делу и команде Януковича. После ухода из налоговой при столь скандальных обстоятельствах, профессиональные качества и знания Александра Алексеевича остались востребованными, а авторитет в Донецке — незыблемым. Он был назначен на пост председателя наблюдательного совета акционерного банка «Донеччина» (сейчас — «Укрбизнесбанк»). Этот банк всегда относился к группе небольших, но зато его устойчивость и состоятельность никогда не вызывали сомнений. По данным «ЗН», среди хозяев этого банка называют Эдуарда Прутника — одного из руководителей Партии регионов, и еще одного, непубличного, но очень талантливого менеджера — Александра Викторовича Януковича. Это старший сын президента Украины.

Есть веские основания полагать, что далеко не все «донецкие» группы влияния удовлетворены назначением Папаики. Интересное совпадение: по данным «ЗН», подал заявление об отставке Вадим Кайзерман, первый заместитель председателя ГНАУ, настоящий гуру налоговой системы. Вадима Александровича, назначенного самим Януковичем в 2007 году при Брезвине, но сохранившего свое влияние под руководством бютовца Сергея Буряка, связывают хорошие отношения с бизнес-группой Рината Ахметова. Кайзерман работал вместе с Папаикой в Донецке, и не понаслышке знает, на что способен новый председатель. Поэтому уход Кайзермана можно воспринимать как своеобразный публичный демарш. Правда, есть вопрос, связан ли этот демарш только с назначением Папаики, либо причина еще глубже, и Кайзерман принципиально не хочет работать в подчиненном положении под непосредственным руководством министра финансов Федора Ярошенко.

На место Кайзермана, скорее всего, будет назначен Валерий Маликов, карьера которого ранее была связана с налоговой милицией Донецкой области. Маликов является одним из крупных хозяев металлургического бизнеса, в частности собственником Дружковского метизного завода.

По данным «ЗН»: Лакмусовой бумажкой борьбы с коррупцией по-азаровски стало сохранение на своей должности и повышение до ранга зампреда ГНАУ известного всему киевскому бизнесу Олега Низенка. Благодаря своим дружеским отношениям с Алексеем Николаевичем Азаровым (сыном премьер-министра), Низенко укрепляет свое влияние. То есть, слова о дискредитации налоговой службы к председателю столичной налоговой очевидно не относятся.

Среди курьезных назначений нельзя не отметить нового главу Киевской областной ГНА Петренко, возраст которого составляет 64 года и девять месяцев — то есть, до завершения карьеры государственного служащего ему остается всего три месяца активной работы. Впрочем, и три месяца в налоговой — это тоже хороший приварок к пенсии…

Сможет ли новое руководство налоговой выполнить финансовый план? Имеется в виду — план по сборам в госбюджет? Тем более что Минфин уже резко увеличил план сбора — по данным «ЗН», на 1,5 миллиарда гривен в месяц!

Верится слабо.

Таможня — «молодая команда»

Камнем преткновения в новом правительстве стало назначение на пост главы Государственной таможенной службы Игоря Калетника, депутата-коммуниста, председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Калетник известен своей реактивной карьерой в таможне и своим высокопоставленным папой Григорием Калетником, влиятельным регионалом, который придавал его карьере скорость и направление.

О том, какое значение в обеспечении деятельности Коммунистической партии занимает Игорь Григорьевич, говорит совершенно беспрецедентный даже в наше циничное политическое время ультиматум, который выдвинула КПУ правительству Азарова. Прямым текстом фракция КПУ заявила: если пост главы таможни не будет отдан конкретно Калетнику, они выйдут из правительственной коалиции. Коммунисты открыто показали то, что лежит в основе интересов всех наших политических сил — наши партии и фракции работают не на получение достойного места во власти, а ради получения доходного «удела для кормления» конкретных людей. Под таким давлением «донецкие» сдались, и «винницкий» Калетник получил назначение. Впрочем, Игорь Григорьевич на таможне и в налоговой имеет крепкие связи и профессионально подготовлен. Вот только сможет ли он выполнить финансовый план в бюджет, который теперь ежемесячно увеличен, по данным «ЗН», на 1,8 миллиарда гривен!

Видимо, для помощи в выполнении этой задачи Калетнику без его ведома Азаров назначил его первым заместителем Анатолия Гутника. Еще одним замом на таможню был назначен Виталий Щербань — такова цена лояльности к правительственной коалиции депутата БЮТ Игоря Рыбакова, известного своим пристальным интересом к растаможке грузов на Одесской таможне.

Отношение к другим руководителям таможни также весьма показательно: ставленник БЮТ, близкий к группе А.Турчинова А.Мухин был отправлен в отставку, несмотря на отпуск; а протеже Ю.Луценко И.Пиковский был отправлен в отставку, находясь на «больничном».

А вот другим зампредам дали время на «творческие поиски». Написали заявления об отставке Т.Козак, человек В.Медведчука, и П.Онопенко, брат председателя Верховного суда. Сами уходить они не хотят, и их высокопоставленные покровители ищут способы договориться с «донецкими» чтобы сохранить своих людей.

Источники «ЗН», близкие к руководству Партии регионов, говорят, что перспективы Калетника на новой должности весьма шаткие. Если Партии регионов удастся реализовать планы по созданию внефракционной группы депутатов в поддержку правящей коалиции и получить таким образом устойчивое большинство, которое будет немонолитно и которым будет легко управлять без участия фракции коммунистов, то руки по реализации собственной кадровой политики будут у команды Януковича полностью развязаны.

Пока же те методы комплектации правительственной команды, которые демонстрирует новая власть, говорят о том, что от практики «приватизации» отдельных лакомых ведомств правительству Азарова избавиться не удалось.

В условиях, когда легальный сектор экономики выжат до предела, когда экономика не получила никаких стимулов, когда нет никаких изменений в законодательстве, когда методика налогообложения и сбора налогов осталась неизменной, увеличение плана выглядит нереальной задачей. Нереальной не потому, что эти деньги нельзя выбить. У нас возможно все. Нереальность заключается в том, что эти планы приведут в результате к еще большему уходу в тень тех, кто еще работает «в белую». И потому ближайшие перспективы экономической политики не выглядят радужными. Нельзя еще раз не отметить, что методика определения плана сбора налогов Минфина сама по себе является фикцией. В разработке этого плана не принимает участие Министерство экономики — та структура, которая, по идее, и должна определять пульс экономической жизни и ту долю, которую государство должно забирать в бюджет, чтобы не остановить легальную деловую активность.

Напомним, что налоговая нагрузка на предприятия, которые производят невысокодоходные подакцизные товары и не занимаются внешнеэкономической деятельностью с возвратом НДС, в Украине составляет 50%! То есть половину чистой стоимости товара в Украине образовывают налоговые отчисления! О какой конкурентоспособности, протекционизме, реформах, налоговых каникулах может идти речь? Кроме того, огромные накладные расходы на производство вынуждает содержание целой армии юристов и бухгалтеров, способных разобраться в тысячах нормативных актов и разъяснений по налогообложению. Предельно забюрократизированная система таможни и отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка создают условия, благоприятные скорее для контрабандистов и производителей контрафактной продукции. Без решительного сокращения аппарата фискальных органов, без централизации управления снизить коррупцию, как к этому призывает премьер-министр, просто невозможно.

Пока нет системных реформ, направленных на снижение «человеческого фактора» и автоматизацию процессов сбора налогов, до тех пор любые перестановки кадров в фискальных органах будут сродни перестановкам мебели.